502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #46
История о безотказном "Вежливом отказе" и отказавшем контрабасе
ВолковтриоА было так. В субботу в Доме собралась внушительная толпа по случаю концерта группы "Вежливый отказ" и новомодного проекта "Волковтрио" с Леонидом Федоровым и Сергеем Старостиным.
Судя по разговорам в зале, публика собралась именно на Федорова с Волковым, и для многих первое отделение стало сюрпризом. Говорят, что "Вежливый отказ" переживает не лучшие времена, и что на его концерты теперь обычно собирается 5 - 10 человек, не больше. Что же, если и так, то это точно не вина музыкантов - музыка не стала хуже и, на мой вкус, группа стала играть в чем-то интересней. Возможно, это не новость, но состав группы несколько изменился, а точнее - сократился. Нет больше пианиста Максима Трефана, игравшего в составе "Вежливого отказа" почти 10 лет, исчез и саксофонист Павел Тонковид, появившийся в группе относительно недавно. Главный идеолог, автор, гитарист и певец Роман Суслов оброс бородой, сменил электрогитару на акустическую и сел на стул. Остальная часть группы не изменилась: Дмитрий Шумилов - бас гитара, Михаил Митин - барабаны и Андрей Соловьев - труба. И хотя новых вещей на концерте не было, новые аранжировки с упором на трубу и акустическую гитару заставили старые, знакомые композиции зазвучать по-новому. В концерте практически не было песен без осмысленных текстов, которыми в свое время увлекался Суслов. В основном были сыграны вещи с последнего на сегодняшний день альбома группы "Коса на камень" и совсем старые - середины 80-х. Почти без гитарных соло, но с сильной ритм-секцией и трубой, музыка стала более танцевальной, с явным влиянием фанка. Похоже, что после нескольких лет поиска группа наконец обрела свой собственный современный стиль. Остановка в поиске, будем надеяться, не ограничится концертами со старыми вещами, и нас ждет что-то новое. Добавлю, что зал принял "Вежливый отказ" весьма бурными аплодисментами, и, несмотря на название, музыканты не отказались исполнить несколько вещей на бис.
Волковтрио и Сергей СтаростинВторое отделение было отдано одному из самых интересных проектов года - Федорову и "Волковтрио". На этот раз кроме трио контрабасиста Владимира Волкова (Святослав Курашов - акустическая гитара и Денис Сладкевич - барабаны) и Леонида Федорова (вокал, акустическая гитара) в концерте участвовал Сергей Старостин (вокал, кларнет, народные инструменты). Первой была исполнена народная песня без Федорова, с довольно простой, но очень жесткой аранжировкой. Надо отметить, что "Волковтрио" стали играть еще более ритмично, а контрабас Волкова и гитара Курашова все чаще стали использоваться, как перкуссионные инструменты. Это, кстати, довольно быстро сказалось на многострадальном контрабасе: когда после первой вещи Старостин ушел, а трио стало играть музыку из собственного репертуара, гриф его надломился, и Волкову пришлось устроить технический перерыв и заклеивать инструмент скотчем. После этого появился Федоров, и зазвучали новые и старые песни из репертуара "Аукцыона". После того, как слушатели окончательно были приведены в экстаз, на сцене вновь появился Старостин, и пошло-поехало - народные песни, иногда без барабанов, песни с нового сингла "Аукцыона" с Волковым и Курашовым, старые аукцыонные песни, но в новой аранжировке - и так далее, и так далее, и так далее. Мощный энергичный саунд концерта во многом был построен на контрасте двух голосов и двух гитар. Неудивительно, что несмотря на неработающую вентиляцию, публика требовала играть снова и снова. Сославшись на то, что контрабас полностью развалился, на закуску Федоров спел одну песенку под гитару, и на этом концерт кончился.
Вот такая история. Кстати, у "Аукцыона" вышел новый сингл с Леонидом Сойбельманом (экс-лидер таллиннской группы "Не ждали", не так давно выпустивший сольную работу, спродюсированную культовой фигурой нью-йоркского Downtnown-авангарда - саксофонистом Джоном Зорном - ред.). Я его частично слышал еще весной. Музыка там не такая, как с Волковым, но слушается с не меньшим интересом.

Иван Шокин

Сергей СтаростинПушкин погиб 37-и лет, едва успев напечатать "Пиковую даму" и "Капитанскую дочку". Если бы он остался жить, о его поэзии, я уверен, вспоминали бы как о "порывах молодости" великого писателя. Лев Толстой, для сравнения, в 37 лет только выпустил первую часть "Войны и мира"...
Именно такие литературные ассоциации вызвал у меня концерт "Федоров + Старостин + Волковтрио" 11 декабря в "Доме".
Стало окончательно ясно: Федоров вырос из "Аукцыона", как вырастаем мы из драных джинсов прошлого лета. Песни, которые Леня уже больше двух лет везде поет под гитару, приобрели законченный, фирменный вид. Особенно разительная перемена произошла с песней "Голованога". Если "всухую", под гитару, она звучала как истеричный частушечный панк, то в аранжировке, с консерваторским кларнетом и фольклорными рожками Сергея Старостина, она замедлилась, стала изысканнее и богаче, но от этого - только еще жутче.
Но и эти песни, что называется, подвинулись, когда первым голосом запел Старостин - "спаси нас от медведя лукавого" и тому подобное.
В отличие от Сергея, который занимается корневым фольклором уже лет десять, для Федорова подобные вещи очевидно в новинку, и он ушел в это дело с жаром неофита. Во всяком случае, на сцене он сидел с именно таким, абсолютно отрешенным видом. Зрелище было, доложу я вам: рок-звезда, кларнетист-классик и джазмен-авангардист сидят рядышком и самозабвенно играют-голосят народные причитания и заговоры.
Святослав Курашов, Леонид Федоров и Сергей СтаростинНа бис Федорову все-таки пришлось выйти одному (подклеенный скотчем волковский контрабас окончательно развалился) и исполнить "Заведующего всем". Это, хотя и вызвало дружные визги девичьей части битком набитого зала, как-то не покатило - в первую очередь самому Лене: едва закончив песню, он буквально бросил гитару и так стремительно умчался за сцену, словно его тошнило.
Искренне хочется надеяться, что со здоровьем у Лени все обстоит благополучно. Просто единственному у нас живому рок-музыканту (законсервировавшиеся в своих группах, как в банках, Гребенщиков и Шевчук, не говоря уж о прочих - не в счет) пришла пора окончательно убедиться: настало время для чего-то другого.
Чего именно - не берусь предсказать (Как по описанию салона Анны Шерер предсказать Ваську Денисова и Платона Каратаева?), но жду с нетерпением и надеждой. Не сомневаюсь, что свои символические тридцать семь Леонид Федоров переживет успешно.

Михаил Визель, "Русский журнал"

На первую страницу номера