ваш путь к джазовой аудитории России: реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1998 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #47
Джазовое образование в России: "Нам - 25"
Участники концерта в КЗЧ
Вот уже четверть века прошла с тех пор, как в России существует джазовое образование. На рубеже пятидесятых-шестидесятых джаз был темой для крупных споров в музыкальном мире. Многие задавались вопросом: надо ли учить музыке джазовых музыкантов? Джаз - это импровизация, нечто свыше, от Бога. Разве этому можно научить? Нельзя! Но существовали и другие точки зрения по этому поводу: если музыке - джазу - не учить, то что же это получится? Будет абсолютно неинтересно, скучно и непрофессионально. Таким образом, любители джаза разделились как бы на два противоположных "лагеря". Одни считали, что джазу учить не надо, и даже музыканты говорили: самоконтроль убьет в них импровизационный принцип исполнения джазовой музыки. Другие же полагали, что учиться-то можно, но у кого? Мастера все же нашлись...
Итак, джазовое образование было открыто... двадцать пять лет назад. (Официально джазовое образование в нашей стране действительно началось с 1974 г., но не будем забывать, что это стало возможным благодаря методическому опыту, накопленному работающей с 1967 года по сегодняшний день(!) бывшей Студией "Москворечье" - ныне Московский колледж импровизационной музыки - ред.) Сегодня нельзя не назвать имена тех, кто много сделал для того, чтобы джазовое образование в России стало официальным. Это профессора Игорь Бриль (класс фортепиано) и Александр Осейчук (класс саксофона), это Анатолий Соболев и Анатолий Кролл, Михаил Ковалевский и Юрий Чугунов и, наконец, куратор джазового движения в те годы Юрий Саульский (он же возглавлял и методический кабинет). Быть может, никто толком и не помнит, как это было, но усилиями истинных джазменов в 1974 г. в рубрикаторах отделов кадров появилась эстрадно-джазовая специализация с "шифром" "35/21". Правда, специальность "джазовый музыкант" была утверждена лишь восемь лет спустя, а до этого музыканты заканчивали класс сольфеджио.
А. Кролл, А. Осейчук, И. Бриль и В. ФейертагВ одной только Москве сейчас пять вузов, которые выпускают дипломированных людей, способных играть джаз. Среди них - Российская академия музыки им. Гнесиных, Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства на Ордынке и другие учебные заведения. Свое мастерство мастера-выпускники и студенты разных классов джазового образования продемонстрировали 8 декабря в концертной программе, прошедшей в концертном зале им. Чайковского в рамках абонемента петербургского музыковеда Владимира Фейертага "В мире джаза" (в рамках джазовой эстафеты "Нам - 25", в ноябре-декабре прокатившейся по множеству клубных и концертных площадок Москвы).
В зале Чайковского аншлага, конечно, не было, более того - зрительный зал был заполнен лишь на четвертую часть, но и этой внимательной аудитории было достаточно, чтобы концерт проходил в торжественной атмосфере значимости: как-никак - юбилей. Ведущим был Владимир Фейертаг, который знакомил искушенных слушателей с новыми именами, а также мастерски представлял имена уже известные.
Гала-концерт был открыт весьма живой, эмоциональной и неординарной по звучанию композицией со столь же необычным названием "Слоны в небе". Ее исполнили Олег Крымов, Сергей Васильев и Тигран Григорян, который, кстати, еще не раз появлялся на сцене за клавишами рояля.
Ансамбль преподавателей и студентовСледующее произведение "Перед заходом солнца" зрители услышали в исполнении Александра и Дмитрия Брилей - саксофонистов, которым учиться было, возможно, намного труднее, нежели другим студентам: ведь их отец, пианист Игорь Бриль, был у них деканом факультета!. Композиция была исполнена не просто мастерски; музыканты сумели создать подлинную, реальную картину природы. Саксофоны, и барабаны, и клавишные, и... - да все эти инструменты в сочетании рождали будто бы осязаемые звуки. Я думаю, это выступление подобным образом произвело впечатление на многих зрителей.
Всего было представлено около полутора десятков композиций, подобранных таким образом, чтобы слушатели сумели насладиться и уже известными, и новыми авторскими произведениями, которые в этот день исполняли не просто ансамбли, а "компании на сцене", как сказал Фейертаг. Настоящий джаз - культура совместной игры. Джаз можно играть лишь за счет постоянных коммуникаций друг с другом, и только тогда можно добиться желаемого результата.
Также выступили саксофонисты Денис Швытов (с авторской композицией "Пианино"), Евгений Соколовский, Антон Залетаев ("Блюз"), клавишник Михаил Тарасов, квартет во главе с пианистом-саксофонистом Евгением Печниковым и многие-многие другие. Появился на сцене и Николай Винцкевич - молодой альт-саксофонист, сын знаменитого пианиста Леонида Винцкевича. Николай в этом году получил звание "Музыканта, заслуживающего более широкого признания" от Московской ассоциации джазовых журналистов.
Юрий ГолубевНадо сказать, что концерт, как и предполагалось, был задуман по принципу "все самое интересное - под занавес", поскольку в конце выступили сами "виновники" юбилея - профессора Игорь Бриль и Александр Осейчук. На сцене музицировал ансамбль, который завершил концерт исполнением двух феерических и наиболее торжественных пьес. В составе ансамбля, кстати, выступила единственная за весь вечер представительница прекрасного пола - Жанна Ильмер (саксофон), преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных.
Думаю, сейчас уже не возникают споры относительно эффективности музыкального джазового образования. Талант преподавателей и их учеников мы, зрители, увидели, как говорится, на деле, узнали новые имена двадцать первого века (не будем обращать внимание на затертость этой фразы в нынешнем году), прозвучавшие в замечательном зале.

Галина Козорезова

На первую страницу номера