| Если помните, я собирался написать о
        сюрпризах преподнесенных малоизвестными
        музыкантами. Так бы, наверное, и получилось, если
        бы не крохотная рекламка, приколотая чьей-то
        заботливой рукой в холле Knitting Factory за те два часа, что я провел в
        зале. Ни в журналах, ни на серверах с расписаниями
        клубов об этом концерте не было ни слова. А между
        тем... Впрочем, не буду забегать вперед. Строго
        следуя хронологии, отчитаюсь во всем, что я
        увидел и услышал до этого.   Продолжая
        серию концертов, посвященных Пуриму, в Knitting Factory
        выступил духовик Мэтт Дарриу со своим Paradox Trio.
        Этот, очевидно, самый известный и любимый многими
        проект Дарриу представляет собой, как это ни
        "парадоксально", квартет. Дарриу, как всегда,
        играет со словами, предоставляя слушателю
        мучиться вопросом, кто же именно участник трио, а
        кто гость. Дело в том, что никаких гостей в
        квартете обычно нет, но в этот раз все было
        немного по-другому. Гитарист Брэд Шепик почему-то
        отсутствовал, в результате чего ансамбль
        превратился-таки в обычное трио. Зато в качестве
        гостя к ним присоединился перкуссионист Херн
        Габоис, играющий на всевозможных шумелках не
        только руками, но и ногами, из которых (шумелок, а
        не ног) стоит отметить самодельные зарбы и
        думбек. Остальной состав без изменений: Мэтт
        Дарриу - дудки, Руфус Саппадочиа - пятиструнная
        виолончель и Сейдо Салифоски - думбек, перкуссия.
        В таком усиленно восточно-перкуссионном составе
        ансамбль приобрел какое-то новое, темпераментное
        звучание. Многие знакомые композиции,
        начинавшиеся "как обычно" (иногда Дарриу
        использовал записанную партию саза или гитары
        Шепика), под конец превращались в дуэль двух
        перкуссионистов. При этом зал активно
        пританцовывал, сидя на полу - по какой-то
        неведомой причине стулья вынесли, а народу было
        не очень много. Рассказывать в который раз, как
        это все звучит, бесполезное дело. Лучше найдите
        записи квартета, изданные одноименным клубу
        лейблом. После этого неожиданного крена в
        сторону балканско-турецко-еврейского фольклора -
        еще дальше от джаза, - сам собой возник разговор о
        том, почему именно проекты Дарриу настолько
        интересны. Все остальное в этой области - в том
        числе и описанное мной в предшествующих номерах -
        выглядит менее органично, хотя иногда пользуется
        большей популярностью. Однозначного ответа я
        пока не знаю. И вот, что еще: все ансамбли Дарриу,
        вне зависимости от стиля, никогда не следуют
        канонам жанра и легко узнаваемы, но в то же время
        слушать их не только интересно, но и легко.
        Парадокс? 
         Ну а теперь вернемся к джазу. По
        рекомендации подписчиков мейл-листа любителей
        Medeski, Martin & Wood я отправился слушать самый
        настоящий биг-бэнд. Название его, впрочем, не
        совсем обычно - Either/Orchestra. Когда-то в нем играл сам
        Джон Медески, а на фирме, которой владеет худ. рук.
        оркестра саксофонист Расс Гершон, вышла в свое
        время самая первая пластинка трио. Наверное,
        именно этим был вызван интерес к нему в листе.
        Чтобы понять, что играет этот коллектив,
        попытайтесь представить себе какой-нибудь
        скромный джазовый оркестр, подыгрывающий в
        телепередачах (например, тот, что играет в
        программе "Угадай мелодию"). А теперь
        представьте, что музыкантам это все осточертело,
        поэтому во время соло пианист с контрабасистом
        играют, как Пол Блэй с Чарли Хейденом, трубачи -
        как Диззи Гиллеспи и Майлс Дэвис, саксофонисты -
        как Стэн Гетц и Джон Колтрейн, а барабанщик и
        перкуссионист - как Билли Кобэм и Сиро Баптиста.
        Аранжировано все так, что переходы от одного
        стиля к другому и от одного музыканта к
        мини-ансамблю, а потом ко всему оркестру,
        практически незаметны. В какой-то момент
        перестаешь понимать, что же все-таки происходит
        на сцене. Практически законченная композиция
        вдруг превращается совершенно в другую и по
        составу, и по звучанию, но так же незаметно
        перетекает снова в первую. К сожалению, не могу
        сказать, что это действительно захватывает. На
        мой взгляд, слишком большое внимание уделяется
        аранжировке как таковой, а исполнение иногда
        довольно вялое. Из музыкантов оркестра можно
        выделить прежде всего контрабасиста Рика
        Маклафлина, тромбониста Джоэла Енниора и
        альт-саксофониста Джалила Шоу. Естественно,
        репертуар такого оркестра представляет собой
        винегрет: тут и стандарты, и авторская музыка
        Гершона, и даже народные песни Йемена. Впрочем,
        узнать мелодии практически невозможно. Для себя
        я сделал такой вывод: если не заснуть в середине
        какой-нибудь пьесы и попытаться проследить за ее
        развитием, то слушать вполне можно, ну а если
        все-таки заснуть, то тоже неплохо - музыка
        биг-бэнда ничем не хуже колыбельной. 
        Снова большой ансамбль - и снова непростое
        название. В главном зале Knitting Factory прошло
        выступление септета из шести духовиков и
        барабанщика Kamikaze Ground Crew. Переводить не буду - и
        так все ясно. Состав весьма достойный: во главе
        Джина Лейшман (саксофоны, бас-кларнет, аккордеон,
        фортепиано и вокал) и Дуг Вейсельман (кларнеты и
        саксофоны), кроме них Стивен Бернстин - трубы,
        Питер Апфелбаум - саксофоны, Арт Барон - тромбон,
        Маркус Роджас - туба и Кенни Воллесен - барабаны.
        Последний альбом ансамбля называется "Covers".
        Это название подчеркивает не только тот факт, что
        музыканты играют не свою музыку, но и то, что в их
        репертуаре есть и джазовые, и изначально
        неджазовые композиции. Хендрикс, Штокхаузен,
        Эллингтон, Сати - это лишь часть из того, что
        прозвучало на концерте. Такая разнообразная
        программа напоминает "Кронос Квартет", тоже
        отличающийся экспериментами с разными
        музыкальными источниками. На этом, впрочем,
        сходство заканчивается. Играют музыканты с таким
        чувством и с таким удовольствием, что даже
        минималистически сложные пьесы воспринимаются
        без напряжения. Джина Лейшман, сделавшая большую
        часть аранжировок, в совершенстве владеет всеми
        инструментами, на которых играет. Каждый
        музыкант не только универсальный солист, но и
        прекрасный аккомпаниатор. Не знаю, как это звучит
        на компакт-диске, но в зале меня не покидало
        ощущение того, что в ансамбле существенно больше
        инструментов, чем их есть на самом деле,
        настолько по-разному изменялся их звук. Впервые я
        узнал, что, оказывается, Стивен Бернстин умеет
        играть тихо и гладко, без характерной атаки и
        глиссандо, а Дуг Вейсельман и Питер Апфелбаум
        могут исполнять вполне артикулированные соло. Ну
        и конечно не обошлось без иронического
        комментария на тему музыки, клуба, города и всего
        остального. Тут уж главная роль, как обычно, была
        отведена Стивену, не упускающему случая
        высказаться о "гребаном" мэре,
        "гребаном" композиторе или "гребаном"
        сабвее. И правильно - творец не может оставаться
        безучастным! 
        Это был последний концерт, на который я собирался
        пойти и про который собирался написать. И... 
         Во вторник в клубе Jazz Standard прошло
        единственное выступление трио великого
        органиста "Большого" Джона Пэттона. При чем
        трио в том самом составе, с которым он выступал и
        записывался в начале 60-х: Джордж Брейт - брейтофон
        и альт-саксофон; Бен Диксон - ударные. Четвертым в
        группе играл молодой французский гитарист, имени
        которого я, к сожалению, не знаю, так как даже сам
        Джон Пэттон не мог его выговорить, а никакой
        информации нигде про этот концерт не было. Сразу
        объясню, что брейтофон - это своего рода сиамские
        близнецы - сопрано-саксофоны. Мундштука у них два
        и раструба тоже два, но часть самой трубы едина, и
        клапаны устроены так, что можно играть, используя
        весь диапазон инструмента, а не только его
        верхнюю часть. 
        Карьера Пэттона никогда не была особенно
        успешной. Уже записанные альбомы 60-х увидели свет
        только в середине 80-х, после реанимации лейбла Blue
        Note. В 70-х интерес к Хэммонд-органу пропал, и
        казалось, что карьера Джона Пэттона закончилась,
        но в 90-х выходят один за другим три альбома,
        каждый их которых можно с уверенностью назвать
        выдающимся. Чарующий "groove" саунд его Hammond B-3
        нисколько не изменился. Годы не умерили его
        энергии, а техника не стала хуже. Можно смело
        утверждать, что такие популярные сегодня группы,
        как Medeski, Martin & Wood и Wayne Horvitz & Zony Mash выросли
        именно из его музыки. 
         Не знаю, почему концерт организовали
        так поспешно, но подготовлены музыканты были на
        все сто. Сначала я было испугался, что маэстро не
        может уже играть во всю силу, так как в первой
        вещи его было почти не слышно; но оказалось - это
        было сделано только для того, чтобы показать, как
        умеют играть остальные музыканты. И надо сказать,
        они таки умеют. Уже во второй композиции Джон
        Пэттон заиграл, используя все свое мастерство.
        Чуть-чуть подпевая и непрерывно раскачивая в
        такт головой, руками он создавал прекрасную
        музыку. Плохая акустика, чопорная публика и
        душный зал исчезли. Четверо совершенных
        музыкантов преобразили пространство и
        остановили время. Все, кроме музыки, стало вдруг
        несущественным и неважным. Первые слова, которые
        я услышал, были "еще одну!" - это произнес
        человек за соседним столом... как оказалось,
        прошло почти полтора часа, сет закончился, а эти
        слова после шквала аплодисментов были обращены к
        Джону Пэттону. "Еще одну?", - переспросил тот.
        - "Ладно, одну быстренько сыграем". И сыграли
        - пятнадцатиминутный быстрый блюз. Все. Точка.
        Занавес. На этом я умолкаю. Что тут еще скажешь? 
        Ничего не буду обещать на этот раз, но если
        что-нибудь будет стоящее, то я обязательно про
        это напишу. 
        
          Иван Шокин,
          собственный корреспондент 
          "Полного джаза" в Нью-Йорке 
         
         |