502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #17
"Альтернатива" жила, живет... прикажет долго жить?!

Майк Эллис, ансамбль Дм.Покровского и оркестр

11 мая в Культурном центре "Дом" состоялось закрытие фестиваля "Альтернатива-2000" ("Alt-2K").Фестиваль был грандиозен и по масштабу, и по составу участников. Не вяжется только с такой грандиозностью количество публики, которое на половине концертов было человек 50-60. Дмитрий Ухов, правда, отмечал, что важно не количество публики, а ее качество, что, конечно, тоже верно. Ведь на то она и "Альтернатива", чтобы не всем нравилась звучащая на фестивале музыка (кстати, в отношении музыки поражает и количество, и качество). Народ у нас, как оказалось, не отличается любознательностью и интересом к новым и неизвестным именам, хотя и хранит верность знакомым и любимым (что, конечно, хорошо).
Влодзимеж КиниорскийА ведь порой можно сделать удивительное открытие для себя, услышать то, чего не находил в известной тебе музыке и что, оказывается, как раз искал. Для меня, не очень просвещенного, но все-таки как-то ориентирующегося в альтернативной и джазовой музыке, "Альтернатива" была полна таких открытий. Взять, например, совместный проект Джошуа Пирс - Джонни Райнхардт - Майк Эллис...
Еще один состав - звезды из Польши, трио "Ch&K&K" (Марек Холоневский, Влодзимеж Киниорский, Кшиштоф Книттель - последний, кстати, в прошлом - председатель Союза композиторов Польши: привет Хренникову!), ставящие захватывающие электроакустические эксперименты. 
Марек ХолоневскийПомимо по-чекасински мощной коллективной импровизации, в сете поляков было и чистой воды волшебство - световая импровизация "Освещение 2" пана Холоневского на фантастическом инструменте, состоящем из MIDI-контроллера и пучка оптоволоконных световодов. В полной темноте горели концы световолокон, и поднесение рук пана Марека к этим огонькам вызывало взрывы и переливы синтезируемых звуков и аккордов в динамиках. Можно было бы принять это за своего рода танец под фонограмму, но как бурно и радостно откликнулись световоды на вспышку фотоаппарата Павла Корбута!
Очень, на мой взгляд, интересно прозвучала "Volga Song" Майка Эллиса. Ее исполнил целый камерный оркестр: струнная группа, Ансамбль Дмитрия Покровского; на саксофоне в оркестре - Олег Киреев, на контрабасе - Игорь Иванушкин. Дирижировал американский композитор Антон Ровнер. "Volga Song" - это такой взгляд на русскую жизнь со стороны (хотя со своеобразной стороны: ведь корни у Майка русские). Гармонично, во всяком случае интересно, звучали джазовые фразы Майка, не вставленные в ткань оркестровки, а порхающие над ней. 
Три дня "Альтернативы" были отданы ТЕРМЕНцентру. Из Италии приехали композиторы Джованни Коспито и Джузеппе Джулиано, которые представили свои произведения, а также опусы Вальтера Бранчи и Бруно Мадерны, исполненные на компьютере совместно с роялем, скрипкой и вокалом. На следующий день австрийские музыканты Элизабет Шимана и Гюнтер Гессерт исполнили свои композиции на терменвоксах. На третий день грянул целый оркестр из девяти разных терменвоксов музыкантов ТЕРМЕНцентра и Гюнтера Гессерта.
Это далеко не все, о чем можно было бы рассказать, но подробно обозреть всех участников в данной статье невозможно, так их много. Несмотря на это, хочется, чтобы в "Альтернативе" участвовало еще больше самых разных музыкантов, создавались новые проекты, эксперименты. Ведь в "Альтернативе" эксперимент ставится прямо на концерте, в нем участвует и следит за его развитием не только музыкант, но и зритель. Поиск новых форм, средств выражения музыкальных идей, их соединение захватывает, за ним следишь, как за химическим опытом. Этим общим чувством "Альтернатива" жила, живет и будет жить!

Вячеслав Рогожников

Дмитрий Ухов11 мая в центре "Дом" прошла пресс-конференция, посвященная сразу двум значительным событиям, - закрытию фестиваля "Альтернатива 2000" и презентации трех дисков современных авангардных композиторов, выпущенных компанией "Длинные руки". Однако, как это случается при издании CD в России в абсолютном большинстве случаев, о дисках только говорили, увидеть их не удалось: "Гимны" Владимира Мартынова , "Умирающий Гамлет" Александра Бакши и "Соната" Сергея Загния не были представлены публике, так как из-за технических неурядиц (вполне обычных, опять-таки - на складе шел будничный милицейский обыск) до места попросту не доехали. Но говорили много. Рассказали, что идея выпуска дисков возникла еще в прошлом году, когда Благотворительным резервным фондом был объявлен конкурс "Первые композиторские антологии на компакт-дисках" на соискание соответствующих грантов, и авторы музыки со всей России присылали свои творения на суд независимых экспертов. Пока это три из запланированных пяти дисков, создатели которых выиграли конкурс. К выходу готовятся еще два CD, а именно "Литургические сочинения" (работа в редкостном жанре мелодекламации) сибиряка Владимира Теплякова, названного открытием конкурса, и очень необычная музыка заслуженного деятеля искусств Татьяны Сергеевой.
На пресс-конференции присутствовало руководство "Длинных рук" - Николай Дмитриев - и руководство Благотворительного резервного фонда (Татьяна Черниченко), рассказавшие об авторах, чьи диски были выпущены и еще выйдут в рамках этого проекта.
Все это было в первой части пресс-конференции - несмотря на отсутствие дисков, вполне благостной и приятной. Далее выступил многолетний продюсер "Альтернативы", председатель Московской ассоциации джазовых журналистов - Дмитрий Ухов. Он говорил о закрытии очередного фестиваля "Альтернатива", о том, что она может и совсем закрыться, о том, что он хочет покинуть этот проект - то есть о вещах по природе своей невеселых. Много времени Ухов посвятил рассказу о трудностях проведения "Альтернативы", главным образом финансовых. С разочарованием говорил он о СМИ, которые упорно не пишут об "Альтернативе", не привлекая тем самым внимания аудитории. По его словам, он вряд ли будет продюсировать следующий фестиваль, так как "исчерпал свои идеи".

Яна Лапицкая

На первую страницу номера