Именно
        так, видимо, должна была бы выглядеть
        аббревиатура названия очередного фестиваля
        Московского джаз-ангажемента, проходи он
        (фестиваль) в советские времена. Впрочем, МДА
        редко расстается с до-обрыми традициями, так что
        на бэджах участников и организаторов фестиваля
        значилось попросту: "V ММДФ". Без упоминания,
        им. кого он в этом году (напомним, год назад он был
        посвящен столетию Эллингтона, два года назад -
        Гершвина). Оно и понятно - мифология утверждает,
        что Сатчмо родился 4 июля 1900-го, свидетельство о
        крещении - что 4 августа 1901-го, ну а исследователи
        разбрасывают возможную дату рождения Армстронга
        на пространстве между 1900 и 1904 гг. Что поделать, он
        родился не в обеспеченной еврейской семье, как
        Гершвин, и даже не в обеспеченной
        афроамериканской, как Эллингтон - родился он в
        семье бедной, не просто афроамериканской, а
        просто-таки негритянской, прямо в Нью-Орлеане.
        Так что достоверных документов о его рождении
        нет: бедные негры, как и индейцы, следовали
        мудрому правилу - раз человек есть, значит, он
        родился, и зачем ему еще какое-то свидетельство о
        рождении? 
        Даже автора вступительной статьи к буклету
        фестиваля, неизменного ведущего мероприятий МДА
        Владимира Каушанского, бес хронологии
        основательно попутал. Вот что мы в оном буклете
        читаем: 
        "...великий трубач Джо Оливер. Перед своим
        отъездом в Чикаго в 1917 году именно он потребовал
        взять на свое место Луи Армстронга (кстати,
        почему гг. из МДА никогда не называют Луиса
        Армстронга полным именем, которым он, собственно,
        сам себя именовал? - ред.)... по
        "совместительству" 22-летний Армстронг
        участвовал в марширующем оркестре..." 
        Но ведь даже если брать самую раннюю дату
        рождения, 1900-й, то 22 Армстронгу оказывается вовсе
        не в 1917, а в 1922-м? 
        Ну да ладно, не в этом дело, и совершенно это не
        имеет отношения к собственно фестивалю. 
         Перед началом первого из двух
        концертов - 2 июня - в фойе зала Чайковского, а
        затем и на сцене был устроен парад
        диксилендов.  
        Нынешний диксиленд довольно мало имеет
        отношения к нью-орлеанскому джазу, который
        представлял Армстронг, в его подлинном виде, это
        продукт вторичного, третичного и четвертичного
        преломления стилистики раннего джаза через
        творчество послевоенных
        консерваторов-ривайвлистов (в большинстве своем,
        кстати, белых). Но тут уж ничего не поделаешь:
        традиционный джаз представлен сейчас именно
        диксилендами, вне США этот вид музицирования
        чрезвычайно популярен, дискилендовых ансамблей
        по всему миру тысячи и тысячи. Дискисленды есть в
        Таиланде, Индонезии, Новокузнецке, Шотландии,
        Южной Африке, Челябинске - в общем, везде, где нет
        крепкой традиции современного джазового
        мэйнстрима (заметим, что в большинстве таких мест
        парой к диксиленду выступает обычно суровый
        авангард: например, в Литве, судя по косвенным
        признакам, у молодых авангардных музыкантов
        считается хорошим тоном параллельно играть в
        диксиленде). В Москве диксилендов тоже довольно
        много, и все ветераны жанра были представлены на
        "Параде" - вместе, в одной толпе музыкантов
        из тридцати, играли такие зубры, как Альберт
        Мелконов, Лев Лебедев, Борис Матвеев...  
        Когда, миновав стадию неизбежных джазменов в
        погонах и мундирах, парад выхлестнулся на сцену
        КЗЧ, среди исполнителей диксиленда при массовом
        удивлении трудящихся возник даже сам Герман
        Лукьянов! Нового слова в исполнении диксиленда
        он, впрочем, сказать не успел, однако за сценой
        охотно объяснил вашему корреспонденту, что это
        был уникальный эксперимент, единственный раз за
        тридцать лет, и больше такого никогда не будет.
        Так что имевшие глаза - да увидели (слушать ушами
        было особенно нечего, диксиленд - он и в
        Хацепетовке диксиленд). 
         Первый собственно музыкальный сет
        фестиваля представляли братья Бриль со своим
        ансамблем, за которым, кажется, окончательно
        закрепилось название Jazz Friends. На барабанах в этом
        составе - стабильный фанк-металлист Дмитрий
        Севастьянов, на фортепиано установился
        "молодой, подающий надежды" Алексей Беккер,
        а на контрабасе был Сергей Хутос, часто
        появляющийся как подменный басист в разных
        составах Игоря Бутмана. Довольно радикальный
        репертуар, самая благонамеренная пьеса в котором
        принадлежит перу отца братцев-саксофонистов
        Дмитрия и Александра (кто не знает - их отца зовут
        Игорь Бриль). Достаточно крепкие (чтоб не сказать
        добротные) аранжировки. Изящные и умные соло
        сопраниста Дмитрия и несколько более
        громогласно-многословные - тенориста Александра.
        В общем - вполне представительно как молодая
        часть современного мэйнстрима, вот только бы
        чуть менее занудства - и хоть в Нью-Йорк (правда, и
        там мэйнстримового занудства хоть отбавляй). Для
        любящей эту стилистику публики - что надо, беда
        только в том, что на фестиваль им. Луи Армстронга
        и публика пришла слушать Луи Армстронга, парад
        диксилендов им был в самый раз, а вот на братьях
        Бриль публика позасыпала. 
         Разбудил
        ее Игорь Бутман, против
        обещанного в программке квартета выставивший на
        сцену весь свой биг-бэнд. Горячие летние денечки
        привели на смену некоторым участникам subs, то есть
        подменщиков, но ключевые фигуры были. Любителей
        Армстронга порадовал трубач Владимир
        Галактионов: традиционную стилистку он не
        особенно любит, но владеет ею изумительно. Хорош
        был и альтист Денис Швытов, и тенорист Дмитрий
        Мосьпан, и многие другие. А уж когда Игорь
        (игравший, кстати, против обыкновения
        исключительно на сопрано) зарядил плясовую -
        "Soul Bossa" в аранжировке Куинси Джонса - тут
        спящие окончательно проснулись, и зал заплясал
        сидя (для "стоя" в КЗЧ, слава Богу, нет места). 
         Все же второе отделение было
        отдано американо-германскому (точнее, собранному
        живущим в Германии экс-советским барабанщиком
        Александром Симановским из подручных немцев и
        живущих в Германии американцев) квартету Джона
        Маршалла. 
        Главное действующее лицо - трубач Джон Маршалл,
        когда-то нью-йоркский, а с 1992 г. - германский
        музыкант (он работает в оркестре Кельнского
        радио, знаменитом WDR биг-бэнде). Кстати, о WDR
        биг-бэнде: на сцене присутствовал его дирижер и
        худрук - пианист Билл Доббинс, тоже когда-то
        американец. Оба экс-американца, правда, почему-то
        носили неискоренимо немецкий облик - видимо, так
        воздух Кельна действует; да и музицирование их, с
        технической точки зрения превосходное, с точки
        зрения музыкальной было по-немецки гладким,
        аккуратным и скучным, без каких бы то ни было
        открытий и шагов в сторону от патентованного,
        стократ проверенного, самозатачивающегося,
        нержавеющего и пылевлагонепроницаемого
        мэйнстримового занудства. Тому немало
        способствовала не очень-то ритмичная, хоть и
        очень опытная ритм-секция в составе громкого
        экс-соотечественника Симановского (экс-ансамбль
        "Мелодия", где под руководством Г.А.Гараняна
        было им записано две сотни пластинок - понятное
        дело, в массе своей не джазовых, а эстрадных) и
        старательного германца Хеннинга Гайлинга
        (обладающего превосходным звуком, но заметно
        проигрывающего в плане свинга). Сказать по чести
        и совести (а также по уму), до конца этого
        выступления ваш корреспондент не досидел.
        Изящно, технически грамотно, временами - даже
        виртуозно, но... скучно. 
          Ким Волошин 
         
        3 июня - второй день фестиваля, посвященного
        столетию Луи Армстронга. На том же месте, в тот же
        час. В зале - всего процентов пять свободных мест.
        Глаз радовала удивительно разнообразная публика
        - от одетых с претензией на молодость и
        элегантность пожилых дам с сигаретами в дешевых
        мундштуках и энергичных старичков до
        припанкованных молодых людей и детей лет десяти,
        старательно рассматривающих фотографии в
        вестибюле. С завидным постоянством мелькали
        улыбающиеся темнокожие лица и слышалась
        нерусская речь. 
         В этот день, чтобы отдать дань
        памяти Луи Армстронгу, на сцену вышли "Нarlem blues
        and jazz band", специально прилетевшие из Нью-Йорка
        для участия в фестивале. Это первый визит в
        Россию этих, по выражению ведущего Владимира
        Каушанского, "семи китов" американского
        джаза: некоторые из них выступали когда-то с
        Дюком Эллингтоном, Эллой Фицджеральд, Лайонелом
        Хэмптоном и непосредственно с самим Сатчмо.
        Возраст им вовсе не помеха - хотя самому старшему
        из них (барабанщику Джонни Блоуэрсу) "всего"
        89 лет, они и сейчас дадут фору любому молодому
        музыканту: ведь музыка, которую они играют, не
        стареет.  
        С первых нот внимание публики было захвачено
        полностью. Энергетика фонтанировала в зал - люди
        слушали, затаив дыхание и всякий раз разражаясь
        бурными овациями. На галерке отплясывали дамочки
        неопределенного возраста - видимо, вспоминали
        молодость. Знаменитая композиция из позднего
        репертуара Армстронга "What a wonderful world"
        частично была просто заглушена аплодисментами,
        частично спета самыми голосистыми слушателями
        партера.  
        Вокалистка ансамбля, Рут Брисбейн, появилась на
        сцене уже под конец выступления, и ее грациозный
        вокал только подогрел атмосферу... Чего стоил
        только ее зажигательный дуэт с самым молодым
        участником гарлемского ансамля - трубачом Джои
        Морантом, который умудрялся держать одной рукой
        микрофон и петь, другой играть на трубе, а потом
        заиграл на двух трубах сразу!  
         Вообще трубач Джои, пожалуй, был
        главным шоуменом коллектива, он-то и "завел"
        московскую аудиторию. Но не он один: остальные
        ветераны тоже были на высоте. Саксофонист Бабба
        Брукс, например, дебютировал на нью-йоркской
        сцене в 1944 году.  
        А вот гитарист Ал Кейси действительно играл с Луи
        Армстронгом, даже записал с ним несколько песен.
        Играл с ним и пианист Эд Сунстон, причем больше
        всех в ансамбле - восемь лет в 40-50-х гг., он даже
        снимался с Армстронгом в двух фильмах. 
         Удивительно, насколько
        эти пожилые, с трудом передвигающиеся люди были
        полны жизни и энергии. В случайно подслушанном
        мною разговоре (на задних рядах) было высказано
        предположение, что "эти старички никогда не
        умрут и будут "зажигать" вечно". По
        крайней мере, народ упорно не желал отпускать
        "старичков" со сцены, требовал бисов, и от
        грозившей музыкантам "Harlem blues and jazz band"
        длинной ночи в стенах зала им. Чайковского спас
        только ведущий Каушанский, здраво рассудив, что
        после такого "накала страстей" почтенной
        публике неплохо бы отдохнуть, и объявив
        антракт.  
        Впрочем, публика рассудила (не менее здраво), что
        все самое интересное в тот вечер она уже
        услышала, поэтому, когда на сцене появился
        ансамбль Германа Лукьянова
        "Каданс-Миллениум", пустых мест в зале
        ощутимо прибавилось. "Разогретые" и веселые
        слушатели ожидали, видимо, продолжения
        "банкета", но серьезные философские мелодии
        Лукьянова не оправдали их ожиданий: сдержанные
        вежливые аплодисменты, откровенно скучающие
        лица.  
         Надо сказать, что Герману
        Константиновичу просто не повезло - поставить
        его коллектив с заведомо непростой,
        интеллектуальной музыкой после яркого
        американского шоу, на которое большинство и
        пришло, вряд ли было со стороны организаторов
        хорошей идеей.  
        Люди уходили прямо посреди композиций, и к
        выступлению квинтета Якова Окуня с трудом
        оставалась половина зала. Молодых звезд
        российского джаза, к сожалению, принимали не
        лучше, хотя заслуживали они куда большего. Но на
        часах время приближалось к одиннадцати, и зал
        стремительно пустел... 
        Одним словом, фестиваль был завершен отнюдь не
        лучшим образом. Нехорошо как-то получилось;
        все-таки главную приманку - гарлемский ансамбль -
        надо было ставить в конец программы. И, хотя у
        публики в этот вечер был свой праздник,
        российские музыканты не заслужили такого финала. 
        
          Екатерина
          Миронова 
         
         |