502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #27

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

Grover Washington, Jr - Prime Cuts

Grover Washington, Jr
-
Prime Cuts. The Columbia Years 1987-1999

Columbia, 1999
71:13

* * * *

Так случилось, что альбом этот стал посмертным для саксофониста Гровера Вашингтона-мл., по праву числящегося одним из столпов и творцов smooth jazz - минувшей зимой Гровер внезапно умер. Помимо известных треков с большинства его альбомов 90-х, выходивших на "Коламбии", в состав сборника включен также один никогда ранее не публиковавшийся трек 1994 г. (не вошедший тогда в "All My Tomorrows"), одна ранее не выпускавшаяся версия известной темы "Soulful Strut" с одноименного альбома 1996 г. и две совсем новые, ранее не публиковавшиеся записи.
Хотя это в массе своей такой же сладковатый инструментальный поп, как у более второстепенных представителей этого направления, этому материалу нельзя отказать в том главном, что отличает разливанное море нынешнего поточного smooth от настоящей музыки: собственно музыкальности. Огромный талант и мастерство Гровера сквозят в каждой ноте, придавая материалу и осмысленность, и значительность.
В звуковом плане особняком стоят четыре трека - три, записанных в легендарной студии "Инглвуд Клиффс" самим Руди Ван Гелдером (все-таки на фоне довольно штампованных звуковых картинок прочих треков характерный вангелдеровский смачный, с хорошо подчеркнутым аналоговым низом звук заметно "торчит") и самый ранний из вошедших в сборник - "Blues For DP" с альбома 1988 г. (того самого, на котором пару соло - правда, не в этой вещи - играл молодой эмигрант из СССР Игорь Бутман). Этот последний трек выделяется даже не звуком, а, скорее, игрой - все-таки на рояле Херби Хэнкок, на контрабасе - Рон Картер... 
Но пик всего альбома - все-таки один из треков Ван Гелдера, бонус, завершающий всю подборку: классическая джазовая тема My Foolish Heart в исполнении трио Гровера, ветерана-пианиста Хэнка Джонса и контрабасиста Джорджа Мраза. Это не просто волшебное исполнение - это ясное доказательство того, что искусство Гровера было куда выше и значительнее им же и порожденного болота коммерческого поп-джаза...
Louis Armstrong - The Complete Hot Five & Hot Seven Recordings

Louis Armstrong
-
The Complete Hot Five & Hot Seven Recordings

Columbia, 2000 (4 CDs)
272:16

* * * * *

Естественно, в год мифического столетия Луиса Армстронга должно было выйти что-то грандиозное - и оно вышло. Хотя реальный юбилей - только через год, "Коламбия" выпускает в одном делюкс-сете все, что только имеет отношение к лучшим проектам Армстронга - "Горячей пятерке" и "Горячей семерке", которые в 20-е годы установили стандарты джазового исполнительства малым составом и явили тысячам джазменов всего мира планку, к которой следует тянуться (и до которой, заметим, дотянуться довольно сложно). Фантастическое дарование Армстронга как олицетворение всего традиционного джаза (если не джаза вообще) нашло наиболее убедительное воплощение именно в этих сырых, невероятно живых и пронзительно энергичных записях, а вовсе не в подслащенных и отлакированных пластинках послевоенных Louis Armstrong All Stars. Впрочем, эти последние знают теперь все, а вот "Пятерки" и "Семерки" - только специалисты.
Наряду с оркестрами Эллингтона и Бейси, малыми составами Хэмптона и Гудмена записи Армстронга 20-30-х - потолок, творческий пик джаза довоенной эпохи. Честь и хвала "Коламбии", что для этого издания были собраны не greatest hits, а ВСЕ сохранившиеся записи - в том числе те, что выходили под именем не Армстронга, а других членов состава (например, его жены - пианистки Лил Хардин-Армстронг).
Бережно (и в большинстве случаев достаточно удачно) восстановленные записи трудно оценивать с точки зрения современной звукозаписи. Сделанные одним, часто - примитивным, микрофоном в далеко не совершенных студиях, они заслуживают восхищения хотя бы только потому, что доносят до нас зримый (вернее, слышимый) образ вершинного явления первого полувека развития джаза.
Vladimir Galaktionov - Russian Project

Vladimir Galaktionov
-
Russian Project

Headquarters Records, 2000
46:00

* * * 1/2

Те, кто знает московского трубача Владимира Галактионова как участника биг-бэндов Лундстрема и Бутмана, будут этим альбомом сильно удивлены. Меньше будут удивлены те, кто слышал его со "Вторым приближением". Ну а те, кто его и вовсе пока не слышал, удивлены не будут - они просто услышат добротный, совсем не шаблонный, композиционно и исполнительски грамотный и временами даже увлекательный фьюжн.
Это работа сольная в полном смысле слова - не только вся музыка принадлежит Владимиру, не только все партии трубы сыграны им; он выступает здесь еще и в роли клавишника-синтезаторщика, создавая массивные, по-фьюжновому добротные многослойные электронные аранжировки. Впрочем, звуки синтезаторов выгодно оттеняют соло музыкантов-гостей: пианиста Андрея Разина (у которого Галактионов работает во "Втором приближении"), двух очень разных гитаристов - традиционалиста Александра Шевцова и авангардиста Александра Костикова, а также перкуссиониста Игоря Стотланда, который записал партии тарелок, мастерски оттеняющих механистичные звуки компьютерных ударных.
Качественный музыкальный материал и исполнение не всегда гарантируют интересный результат, но здесь с этими двумя составляющими все в порядке.
Одна беда - альбом выпущен небольшим тиражом на очень маленьком американском лейбле Headquarters Records, так что в России найти его проблематично.
Andrei Razin & Igor Ivanushkin - Something From The Past

Andrei Razin & Igor Ivanushkin
-
Something From The Past

Jazzland - Русская серия, 2000
42:39

* * * 1/2

Дебютный альбом нового московского джазового лейбла, возглавляемого журналистом Михаилом Митропольским, для обоих участников дуэта - пианиста Разина и контрабасиста/бас-гитариста Иванушкина - вовсе не дебют. Просто запись была сделана три года назад, а музыканты успели с тех пор составить собой основу проекта "Второе приближение", выпустить интереснейший альбом "Пьеро" на "Богеме" и записать еще один, готовящийся сейчас к выходу в Германии.
Здесь контуры будущего "Второго приближения" если и проглядывают, то нечетко. Просто добротная дуэтная запись. Явно нешаблонный, нестандартный и временами совсем даже не мэйнстримовый пианист - плюс сильный, но более практически мыслящий басист. Несколько стандартов, более или менее прихотливо исполненных. Несколько авторских композиций, более или менее прихотливо сочиненных. В целом - весьма и весьма приятная работа, даже - несмотря на дуэтность - вполне доступная более или менее широкой аудитории. С вызовом, диктующимся отсутствием барабанов, оба вполне справляются, а номера с контрабасом могут быть даже поставлены в пример ритмической организации такого дуэта (бас-гитаре меньше повезло).
Запись делалась в одной из лучших московских студий (Пятая студия ГДРЗ, Олег Тимофеев). Очень конкретный, жестковатый, массивный рояль и очень перкуссивный, акустический, воздушный контрабас - приметная пара и любопытная звуковая картинка. Более глухая и менее характерная (с ударением на втором "а") бас-гитара дополняет рояль, тогда как контрабас говорит с ним на одном языке.
В целом - запись, которую многие любители самых разных слоев джаза с удовольствием поставят на свою полку. В отсутствие концептуальности будущего "Второго приближения" дуэт демонстрировал иные качества, которые не так уж и часто встречаются в отечественном джазе.

Константин Волков

На первую страницу номера