| JAMES CARTER QUARTET "Jurassic Classic" (DIW
        Records, 1994)  Джеймс Картер - из
        поколения "крутых молодых тенористов"
        (кстати, в записи одноименного альбома - "Tough Young
        Tenors" - он участвовал) и, пожалуй, самый
        техничный сейчас саксофонист в мире. Он владеет
        альтом, сопрано, баритоном, бас-кларнетом и
        вообще всем дудящим, включая австралийский
        диджериду, но его конек - тенор-саксофон. Альбом
        "Допотопная классика" превосходно
        иллюстрирует абсолютную степень его владения
        инструментом (вернее, инструментами - при записи
        он играл на сопрано, альте и теноре). Со
        стилистической точки зрения альбом граничит с
        авангардом. Во всяком случае, кратко изложив
        соответствующую "допотопную" тему
        (Эллингтона или там Монка), следующие семь,
        одиннадцать или даже тринадцать минут Картер
        безостановочно "поливает", путешествуя от
        современной традиции к абсолютной
        "собачатине". Запись можно отнести к
        эталонным для жанра: ее сделал Джим Андерсон на
        Power Station еще в те дни, когда эта уникальная студия
        с полностью деревянным объемом не была
        переименована в Avatar. Особенно впечатляет звук
        инструментов лидера: динамический уровень их
        такой, что, кажется, клапаны саксофона нажимаются
        прямо у вас в районе слухового нерва.
    BILLY HARPER "If
        Our Hearts Could Only See" (DIW, 1997)   Именитый тенор-саксофонист
        Харпер в молодости играл у Арта Блэйки и у Гила
        Эванса - и то и другое в записи отчетливо слышно.
        Пожалуй, это один из наиболее своеобразных
        примеров использования стиля Блэйки за
        последние годы - наряду с работами Валерия
        Пономарева. Харпер временами пытается даже
        фри-джаза подпустить - чуть-чуть, по мелочи - но
        очень деликатно. Запись делал Джим Андерсон, но
        не на Avatar, а на двух других студиях - Clinton и Sound On Sound
        - причем сразу живьем, без сведения (или, вернее,
        live mix'ом). Звучит чуть размыто, чуть притушено,
        труба Эдди Хендерсона чуть мягковата и вообще
        все вместе подернуто какой-то звуковой патиной,
        но это красиво.     DOUGIE BOWNE "One
        Way Elevator" (DIW, 1996)    Авангардный (и не только
        джазовый) барабанщик Дуги Боун записал эту
        работу в трио с ветераном фри-джаза басистом
        Фредом Хопкинсом и пианистом Джоном Медески (тем
        самым, что играет на органе в фанковом трио Medeski
        Martin & Wood). Диапазон стилистики от трека к треку
        варьируется: тут и совсем "фри", и
        импрессионизм а-ля Пол Блэй, и "не совсем
        фри" - явно подготовленные, слегка глумливые,
        слегка программные "плясовые". Впрочем, до
        истинного сумасшествия - такого, чтобы увлекало
        слушателя за собой - альбом не дотягивает:
        немножко слишком "из головы". Запись делал
        Дэнни Копелсон на студии Sear Sound в Нью-Йорке
        (кстати, еще в 1994 г.). Превосходный, выпуклый
        контрабас с обилием острых, сухих "пальцев"
        изящно сочетается с мягким, пространственно
        замкнутым фортепиано и острыми, но очень сухими и
        не эшелонированными барабанами. Бас отчетливо
        читается как гармонический голос, что в
        большинстве случаев делает игру трио особенно
        интересной.     AL DI MEOLA "The
        Infinite Desire" (Telarc, 1998)  Год от года
        записи Ди Меолы все усложняются. В
        сотрудничестве с клавишницей Рэчел Зед,
        наприглашав превосходных инструменталистов
        (Джон Патитуччи, Питер Эрскин, Хэрби Хэнкок и др.),
        на этот раз он разразился полностью электронным
        полотном. Нас не должны смущать обильно звучащие
        акустические гитары - сэмплинг, компьютерные
        "лупы", десятки секвенсированных партий,
        характерные модные звуки неживой ритм-секции во
        многих пьесах показывают, что Ди Меола далеко
        продвинулся в сторону звуковой виртуальности.
        Впрочем, это и неплохо - многое звучит куда живее
        и ярче, чем на предыдущих работах. Кроме того,
        акустические и электрические гитары самого
        лидера не дают далеко уйти в виртуальность.
        Записи делались в трех разных нью-йоркских
        студиях (Ridht Tracks, Churchill, Chung King) режиссерами Фрэнком
        Филипетти, Го Хотода и Спиросом Пулосом (этот
        последний выступает и "саунд-дизайнером"
        альбома вместе с Рэчел Зи). Продюсировал сам Ал Ди
        Меола. Результат далек от джаза как такового -
        впрочем, как и от нынешнего стандарта
        "фьюжн": индивидуальность музыки Ди Меолы с
        легкостью ломает жанровые барьеры.
     TRIGON
        "Oglinda" (JARO Medien GmbH, 1998)    Альбом молдавского
        этно-джазового трио, которое возглавляет Анатол
        Штефанец (струнный альт), был записан в Молдавии,
        сведен в Осло на легендарной студии Rainbow
        пианистом Михаилом Альпериным (ныне живущим в
        Норвегии и много записывающимся для ЕСМ), а
        выпущен в Германии. Трио играет почти совсем
        народную музыку - то есть фольклорные темы в
        импровизационном изложении с некоторыми
        элементами других жанров.
        Балканско-черноморский дух слышен в хитрых
        ломаных размерах, лихих плясовых наигрышах или,
        наоборот, в задумчивых лирических моментах.
        Впрочем, дух современной импровизационной
        музыки, охотно питающейся этническим материалом,
        тут тоже хорошо слышен, особенно в игре
        бас-гитариста Серджиу Тистимицяну. Заметно, что
        музыканты иногда ставят себе чуть более сложные
        задачи, чем могут разрешить, но общего
        впечатления это не портит. Светлый, массивный
        звук бас-гитары хорошо увязан со звуком альта
        (иногда, за счет "народного" приема игры с
        флажолетно-октавным призвуком, становящимся
        ОЧЕНЬ фольклорным) и с многообразной перкуссией.
        Особняком стоит шестой трек, где трио
        превращается... язык не поворачивается сказать
        "в вокальное" - в голосовое: два голоса,
        мужественно охая, аккомпанируют, третий - без
        слов о чем-то рассказывает. Лепота. © Кирилл Мошков,
        1998       |