ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #14
"Джаз России" в Нижнем: "Послушай, как это делаю я"

Михаил Петропавловский20-23 апреля на четырех площадках Нижнего и Дзержинска прошел 11-й международный фестиваль "Джаз России".
ОРТ срежиссировало фестивалю шикарный пролог. Ровнехонько накануне началась европейская премьера нашумевшего американского телесериала "Джаз". Американский музыкальный критик весомо сказал с экрана: "Джазмен - воплощение индивидуализма. Человек выходит на сцену с мыслью: неважно, как это делают другие. Важно, как это делаю я". 
Послушай, как это делает бэнд Михаила Петропавловского. Миша - пассионарий нижегородского джаза и конкретно биг-бэнда (большого оркестра). Барабанщик и клавишник, он неустанно пишет оркестровые аранжировки, поэтому команда его всегда исполняет авторские программы - в джаз-клубе "Джем-Престиж", на выездах и здесь, на фестивале. 
В.Уланов (директор фестиваля) и Яна Тюлькова Хороший, слаженный, азартный, талантливый оркестр несколько лет назад на параде биг-бэндов в австрийском Линце был назван лидером фестиваля. Сегодня с бэндом поет Яна Тюлькова, очень активная и одаренная вокалистка, по совместительству она ведет телеверсии фестивалей и иногда пописывает в сетевые джазовые СМИ.
Главная международная приманка фестиваля - трио "Тукан". Этот ансамбль, приехавший из Израиля, на две трети - бразильский по крови и географии рождения. У одного из бразильцев к тому же восточные корни (Украина и Молдова). 
"Тукан" играет бразильскую музыку. Любую "латину" у нас встречают и слушают с большим удовольствием. Но воспитанные любовью к босса-нове и Антониу Карлушу Жобиму, мы вряд ли представляем все многообразие ритмов, стилей и даже инструментов бразильского музыкального пласта. "Тукан" в своих программах рисует обширное его полотно, где история сплетается с современным джазом и плавно перетекает в уличные песни, где африканские корни и популярные бразильские темы неразделимы. "Это просто находка, я такого никогда не слышал", - говорит о "Тукане" искушенный слушатель и изрядный барабанщик Лев Тишин, которого музыкой, в общем-то не удивишь. 
Хагаи РехавияХагаи Рехавия (гитара), Амир Милштейн (флейта) и Жока Перпиньян (вокал, перкуссия, народные бразильские инструменты) прекрасно образованы, изысканны в общении и непредсказуемы в игре. Флейта Амира то жалуется, то льется прямо в сердце теплым июньским солнечным лучом, то фыркает, а временами звучит на два голоса, когда он одновременно выдувает звук и поет. Но вопрос, сколько приемов игры он использует, неожиданно ставит его в тупик: "Новые приемы я открываю каждый день. Что-то подсматриваю у других флейтистов, имитирую, что-то изобретаю сам и до сих пор беру уроки".
Некоторые их вещи необыкновенно красивы, и что тут добавишь. Недослышав за кулисами, я полагаю, что одна из таких красивых мелодий называется "Любушка". Ее поет Джока, не претендующий на супервокал, но очень задушевно подчеркивающий пленительную прелесть мелодии. Я уже убеждаю себя, что это серенада..."Любушка?"
"Лягушка!", - веселится трио. - Просто окончание каждой фразы в этой песне напоминает прыжок лягушки. Большая часть бразильской музыки воспевает природу: цветы, растения, животные. Серенада? Ну, может быть, композитор влюбился в лягушку и поцеловал ее, но принцессой она не стала".
Джока ПерпиньянПеркуссионист Джока - ритмический фундамент программы, на сцене он окружен конгами, шейкерами, коробочками, погремушками, трещотками. Мы вместе пересчитываем этот арсенал; получается пятнадцать инструментов вместе с вокалом и народным бразильским инструментом беримбау. Беримбау напоминает двухметровый кривоватый лук. Ногой сгибают ветку дерева беримба (его ветки чрезвычайно гибкие), натягивают проволоку из автомобильного колеса, звучать эту проволочную струну принуждает палочка из беримбы же, а высоту тона меняют плоским камешком - галькой. Гальку Джока возит с собой, как, например, любимый медиатор. Плюс шейкер, зажатый в правой руке и особый гремящий шар, укрепленный на "луке".
Манера игры Хагаи настолько же камерная, насколько и виртуозная, и, похоже, он одинаково искушен и в классической, и в джазовой, и в традиционной бразильской гитаре. "Действительно, так, - подтверждает Рехавия. От классики - техника исполнения для правой и левой руки, от джаза - сложные гармонии, от бразильской музыки - конечно, ритмы, в которых гитару используют и как перкуссию, стуча руками по грифу". Эпизоды, в которых он "перестукивается" с Джокой, захватывают и поражают.
Джока ПерпиньянВ каждом новом музыканте всегда интересен живой человек: жена, дети, годы, увлечения... Любой бразилец любит четыре вещи: футбол, самбу, пиво и девушек. Джока расставляет хит-парад предпочтений на трехместном пьедестале: футбол, девушки и самба. Но под пиво. Амир - единственный в трио семьянин, двое детей, его хобби - все хорошее в жизни. Музыка, фильмы, море, путешествия, лошади, джипы, выпивка, еда... "Я люблю вкусное мьясо", - с чувством признается он.
Изящный сдержанный Хагаи, оказывается, увлекается восточной культурой и медитативной практикой, но музыка поглощает его почти целиком. Россия - их первая зарубежная гастрольная поездка, и в Нижнем (и в Дзержинске, на произношении которого все они запинаются) - самый теплый прием.
Второй фестивальный день завершает группа "Ritmo Caliente", в переводе с испанского - "горячий ритм". Горячие парни из Санкт-Петербурга (двое из которых кубинцы) играют скорее попсовую, нежели джазовую программу, замешанную на блюзе, латине, роке, фьюжн и т.д. Наверное, она лучше звучит в клубе, нежели на фестивальной сцене; впрочем, композиция из наследия Карлоса Сантаны, стилизованная под народную песню, исполнена ими чрезвычайно зажигательно, просто здорово. Эти музыканты - великолепные знатоки всяческих перкуссионных секретов, с ними очень интересно разговаривать о стилистических корнях, музыкальных инструментах, вплоть до ящиков - перкуссии, введенной в обиход американскими неграми. Ящики - теперь уже "фирменные" - некоторые исполнители используют и сейчас. 
Doo Bop Sound Джаз-рок - стилистический лейбл завершающего фестивального концерта. В джазе не принят "разогрев", однако квартет "Конси" (выходцы из Нижегородской консерватории) натурально разогревают публику с первых звуков. Крик, рев, свист - успех перспективных молодых джазменов вполне убедителен. Их сменяют шестеро питерцев из Doo-Bop Sound. Это неописуемо. Молодость, помноженная на потрясающее мастерство, плюс фантазия, плюс какая-то невероятная энергетика - часовая программа пролетела как одно мгновение, а зрители еще и попросили "на бис". 
Йоэль ГонсалесКубинец Йоэль Гонзалес, ведущий перкуссионист Санкт-Петербурга, приезжает к нам пятый раз. Красивый, как греческий бог, на сцене он включается, словно лампочка - шквал звуков и энергии; а в разговоре спокоен, философичен и абсолютно расслаблен. ("Недавно увидел себя по видео - так удивился! Какое-то ужасное лицо, какие-то сумасшедшие эмоции во время игры..."). Он вырос в звуках нескончаемых кубинских карнавалов, где на каждые сто метров - палатки с выпивкой и экзотическими для нас закусками и оркестры, играющие разную музыку и совершенно не мешающие друг другу. Одиннадцать лет назад русская переводчица с испанского затмила ему белый свет. "Мы даже не решали, где будем жить, - просто вместе поехали в Россию. Это любовь, это судьба". 
Его постоянно приглашают в разные составы, на фестивали, в клубы, гастрольные поездки. Фестиваль латиноамериканской джазовой культуры - его собственное изобретение, отнимающее, впрочем, тьму сил, и на следующем фестивале Йоэль рассчитывает только играть, предоставив организационную Голгофу другим. Игра - его сущность, он неистощим, как перпетуум мобиле и подкупающе неприхотлив (одну ночь отстукивал в "Джем-Престиже" чуть ли не на кастрюлях из кухни, другую - безропотно сел за малый барабан, а может быть, это был и пионерский барабан). На правой руке у него вековечная мозоль, набитая ритмом, со свежей ранкой. "Да, немного больно, но когда начну играть, боль уйдет", - отмахивается Йоэль. - Перкуссия - это последняя точка в музыкальной картине. Это шаманство. Даже не понятные ритмически места перкуссия собирает воедино и создает, как мы говорим, драйв". Неискушенному человеку перкуссия Гонзалеса покажется чудом: под его руками конги поют "В лесу родилась елочка", а уж ритмы...
Заходя на интервью в гримерку, он задушевно произнес: "Как хорошо, столько музыки вокруг". 
Столько музыки вокруг. Как хорошо.

Светлана КукинаСветлана Кукина, Нижний Новгород
Фото автора

первая публикация: Н.Новгород, "Светская жизнь", #17, апрель 2001 г.

На первую страницу номера