ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 42
2002

Джазовое образование как оно есть: малые школы. Иллинойс.
Преподавание джаза в учебных заведениях США не исчерпывается тремя известными школами, которые мы рассмотрели в предшествовавших публикациях на эту тему (см. первую и вторую части очерка о колледже Беркли, первую и вторую части рассказа о джазовой программе Консерватории Новой Англии и первую и вторую части очерка о джазовой программе Университета Новой Школы). Есть и более известные и престижные школы (список их см. в конце этого материала), но главное - по всей стране есть буквально сотни школ, консерваторий, колледжей и отделений в самых разнообразных высших учебных заведениях, от государственных и частных университетов до общинных колледжей и религиозных институтов, которые предлагают курс или программу изучения джаза. Конечно, трудно говорить о системе джазового образования в США без хотя бы беглого знакомства с джазовыми программами хотя бы нескольких таких школ. Сегодня речь у нас пойдет об учебных заведениях, расположенных на Среднем Западе США, в штате Иллинойс, крупнейший город которого - многомиллионный Чикаго.
Начнем с одного из престижных чикагских (точнее, иллинойских) университетов -Северо-Западного (Northwestern University). Мне довелось побывать на одном из занятий его джазовой программы. Это был семинар, входивший в курс истории американского джаза в 50-е гг. Звучали записи Телониуса Монка, преподаватель обсуждал со студентами написанные ими небольшие письменные работы, посвященные этой титанической фигуре - одной из ключевых в джазе тех лет. Затем перешли к обсуждению Дейва Брубека, слушали его записи конца 50-х, анализировали те или иные их отличительные черты. Мне понравилось, как работали студенты - спокойно, без экзальтации, большинство - с явным интересом к предмету. Но еще больше заинтересовал преподаватель: умный, едкий, ироничный и с колоссальным знанием темы. Еще бы! Это был автор одного из лучших путеводителей по джазовой истории, написанного через призму тех альбомов упоминаемых исполнителей, которые возможно приобрести в США - "Playboy Guide to Jazz", знаменитый чикагский джазовый радиоведущий и критик, проработавший много лет в ведущем джазовом журнале Down Beat. Его зовут Нил Тессер.

Вы читаете джазовый курс в Северо-Западном университете. Что это за учебное заведение и чему посвящен курс?

Нил Тессер- Северо-Западный университет - один из старейших в Иллинойсе. Находится он не в самом Чикаго, а в северо-западном его пригороде - Эванстоне. Это - частный университет, пользующийся определенными привилегиями внутри штата. Он был основан в 1842 г. и с тех самых пор, по соглашению, заключенному первым президентом университета с отцами города Эванстон, не платит ни одного местного налога. Все, что и по сей день имеет город от университета - это приезжающие сюда учиться 10 тысяч студентов, которые тратят здесь деньги, и создаваемые университетом тысячи рабочих мест. В последние 25 лет город сильно давит на университет, пытаясь положить конец этой ситуации. Университет этот считается весьма высококачественным и престижным, и обучение в нем очень дорогое. Когда я сам заканчивал его 30 лет назад, обучение стоило 3500 долларов в год. Нынешние студенты платят уже 30 тысяч в год.
Я читаю здесь два курса, "Американский джаз в 50-е годы" и "Современный джаз". Строго говоря, они включены в учебный курс университетской Школы музыки, но как electives (дополнительные курсы по выбору, не дающие "кредитов"), их могут брать студенты любых специальностей. Среди моих нынешних студентов - те, кто учится на отделениях гуманитарных наук, технологическом, английской литературы, богословия, причем их по сравнению со студентами музыкальной школы почему-то подавляющее большинство. Я не знаю, в чем тут дело. У меня есть подозрение, что в списке предлагающихся на музыкальном отделении курсов (music school curriculum) не очень ясно прописано, что курс истории джаза открыт для студентов-музыкантов. А школу музыки это положение вполне устраивает, хоть именно она и платит за этот курс: им, как я понимаю, льстит, что у них есть курс, привлекающий студентов со всех отделений.
Поэтому среди моих студентов есть довольно много таких, кто не так много знает собственно о музыке. Помню, когда я читал курс по 50-м в первый раз, спустя три недели ко мне подошла одна девушка и сказала: я вот в магистратуре (graduate student) и взяла этот курс - подумала, что мне это будет интересно. Но я не очень разбираюсь в музыке и боюсь, что не справлюсь. Я сказал: вы можете очень хорошо справиться, если поработаете. На следующей неделе она опять подошла ко мне и сказала: ну да, пошло, в общем, получше, но я все еще волнуюсь, как у меня получится. Я сказал: ну, вы старайтесь, и все будет хорошо. Она ответила: ну, наверное. Вот ведь, например, Майлс Дэйвис: он ведь, кажется, на трубе играл? Ясное дело, все недели перед этим мы на занятиях говорили именно про Майлса Дэйвиса, так что я подумал: да, похоже, она и правда не справляется! Но, вы знаете, она втянулась, написала хорошую семестровую работу - в общем, вошла в тему и благополучно дошла до конца курса. Так что, как видите, курс берут те, кто хочет несколько разнообразить свои знания.
(Мы уже говорили об этой системе в обзоре истории джазового образования в США. Обучаясь, скажем, химическим технологиям, на старших курсах можно для расширения кругозора за 1-2 "кредита" (обязательных семестровых балла) или вовсе бескредитно взять несколько самых разных курсов для расширения общего кругозора - скажем, "Поэтика японских средневековых трехстиший", "Женское движение в Великобритании после первой мировой войны" и, допустим, "История джаза в 50-е годы" - КМ.).
Впрочем, среди них есть и несколько студентов музыкальной школы, и они говорят, что курс помогает им упорядочить свои знания об американской музыке - даже в том случае, если они занимаются не на джазовом отделении, а на классическом. Особенно это касается будущих преподавателей музыки, которые стараются систематизировать полученную ими информацию об истории музыки.

А что, в музыкальной школе нет систематического курса истории джаза, куда входили бы и ваши?

- Нет. Надо сказать, что в Северо-Западном есть программа изучения джаза, которую лет девять назад ввел декан музыкальной школы Бернард Доброски - наряду с программами по этномузыкознанию, мировой музыке и т.п. (он таким образом пытался осовременить программы школы, которая была известна до этого как своего рода башня из слоновой кости, храм академического искусства). В этой программе задействовано несколько отличных преподавателей: пианист Майк Кокер, барабанщик Джо Спенсер (он и возглавляет эту программу) - тот самый, который постоянно играет со всеми нью-йоркскими знаменитостями в Jazz Showcase, когда они берут чикагскую ритм-секцию. Так вот, программа включает отличные курсы по исполнительству, но у них нет обязательного курса истории джаза. Я обращался к ним с предложением такой курс ввести, и они ответили в том смысле, что да, они были бы счастливы, чтобы я вел у них такой курс (у меня, видите ли, нет докторской степени, но они испытывают ко мне некоторое уважение просто потому, что я делаю свое дело джазового критика уже довольно много лет). Я спросил их, должна ли это быть систематическая история джаза - и они ответили: пока нет; пока что делайте, что хотите. Вот я и остановился на двух курсах: джаз в 50-е и современный джаз (80-90-е). Я также пытался ввести курс по 70-м, по эпохе фьюжн, но он не вызвал особого интереса, и я его закрыл.

* * *

Элмхерст, штат Иллинойс - городок небольшой. Строго говоря, сейчас это уже и не отдельный город даже, а далекий западный пригород конурбации Чикаго. Элмхерст - типичный для американских мегаполисов отдаленный район одно-двухэтажных недешевых домов вдоль опрятных, симпатичных улиц. Здесь нет прямого сообщения с центром Чикаго, потому что оно мало кому нужно - в Элмхерсте живут не самые бедные люди, у всех есть свои машины. У каждой медали есть своя оборотная сторона: отсутствие дешевого и часто ходящего городского транспорта означает отсутствие в районе городской шпаны из менее благополучных мест.
Как и во многих подобных городках, особенно если города эти не очень новые (в случае со Средним Западом - регионом США, в который входит Иллинойс - это означает, что город существует лет сто пятьдесят, для Америки большой срок, целая история), в Элмхерсте есть старый и уважаемый городской колледж. Колледж Элмхерст (Elmhurst College) был основан отцами города в 1871 г. Среди гуманитарных учебных заведений Среднего Запада на уровне колледжа, согласно "Обзору американских колледжей и университетов" журнала U.S. News & World Report (1999), он занимает первое место по престижности и качеству образования, предлагая степень бакалавра по 48 специальностям и магистра - по пяти. В колледже 22 факультета, на которых (и на дневном, и на вечернем отделениях) учатся около 2800 студентов; 650 из них живут на территории старинного кампуса площадью 38 акров, где располагается старейший в Иллинойсе ботанический сад.

Трубач, композитор и аранжировщик Даг Бич преподает в колледже Элмхерст с 1978 г., но основную известность ему принесло музыкальное издательство, которое носит его имя. Это издательство выпускает учебные нотные и методические материалы для студентов-музыкантов, изучающих джаз, и занимает одно из первых мест среди подобных издательств в США.
Кроме издательства и преподавательской деятельности, Даг много занимается и другими аспектами джазового образования. Он, в частности, несколько раз возглавлял собираемый из лучших студентов-музыкантов джазовый ансамбль штата Иллинойс, был членом жюри, дирижером или приглашенным артистом на множестве студенческих конкурсов и фестивалей по всем США и Канаде, а также в Европе. Дважды он получал престижную стипендию Совета искусств Иллинойса, с 1995 по 1998 годы - премию по композиции от американского авторского общества ASCAP, а в 1996 г. его аранжировка пьесы Дюка Эллингтона "Cottontail" была записана мемориальным оркестром Каунта Бэйси и ансамблем New York Voices. CD с этой записью получил премию за 1997 г. в категории "Лучшая запись большого джазового ансамбля".

Даг БичДаг принял меня в своем небольшом кабинете в подвале здания музыкальной школы колледжа, увешанном многочисленными афишами гастрольных концертов джаз-ансамбля колледжа - включая одну на греческом и одну (рукописную!) на румынском языках (ансамбль посещал Бухарест в самые мрачные времена правления диктатора Чаушеску - в конце 70-х). Массивный, солидный, очень серьезный с виду, Бич и к работе своей относится с величайшей серьезностью.

- Элмхерст - колледж "свободных искусств" (liberal arts college), если вы знакомы с этим термином. У нас 125 студентов, специализирующихся на музыке (их специальности - музыкальная педагогика, музыкальный бизнес или исполнительство, аранжировка и композиция). Значительное число этих студентов вовлечены и в джазовую программу. У нас есть несколько учебных ансамблей. Два биг-бэнда: один состоит в основном из преподавателей, другой из студентов. Шесть комбо - малых составов. Каждым из них руководят педагоги - у нас преподают довольно известные музыканты. Есть у нас и вокальный ансамбль, который поет репертуар коллективов вроде Manhattan Transfer. Учебные курсы включают импровизацию, аранжировку, историю джаза. Но самое главное - это то, что наши ансамбли много выступают, причем выступают на коммерческой основе, получают деньги за свои выступления. И это не только концерты в Элмхерсте - это обычные клубные "гиги" (разовые клубные ангажементы) по всему Чикаго. Такая практика хороша не только тем, что студенты учатся работать на аудиторию, причем на разную аудиторию - она хороша тем, что они сразу попадают в атмосферу реальной работы.
Среди наших выпускников много тех, кто успешно работает как в музыкальном бизнесе (скажем, Эми Стюарт, которая сейчас отвечает за рекламу в журнале Down Beat), так и в исполнительстве. Например, один из наших бывших студентов, Джек Покровски, сейчас - первая труба в биг-бэнде Вооруженных сил США, куда он попал из престижного оркестра Университета Северного Техаса. Ряд наших выпускников-исполнителей успешно работают в чикагских клубах - барабанщик Крис Майерс, гитарист Крис Стивз... Правда, среди наших выпускников нет знаменитостей уровня Майлса Дэйвиса, но есть множество крепких профессионалов, которые успешно работают в музыкальной индустрии.
Очень успешно работает наше отделение музыкального бизнеса: это около 50 студентов, и, помимо изучения музыки, они также занимаются классическими предметами бизнес-школ (маркетинг и т.п.). Затем они проходят интернатуру, практику непосредственно в бизнесе (лучший пример - Эми Стюарт, которую я уже упомянул: она прошла практику в "Даун Бите" и затем получила там работу). Кто-то становится интерном в фирмах грамзаписи (например, несколько лет подряд наши студенты проходят интернатуру в компании Verve Music Group), кто-то - в компаниях, производящих музыкальные инструменты (у нас есть интерны, например, в фирме Yamaha). Некоторые испытывают склонность к работе с технологиями - например, двое из наших студентов проходили практику в микрофонной компании Shure, и один из них сейчас уже работает в компании, производящей высококачественные портативные микшеры - Mackie. Многие идут работать на звукозаписывающие студии, уже получив хороший опыт здесь - у нас прямо в этом здании есть 24-дорожечная цифровая студия, где они записывают учебные проекты, плюс две MIDI-студии, где они изучают технологии создания музыки при помощи MIDI. Так что это отделение отличается широким спектром направлений и большим процентом трудоустройства. 
Джаз в колледже изучают очень давно: достаточно сказать, что наш студенческий фестиваль, который мы проводим каждый февраль, в следующий уикэнд (22-24 февраля 2002 - КМ) будет проведен в 35-й раз. Это студенческий фестиваль, каждый день с часу дня до половины восьмого вечера выступают студенческие ансамбли (всего их будет 32), а в конце вечера играют гости, они же одновременно и члены жюри (в этом году это специальный ансамбль трубача Николаса Пэйтона, собранный для исполнения музыки Луиса Армстронга, чикагский трубач Тим Хэйгенс - он будет играть с нашим ансамблем из Элмхерста - и квинтет саксофониста Фила Вудса). Все эти музыканты, помимо участия в жюри и выступления на вечерних концертах, проведут клиники для студентов.

А аудитория фестиваля - ребята из студенческих ансамблей?

- Не только: в последние пять-шесть лет мы поменяли прежнюю политику и стали приглашать знаменитых музыкантов, так что теперь мы можем привлекать (и привлекаем) публику из города. Знаменитости стоят дорого, но более широкая публика это окупает. В результате местная публика довольна выступлениями звезд, а у студентов есть широкая аудитория - согласитесь, обидно играть для пустых стен. 

Кто занимается организацией фестиваля?

- Я - его директор, но всю организационную работу выполняют студенты. Мы избираем студента-менеджера фестиваля, и он уже руководит всей работой: приемом и размещением студентов, музыкантов, членов жюри, их перемещениями и т.п. 

Звук, свет?

- Нет, на это у нас сил не хватает - мы просто заказываем это у одной компании в городе, они приезжают и все ставят сами.

Я так понимаю, что вы рассматриваете Elmhurst College Jazz Festival как главное достижение, главное отличие джазовой программы в Элмхерсте от других.

- Да, конечно. Не то чтобы в стране или хотя бы на Среднем Западе не было других студенческих джазовых фестивалей. Но наш - один из самых известных, и он очень успешно проходит на протяжении уже многих лет. Кроме того, он второй по возрасту из непрерывно проводящихся студенческих фестивалей в стране. У него большая история. В 1967 г. он впервые был проведен - тогда еще как часть ныне не существующего общенационального American College Jazz Festival, который проводился в восемь региональных туров (в Элмхерсте проходил отборочный тур Среднего Запада), а победители каждого тура в День Поминовения выступали в Вашингтоне. После того, как фестиваль этот в 1973 г. был прекращен, Элмхерст продолжил его проведение, но это был уже не региональный отборочный тур, а самостоятельный студенческий конкурс. Причем был сделан акцент не на соревновании, а на учебном опыте. Каждому ансамблю, комбо или вокальной группе члены жюри не просто ставят баллы, а подробно и конструктивно разбирают с ними их достоинства и недостатки. 
Множество ныне знаменитых музыкантов прошло через этот фестиваль еще в те годы, когда они были студентами: вокалистка Ди Ди Бриджуотер (она пела здесь с оркестром Иллинойского Университета в год основания фестиваля), замечательный тромбонист Джон Федчок (он выступал с ансамблем из Ohio State University, а в прошлом году приезжал уже как звезда с собственным нью-йоркским биг-бэндом), трубач Тим Хэйгенс (он будет играть в качестве звезды в этом году), нынешний трубач ансамбля Фила Вудса тоже выступал здесь студентом... Я как раз пытаюсь устроить так, чтобы каждый год среди звезд обязательно были те, кто еще студентами участвовали в нашем фестивале! Ну и, кроме того, мы не можем пожаловаться и на уровень звезд, которые участвуют в фестивале: у нас играли Диззи Гиллеспи, Кэннонобол Эддерли, оркестр Теда Джонса - Мэла Луиса, Арт Фармер, Кларк Терри, Милт Джексон, Ли Кониц, Рэнди Бреккер, Дайана Кролл... 

Я вижу здесь многочисленные афиши гастролей оркестра Элмхерста. Это тоже часть учебной программы?

- Да, и очень важная. Мы много раз были в Европе - кажется, на настоящий момент 18 раз. Все эти туры спонсировал Государственный департамент США. Вот в России мы пока не были, но, быть может, однажды приедем и выступим для вас. Зато были в Румынии, в Греции, Великобритании, Ирландии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Испании и Португалии. А еще - уже вне Европы - в Канаде, на Багамских остовах и в Индонезии (на фестивале Jak Jazz в Джакарте - единственный студенческий ансамбль, который выступал на этом фестивале). Ну, и по Штатам мы очень много ездили. Но международные поездки я рассматриваю как самый важный опыт для них. Они учатся воспринимать иные музыкальные культуры, учатся понимать интернациональную, универсальную сущность языка музыки - ведь даже если их со слушателями разделяет языковый барьер, музыка все равно понятна для всех. Ну, и сам опыт гастрольной жизни очень важен, потому что многим из них впоследствии придется жить жизнью гастролера (live on the road), и чем раньше они научатся вести такую жизнь, тем лучше. А остальным будет что вспомнить в старости...

В заключение этого материала остается привести обещанный текущий список ведущих (по сумме разных показателей) джазовых высших учебных заведений США (в соответствии с "Обзором американских колледжей и университетов" журнала U.S. News & World Report, 1999). Отметим, что ни Беркли, ни Новая школа не попали в десятку, невзирая на свой высокий авторитет в профессиональных кругах. Связано это отчасти с тем, что в них... слишком много иностранных студентов!.. 

1. Университет Северного Техаса (University of North Texas)
2. Школа музыки Истмена - Рочестерский Университет (Рочестер, штат Нью-Йорк; University of Rochester - Eastman School of Music)
3. Университет Майами (University of Miami)
4. Университет Индианы в Блумингтоне (Indiana University-Bloomington) 
5. Университет Северного Колорадо (University of Northern Colorado)
6. Консерватория Новой Англии (Бостон, Массачусетс; New England Conservatory of Music)
7. Манхэттенская школа музыки (Нью-Йорк, Manhattan School of Music)
8. Мичиганский Университет в Анн-Арборе ((University of Michigan - Ann Arbor)
9. Государственный университет Флориды (Florida State University)
10. Одинаковая сумма баллов: Университет Северного Иллинойса (Northern Illinois University), Университет Южной Калифорнии (University of Southern California), Техасский Университет в Остине (University of Texas - Austin).

Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service