502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #9
Фолк+джаз в Томске
Во второй день марта неутомимый томский контрабасист Асхат Сайфуллин представил местной публике свой новый проект: своеобразную мозаику из джаза и русского фольклора. Но это было не то, что не раз мы слушали и наблюдали в другое время и в других местах. Попытки использования в джазе элементов этнической музыки были многочисленны и даже успешны. На этот раз было другое. Звучание джаза и народное песнопение происходило одновременно, параллельно, не перебивая, не затмевая друг друга. Передать это словами чрезвычайно трудно: нужно слушать и видеть.
Но вначале - об участниках этого необычного шоу.
На сцене зала, принадлежащего объединенным профсоюзам (по акустике мало приспособленного к серьезным музыкальным предприятиям, больше - для митингов и собраний), встретились представители нескольких направлений в музыке и джазе.
К нам приехали два гостя из Екатеринбурга - трубач Сергей Пронь и саксофонист Игорь Паращук. От томского джаза представительствовали Сайфуллин(контрабас), Евгений Миронов (клавишные), заслуженный артист республики Виктор Королев(скрипка) и любимец томских джазфэнов (хотя и новосибирец) барабанщик Владимир Кирпичев. Этот квартет составляет наш "домашний" ансамбль "Горячий сибирский джаз". Третьим участником этого необычного вечера была фолк-группа томского фольклорно-этнографического ансамбля "Пересек".
Ансамбль "Пересек", руководимый Мариной Аржаниковой, существует более десяти лет. В его составе поют солисты самого разного возраста - от 6 до 25 лет. Он, как и положено настоящему творческому коллективу, неоднократный лауреат различных местных, республиканских и международных конкурсов, смотров и фестивалей юных талантов. А в 1993 году он гастролировал на родине ... джаза, где ему рукоплескали аборигены, редко слушающие чистейший русский фольклор.
Встречи со старожилами Томской области, исполнителями народных песен, кропотливая работа в музее этнографии, сотрудничество с учеными - все это позволяет ансамблю "Пересек" воссоздать песенное и обрядовое творчество народов Сибири. Песни, игры, танцы, костюмы - все достоверно, этнографически грамотно.
Действо на сцене началось при приглушенном свете со свободной импровизации музыкантов, представляющих музыку, родившуюся на основе фольклора по ту сторону океана. И вот послышалось девственное звучание русского песнопения: на сцене появились шесть солистов "Пересека" со свечами в руках. Народные костюмы - из неброских льняных тканей, в меру расшитые узорами, со скромными украшениями, без всяких висюлек и позолот, что так часто встречается у эстрадных псевдорусских ансамблей и певиц.
Дали свет - и дальше в течении сорока минут шло соединение двух истоков музыки в общую музыкальную картину. Менялся ритмический, мелодический и тематический характер произведений, но русское было русским, джаз - джазом. То инструментальное звучание было фоном для народной песни, то импровизация того или иного инструмента лилась под русский напев. Ничего не заимствовалось друг у друга, но в то же время одномоментно существовало и не создавало никакого хаоса или какофонии. Два направления расходились или сходились, нащупывая одинаковую ритмическую основу, временами корректно приглушалось то звучание джазовых импровизаций, то раздольная народная песня. Все это дополнял на большом экране в глубине сцены видеоряд из меняющихся картин бескрайней русской природы и города "желтого дьявола".
Чистота, глубина и сила голосов участников а-капельного исполнения русского фольклора просто потрясла слушателей, не хотелось их прерывать аплодисментами, поощряя при переходе к новой песне того или иного солиста.
Все происходило на одном дыхании и при полной тишине в зрительном зале. По окончании все участники были достойно награждены овацией благодарных зрителей.
Второе отделение было целиком джазовым и напоминало "джем". Были исполнены произведения нашего гостя Сергея Проня (в прошлом - выпускника Саратовской консерватории): блюз, вальс, босса-нова, "латино". По тематике напоминало обязательную программу участников наших первых фестивалей. Не хватало еще импровизации на тему советской песни. Но исполнитель и композитор Сергей незаурядный. Одинаково хорошо владеет и трубой и флюгельгорном. Играет в лучших традициях хард-бопа. Композиции свои пишет не "под", а на основе, привнося свою мелодику и оригинальную аранжировку, исходя из наличия инструментов, которыми владеют присутствующие музыканты. Исполнены были также и нестандартные аранжировки двух "вечнозеленых" хитов джаза: Misty Эрролла Гарнера и Ain't Misbehavin' "толстяка" Уоллера. На протяжении вечера Сергей Пронь пробовал себя еще и в роли шоумена, но все одинаково хорошо не может быть, в чем-то нужен и опыт.
Игорь Паращук (выпускник Свердловской консерватории) не впервые посещает Томск. Наши любители джаза знакомы с его творчеством. И на этот раз он порадовал слушателей свободным владением кларнетом и альт-саксофоном. Красивый, лиричный звук его саксофона очень напомнил мне покойного Пола Дезмонда.
И наши ребята отработали на уровне и заслуженно получили, наравне с гостями, горячее одобрение присутствовавших на концерте.
Вот таким подарком в начале календарной весны и в канун женского праздника одарил барышень-томичек Асхат вместе со своими спонсорами, без которых, естественно, не может быть сегодня солидного мероприятия.

Валерий Рыбаков.
Томск

На первую страницу номера