502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 31
2003

Самара: кофейный джаз
Олег Примак30 августа самарская джаз-роковая группа "NEW A" под руководством гитариста Олега Примака открыла второй концертный сезон "джазовых вечеров в "Арт-кофе". Событие, на первый взгляд, совершенно локальное, но по сути своей - уникальное и, без преувеличения, не имеющее аналогов в Самаре.
Эти вечера начались в начале весны 2003 года одним пробным выступлением в молодежной кофейне ("Полный джаз" писал об этом в # 199). Маленький громкий успех - и организаторы уже рассматривают вечера как полноценные клубные джазовые концерты, рассчитанные на серьезную аудиторию. Но, как любое джазовое начинание, и это не сумело обойтись без импровизации: организаторов стало вдвое меньше, и очень скоро молодые музыканты, составившие основную группу выступающих, придали вечерам новый статус. В считанные дни реформировав структуру концертов, выступающие "между строк" отказались от коммерческих надежд и стали рассматривать "Арт-кофе" как площадку для свободной самореализации, как джем, как одновременно повод и средство для быстрого роста.
Этим-то "джазовые вечера" и уникальны. Молодым группам, выступавшим в первом концертном сезоне, не привыкать играть в весьма респектабельных ночных клубах и ресторанах столицы Поволжья, но там речь шла не о музыке ради музыки, а о качественной подзвучке меню. Здесь же, несмотря на малую вместимость зала, удачно сложилось очень многое. Во-первых, интеллигентная молодая публика, часто совершенно не знакомая с джазом - и тем не менее готовая слушать и впитывать новое. Во-вторых, демократизм и открытость площадки. В-третьих, готовность молодых музыкантов не столько зарабатывать, сколько расти. В-четвертых, удачное расположение кофейни на углу центральных улиц города (Вилоновской и Галактионовской), позволяющее просто открыть окна и "ловить" аудиторию среди прохожих.
"Арт-кофе"
Первый сезон "джазовых вечеров" - это 24 концерта, на которых играли три молодые самарские команды и периодически появлялись куда более именитые гости - "Джаз-вояж" Игоря Трегубова, Николая Замоздры, Алексея Раскопова и Анатолия Вострикова. Именно здесь, на "джазовых вечерах", понемногу начали случаться вещи, которые когда-нибудь вполне могут стать историческими. Впервые вышел на полноценную джемовую дуэль лучший молодой саксофонист Самары Ильфат Садыков. Впервые оказались в одной линии совсем молодые музыканты и местные монстры калибра Николая Мачкасова, Ольги Олейниковой, Владимира Иванова. В начале апреля "джазовые вечера" приняли джем с участием немецких джазменов из Штутгарта Франка Кролля и Бернда Зеттельмайера (см. "Полный джаз" # 204 ). Здесь на сцену вышло около тридцати музыкантов, а дополнительной изюминкой затянувшегося за полночь вечера стала игра одновременно на двух ударных установках.
"Джазовые вечера" - это локальное событие. Но это то локальное событие, которое делает возможным появление чего-то более серьезного, и это уже понимают те, кто имеет отношение к культуре. Открытие первого сезона снимала одна местная телекомпания - Самарское Кабельное Телевидение. Открытие второго - три. Открытие первого сезона анонсировалось самодельными листовками. Открытие второго - объявлениями в местных "Самарском обозрении", "Самарских известиях", "Комсомольской правде", интернет-афише "Живой джаз в Самаре".
Первый сезон открывала никому не известная группа под управлением Олега Примака, которой было около двух месяцев. Второй сезон 30 августа открыла уже без преувеличения лучшая джаз-роковая команда Самары "NEW A" (Олег Примак - гитара, Ильфат Садыков и Ильдар Есаков - саксофоны, Алексей Титенко - бас, Сергей Косынкин - ударные), которая успела за весну и лето получить три диплома на городском всероссийском фестивале, выступить с сольным концертом на рок-площадке XXX Грушинского фестиваля, провести беспрецедентную летнюю программу "Джаз на набережной" и подписать документы, по которым в ноябре этого года она будет представлять Самару в программе культурного обмена со Штутгартом.
Грамотный импровизирующий музыкант не может вырасти на бесконечных репетициях, ему нужна постоянная живая практика. И, как это ни парадоксально, "джазовые вечера" на сегодня остаются единственной площадкой в городе, которая работает так часто и так демократична. Именно потому, что на ней все еще играют музыку, а не зарабатывают деньги.
Ильфат Садыков"NEW A" выросла здесь. Мне в чем-то стыдно так лестно писать о "джазовых вечерах", потому что их делал я. Но сегодня я могу честно сказать собственной жене - "дорогая, полгода назад я потратил тысячу семейных долларов на какую-никакую аппаратуру для концертов, и ты меня возненавидела, но теперь я умру спокойно".
Я действительно умру спокойно, господа. И я призываю всех неравнодушных потратить тысячу семейных долларов на аппаратуру для таких вот самопальных концертов в российской глубинке. Полгода вы будете сомневаться, но потом вы откроете второй концертный сезон. А в одном из долгих инструментальных бриджей барабанщик Сергей Косынкин и басист Алексей Титенко начнут на ровном месте инструментальную дуэль, наращивая скорость и громкость, и в конце концов на зубодробительное соло баса барабанщик ответит простым кукишем, который будет демонстрировать товарищу четыре такта в полной тишине.
И вот тут вы заплачете. Кроме шуток. Потому что это больше не "молодой местный коллектив". Это группа. Которой хоть на сколько-то помогли родиться именно вы.

Суббота, 6 сентября, Самара, "Арт-кофе", 19.00. Приходите.

Юрий ЛьноградскийЮрий Льноградский,
Самара
"Ценители ECM Records"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service