ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #13
"Концерты в ЦДХ художникам не нужны"
- Началось с того, что директор ЦДХ Михаил Ионович Курчицер сократил концертную программу "Столицы", которая работает в конференц-зале Дома художника. Мы спросили, какова причина? Нам сказали, что "нам не надо этого". Слишком много концертов, сказали директор и его заместитель по культмассовой работе Маргарита Владимировна Крюкова. Маргарита Владимировна стала говорить о том, что нам надо вернуть художников в их Дом, надо сделать такие программы, как раньше были, до 1991 года. А то у нас очень много музыки. По-моему, это демагогия сплошная. Потому что когда много музыки, это совсем неплохо, для художников в том числе. Тем более, что у нас музыка бывает самая разная - от классики до авангарда, все абсолютно. Причем сложилась такая ситуация, что у нас в основном программы все авторские, т.е. автор написал - автор исполнил. Ну, естественно, за исключением классики, как фортепьянной и симфонической, так и классики джазовой. Мы стараемся делать такие концерты, которые являются альтернативой эстраде, попсе, проще говоря. Мы очень тщательно отбираем все концерты, сложились коллективы, которые постоянно у нас работают. Среди джазменов это такие музыканты, например, как Шилклопер, Волков, Старостин, Чекасин, весь цвет современного "нового джаза".
Короче говоря, руководство ЦДХ не устраивает то, что в Доме проходит много концертов. Надо, говорят они, делать такие вечера, чтобы выступали какие-то ученые, лекторы, то есть то, что было до 1991 года. Я считаю, что это потрясающий откат к прошлому. У вас слишком много молодежи, говорят нам. Опять-таки мы считаем себя ответственными за эту молодежь. У нас, если уж на то пошло, есть гражданская позиция, кроме всего прочего. Нам очень нравится, что много молодежи стало сюда ходить. Дом художника же не для пожилых людей. Художники же сами молодые. Конечно, мы ориентированы на молодежь и нам хотелось бы, чтобы ее побольше ходило.
Их не устраивает, что у нас слишком громко музыка играет. Ну, уж, знаете, какая есть... Это язык этой музыки, что ж нам, ручку громкости откручивать?
Рока много, говорят! Но рок року рознь. у нас же зал камерный, поэтому у нас в основном звучит акустика. Директор ЦДХ волевым решением исключил из программы Ценентра цикл "Electric Future" композитора Владимира Рацкевича. Праздник "Радоница" отмечает фольклорный коллектив группа "Не Те". Не надо нам никакого фольклора, говорит директор. Но это же русский фольклор! Все рок-концерты исключил из программы. Причем какие, например, сольный проект Андрея Сапунова. Это спокойная, мудрая музыка. Исключена Зоя Ященко (это замечательная бард-певица) и группа "Белая гвардия". Исключена рок-группа "Калинов мост". Правда, к счастью, потом он "Калинов Мост" разрешил - Дима Ревякин, лидер группы, начал сокращать всю программу - директор ввел жесткую цензуру. Что будет дальше, не знаю. Вроде бы удается восстановить Рацкевича, "Калинов мост". Может, завтра удастся вернуть "Белую гвардию"... Мы сейчас испытываем жесткое давление, и трудно загадывать, что будет
Причем, какие нам ставятся условия? Чтобы концерты начинались ровно в 19.00 и без опоздания ровно в 21.00 заканчивались, и никаких антрактов... Концерт - это не спектакль, у которого все отмерено. Академический концерт не может быть без антракта. Концерт иногда творится во время его исполнения. Опять же бывает по-всякому. в порядке исключения директор позволил Михаилу Казакову с Игорем Бутманом работать с антрактом, но у Казакова спектакль так построен... Много таких вот глупостей происходит. Объяснить их довольно трудно, хотя я согласна с ним кое в чем: мы находимся в ЦДХ, среди картин, скульптур, и, конечно, порядок должен быть, но за те годы, что мы здесь работаем, мы приучили зрителя вести себя прилично. Хотя это не просто...
Когда мы пытаемся выяснить, в чем суть "наезда" на "Столицу" - нам предъявляют список претензий. Например, претензия была к Шилклоперу. Дивный был концерт - с Волковым и Кондаковым, вы знаете... Директор прислал к нам своего заместителя, Крюкову, чтобы она смотрела внимательно. Играют лучшие музыканты в мире. Сидит цензор... Вроде все в порядке. Так что вы думаете? Оказывается, все ужасно! Оказывается, стрелять нас надо за то, что мы не работаем с артистами. Они, артисты, оказывается, очень плохо одеты. У Аркадия Шилклопера не были вычищены ботинки, Володя Волков - со слишком длинными волосами. Они плохо одеты. Он брюки не выгладил. Вы его подговорили специально, чтобы провоцировать аудиторию... И, пожалуйста, завершите до девяти...
Вот посмотрим, как пойдут дела дальше. Во всяком случае, в апреле снято много программ. А расписание на май я директору пока еще даже и не носила...

Интервью взяла Елена Петрова

От редакции: ЦДХ принадлежит Международной конфедерации союзов художников, возглавляет который Масуд Махмудович Фатхулин. Говорят ,для нынешнего директора ЦДХ (ранее уважаемый г-н Курчицер занимал пост главного инженера этого здания) президент МКСХ - единственный авторитет. Так, может, уважаемой международной организации силой своего авторитета стоит защитить одну из лучших в городе концертных площадок, противостоящих, выражаясь языком прежних лет, "музыкальной пошлости и профанации"? Ясно ведь, что деятельность "Столицы" куда лучше привлекает людей к ЦДХ и, следовательно, к творчеству современных художников, нежели лекции пусть даже очень маститых ученых...

На первую страницу номера