ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 17-18 (255-256) - 14 мая 2004 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий номер (257-258) выйдет днем 29 мая 2004 г.

Как это было
в Москве
Трудно назвать импровизирующего музыканта (тем более - новоджазового!), имя которого было так хорошо известно российским любителям музыки столь далеко за пределами представляемого им жанра, как имя Джона Зорна. Зорн, наверное, самый популярный в России авангардист (если такое словосочетание вообще имеет хоть какой смысл). И при этом он, пожалуй, самый правомочный претендент на звание "культового музыканта", что бы оно ни означало. 
Да, у Джона Зорна в России действительно есть культ, и культ достаточно обширный. Его записи встретишь в коллекциях и у знатоков джаза, и у энтузиастов авант-рока, и просто у людей с открытым подходом к музыке, интересующихся всем нешаблонным, неприкладным и некоммерческим (просим понять нас правильно - "некоммерческое" вовсе не означает "плохо продающееся" или "неинтересное широкой публике"). При этом возможность приезда этого музыканта в Россию всегда рассматривалась как довольно умозрительная: Зорн - артист совсем недешевый, и при этом имеет довольно сложную репутацию у организаторов концертов, так как известен тем, что иногда внезапно отменяет уже назначенные концерты. Но - спасибо Александру Чепарухину и Green Wave - все сомнения позади: так или иначе, но 29 апреля в Московском Дворце молодежи концерт саксофониста, композитора и бэндлидера Джона Зорна наконец прошел. 
Собственно, называть это выступление концертом Джона Зорна было бы не вполне корректно, поскольку проект Electric Masada, с которым приехал Зорн, представляет собой целый букет звезд первой величины мировой авангардной сцены. Сольный концерт любого из музыкантов проекта сам по себе был бы достоин ранга заметного события в музыкальной жизни столицы. Судите сами: Марк Рибо (Marc Ribot, гитара), Икуэ Мори (Ikue Mori, электроника), Джейми Сафт (Jamie Saft, клавишные), Тревор Данн (Trevor Dunn, бас), Сиро Баптиста (Cyro Baptista, перкуссия), Джои Бэрон (Joey Baron, барабаны) и Кенни Уоллесен (Kenny Wollesen, барабаны) - настоящая сборная нью-йоркского Даунтаун-авангарда! 
Сущность проекта "Электрик Масада" диалектична. Фактически это ансамбль солистов-виртуозов, но при этом все они тончайшим образом взаимодействуют между собой, а также находятся в строгом подчинении у бэндлидера-дирижера - самого Джона Зорна. В свою очередь он, обладая своеобразной выразительной дирижерской техникой (его жесты, адресованные ансамблю и отдельным музыкантам, понимали, наверное, даже те, кто никогда в жизни не брал в руки музыкальных инструментов), управляет процессом очень дозированно. Временами весь состав, включая даже электронщицу Икуэ Мори (которая в основном занималась воспроизведением пред-записанных шумов и тонов с лежавшего перед ней компьютера-лэптопа), играет четко "по руке", с точностью, достойной ведущих симфонических оркестров мира; временами же Зорн-дирижер (кстати, совсем не совпадающий с Зорном-саксофонистом: Джон может и дирижировать в процессе игры на саксофоне, и сидеть неподвижно тогда, когда его саксофон молчит) совсем самоустраняется, предоставляя музыкантам полную свободу выражения и отстраненно наблюдая за происходящим с довольным выражением лица. 
Вообще стоит отметить, что на концерте Джон Зорн, известный своею неуловимостью для прессы и нелюбовью к фотографам, вовсе не производил впечатления замкнутого в себе человека. Напротив, был очень эмоционален и радушен - впрочем, как и весь состав. Чтобы понять, что музыканты испытывают кайф от совместно исполняемой ими музыки, не требовалось навыков психоаналитика - энергетика хлестала через край, и зал, разумеется, не остался безучастным. Тем более что исполняемый музыкальный материал в общем-то был рассчитан на довольно широкую аудиторию. Хотя здесь далеко не все так просто, и зависит от того, насколько глубоко слушатель стал бы вдаваться в анализ. 
Один из основных композиционных приема Зорна - сочетать несочетаемое. Музыкальные фрагменты, из которых складываются композиции, зачастую могут быть абсолютно несвязуемы стилистически с точки зрения европейской музыкальной системы - в одной связке оказываются разнообразные элементы хард-бопа, джазовой баллады, поп-рока, хард-рока и многих других стилистик и направлений. 
Мало того, сочетание это происходит вопреки каким бы то ни было законам музыкальных построений - Зорн использует, как правило, "рваные" фрагменты, будто бы выхваченные из середины какого-то произведения, обрывает их на полуслове и без всякой мелодической, гармонической или ритмической подготовки врезает следующие в соответствии с одному ему известными закономерностями. Кроме того, сложные тактовые размеры и полиритмия комбинируются у него таким образом, что кажется, будто долей в такте то не хватает, то, напротив, слишком много, и это придает композициям интригующую неустойчивость и сообщает движение. В довершение всего, мелодика, на которой построена большая часть исполненного в Москве материала, принадлежит целиком и полностью внеевропейским музыкальным системам - не будем забывать, что это, хоть и Electric, но все-таки Masada: в акустической же "Масаде", многократно признававшейся американскими джазовыми критиками лучшим малым составом современной новой импровизационной музыки, Зорн разрабатывал идею слияния джазовых способов изложения музыкального материала и фольклорных основ этого материала - основ, взятых целиком и полностью из фольклорных музыкальных культур евреев Ближнего Востока и Восточной Европы. 
С ног на голову у Зорна поставлено и решение вопроса о динамическом развитии. Опять же излюбленный прием - пьеса (насколько это слово применимо в данном случае) исполняется фортиссимо, а в момент кульминации весь состав неожиданно резко сбрасывает звук до piano. 
С точки зрения исполнительства - как ни странно - при том, что Джон Зорн обладает внушительной саксофоновой техникой и обширным "трюковым" инструментарием (цепное дыхание, на котором он играет головокружительно сложные и невероятно длинные пассажи, экстремальный расщепленный тон и прочее), на концерте он воспринимается прежде всего как композитор и уже потом как исполнитель. В более или менее конвенционных ролях, впрочем, выступали участники его ансамбля: с видимым удовольствием взаимодействовали, каждый со своим индивидуальным темпераментом играли представляемые им лидером соло - а кроме того, еще и украшали, каждый по-своему, сценическое воплощение этой музыки. 
Особенно отметился экстрамузыкальными "украшениями", по своему обыкновению, перкуссионист Сиро Баптиста. Обладатель колоритной внешности типичного "сумасшедшего профессора" из голливудских фильмов, он живописно размахивал многочисленными перкуссионными предметами, один экзотичнее другого: особенно запомнился исполинский бубен, сквозь полупрозрачную кожу которого Сиро время от времени грозно взглядывал на зал, и поющий "шланг", размахивание которым аудитория в зале - особенно те, кто пришел не столько на музыку, сколько на предмет культа - принимала почему-то с особенно бурными изъявлениями радости, словно людям казалось, что это Сиро лично их приветствует. С Баптистой же был связан и единственный эпизод своеобразного "бунта на корабле" внутри "Электрик Масады" - когда в последней перед "бисами" пьесе он вдруг стал яростно жестикулировать, обращаясь к лидеру, и видно было, что перкуссионисту что-то вдруг сильно не понравилось и чем-то он там сыт по горло. Зорн, впрочем, эту вспышку моментально погасил, сделав в сторону Сиро один из своих мягких, но настойчивых дирижерских движений.
В общем, Джон Зорн дал пищу для размышлений и смакования как рядовым слушателям, не отягченным знаниями в области законов музыкальных построений, продемонстрировав им энергичное, экстремальное, ни на что не похожее музыкальное действо заманчиво-непонятной эстетики, так и любителям высоких теоретизирований - вывернув наизнанку все, чему учат в консерваториях. 

Анна Филипьева,
Кирилл Мошков (текст)
Владимир Коробицын (фото)

Бобби Макферрин12 мая днем в отеле "Балчуг-Кемпински" прошла пресс-конференция величайшего импровизирующего вокалиста мира - Бобби Макферрина.
Понятно, что немузыкальную прессу интересовали в основном светские моменты: как зовут собаку Бобби (выяснилось, что Харли), как он проводит утро (выяснилось, что встает каждый день в половине пятого, два часа читает Библию - он и на пресс-конференции появился с походно-полевым ее изданием - после чего везет в школу свою 12-летнюю дочь Мэдисон) и будет ли он исполнять "Don't Worry, Be Happy" (вопрос в разных вариантах был задан раза четыре, и Бобби каждый раз терпеливо объяснял, что еще до того, как в 1988 г. эта немудрящая песенка стала мегахитом поп-музыки, он уже исполнил ее в концертах "примерно пять триллионов раз", так что она смертельно ему надоела, в результате чего он уже 17 лет ее на концертах не исполняет никогда, ни под каким видом и ни за какие деньги). Артист выглядел утомленным, но был терпелив и даже мил с не очень-то церемонной российской прессой (самые выдающиеся представители которой со своими телекамерами выстроились в ряд прямо перед столом, за которым сидел артист, наглухо отгородив его от всех остальных присутствовавших).
Зато вечером состоялся концерт Бобби Макферрина в зале им. Чайковского. Но об этом - в следующем номере.

Константин Волков

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы вновь слушаем одного из величайших ныне живущих джазовых музыкантов - пианиста и композитора Хэрби Хэнкока. Радует, что информационный повод для этого интервью - не выход пластинки, как это обычно бывает, а приезд этого замечательного джазмена в Россию! Да-да, 24 мая Хэрби Хэнкок играет в Москве на фестивале "Богема-Джазз". Сегодня в "Полном джазе" - окончание его эксклюзивного интервью, публикация которого началась в предыдущем выпуске...>>>>
Личность
и событие
Конец апреля ознаменовался одним из самых противоречивых и любопытных музыкальных явлений музыкальной жизни обеих российских столиц - фестивалем СКИФ/ФСК, под разными названиями и с разной концепцией, но примерно с одними и теми же артистами проходящим в память покойного Сергея Курехина в Петербурге и Москве. В следующем выпуске "Полного джаза" мы расскажем о том, как прошел ФСК в Москве; сегодня же наш петербургский автор Саша Буров рассказывает о том, как проходил СКИФ в Питере, а главное - беседует с одним из самых ярких и известных участников обоих фестивалей, нью-йоркским авангардным саксофонистом Недом Ротенбергом...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Сегодня нашу "внемосковскую" рубрику открывает репортаж с одного из самых ярких джазовых фестивалей последних лет на постсоветском пространстве - донецкого фестиваля "ДоДж", куда отправились наш одесский корреспондент Олег Шестопалов и редактор "Полного джаза" Кирилл Мошков, чтобы слушать Збигнева Намысловского, Оливье Кер-Урио и массу интересных артистов из Украины, России и Беларуси...>>>>

Апрель - традиционный "месячник джаза" в Ереване. Из столицы Армении - наш собкор Армен Манукян, который не только рассказывает о концертах, но и беседует с американским гостем фестиваля, музыкантом и критиком Биллом Киршнером...>>>>

В Петрозаводске, столице Карельской автономии на северо-западе России, приближается XIII Международный фестиваль джазовой музыки им. Леопольда Теплицкого "Звезды и мы"...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Bill BrufordBill Bruford Earthworks (Великобритания): Москва, Центральный Дом художника - 19 мая, начало в 19:00; Санкт - Петербург, клуб "Старый Дом" - 20 мая. 
Эти концерты являются продолжением серии "King Crimson Festival", в которой на протяжении 2004 года выступят в России со своими сольными проектами бывшие и нынешние участники группы King Crimson
Билл Бруфорд на протяжении более тридцати лет считается одним из лучших барабанщиков мира. Его экстравагантные ударные установки и удивительная манера игры снискали ему славу оригинального и неповторимого музыканта. Пожалуй, это единственный барабанщик в новейшей музыкальной истории, который в равной мере прославился и в рок-музыке, и в джазе.
Наряду с такими музыкантами, как Роберт Фрипп, Питер Гэбриэл, Кит Эмерсон, Билл Бруфорд стал одним из родоначальников и икон арт- и прогрессив-рока. Он был барабанщиком двух главных монстров арт-рока - групп King Crimson и Yes. Именно с Бруфордом эти группы записали свои лучшие альбомы, ставшие рок классикой, именно с Бруфордом эти группы совершали свои мировые звездные туры.
В середине 90-х годов интересы Бруфорда смещаются в сторону джаза. Он создает свой проект Earthworks, который вскоре становится одним из самых оригинальных и новаторских проектов мирового джаза и джаз-рока. 
Сегодняшний квартет Earthworks состоит из лучших британских молодых джазовых музыкантов, включая, кроме Бруфорда, еще одну звезду мирового масштаба - саксофониста Тима Гарланда. 
Музыкальная пресса безоговорочно признает Бруфорда лучшим барабанщиком Британии, а группу Earthworks называет "будущим британского джаза".
Билеты: kontramarka.ru и в кассах зала от 300 до 1200 руб.
По вопросам аккредитации на концерт: pr@greenwavemusic.ru (Ольга Мукачевская, Никита Калашников).
Дополнительная информация на сайте www.greenwavemusic.ru.


19-22 мая в клубе-центре "Дом" пройдет Фестиваль Николая Александровича Дмитриева - колоссальное музыкальное приношение выдающихся артистов нового джаза, новой импровизационной музыки, академического авангарда, этно и world music покойному создателю "Дома". Все подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>
Новые релизы
В продаже 
с 14 мая (США)
  • Monty Alexander: Monty Alexander in Tokyo [Bonus Tracks], Orig. Jazz Classics 1098 
  • Arild Andersen with Vassilis Tsabropoulos and John Marshall: Triangle, ECM 000228602 
  • Gato Barbieri: Last Tango in Paris [Varese Sarabande], Varese 066570 
  • Count Basie: Be My Guest, Ocium 37 
  • Theo Bishop: Newport Nights, Native Language 938 
  • Stefano Bollani: Fleurs Bleues, Label Bleu 6635 
  • Stefano Bollani: Smеt Smеt, Label Bleu 6665 
  • Aaron Choulai: Place, Sunnyside 1131 
  • Steve Coleman & Five Elements: Lucidarium, Label Bleu 6673 
  • Jamie Cullum: Twentysomething [US], Verve 000227302 
  • Miles Davis: Complete Bitches Brew Sessions (August 1969-Februa - переиздание, Sony 90924 
  • Miles Davis: Complete In a Silent Way Sessions [2004 переиздание], Sony 90921 
  • Eddie "Lockjaw" Davis: Hey, Lock! - переиздание, Ocium 41 
  • Miles Davis/Gil Evans: Miles Davis & Gil Evans: Complete Columbia Studio - переиздание, Sony 90923 
  • Miles Davis: Miles Davis Quintet, 1965-68: The Complete Columbi - переиздание, Sony 90925 
  • The Dirty Dozen Brass Band: Funeral for a Friend, Artemis 51526 
  • The Frank & Joe Show: 33 1/3, Sindrome 9320 
  • Red Garland: Red Alone - переиздание, Orig. Jazz Classics 1102 
  • Jerry Gonzalez: Y los Piratas del Flamenco, Lola 1003 
  • Ted Heath: Swings In Hi-Stereo/My Very Good Friends The Bandl, Dutton Vocalion 4139 
  • Just Cause: Standards, Orchard 804456 
  • Lee Konitz: Peacemeal - переиздание, Orig. Jazz Classics 1101 
  • Shelly Manne: Steps to the Desert: Modern Jazz Versions of Favor, Contemporary 7609 
  • Hugh Masekela: Still Grazing, Blue Thumb 000244202 
  • Keiko Matsui: Very Best of Keiko Matsui - переиздание, GRP 000153202 
  • Metropolitan Jazz Affair: MJA, Amiata 204 
  • James Moody: Moody and the Brass Figures - переиздание, Orig. Jazz Classics 1099 
  • Evan Parker Electro-Acoustic Ensemble: Memory/Vision, ECM 000229002 
  • Oscar Peterson/Ray Brown: Duo: The Historic Early Studio Sessions, Ocium 40 
  • Plan9: Rearview, Plan9 Partners 6 
  • Lonnie Plaxico: Live At Jazz Standard, 441 22 
  • Enrico Rava: Montreal Diary/A: Plays Miles Davis, Label Bleu 6639 
  • Enrico Rava: Montrйal Diary/B, Label Bleu 6645 
  • Arturo Sandoval: Very Best of Arturo Sandoval - переиздание, GRP 000170002 
  • Louis Sclavis: Napoli's Walls, ECM 000229102 
  • John Scofield: EnRoute, Verve 000169902 
  • Tomasz Stanko Quartet: Suspended Night, ECM 000229202 
  • Leni Stern: When Evening Falls, Leni Stern 203 
  • Phil Upchurch: Feeling Blue - переиздание, Orig. Jazz Classics 1100 
  • Various Artists: Voices Of Concord Jazz: Live At Montreux, Concord Jazz 2246 
  • Frank Wess: Frank Wess Quartet - переиздание, Orig. Jazz Classics 1103

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Анна Филипьева,
Саша Буров,
Олег Шестопалов,
Константин Волков,
Армен Манукян,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Владимир Коробицын,
Кирилл Мошков,
Олег Шестопалов,
Мария Куклина,
Завен Хачикян,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service