502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Обзор джазовой жизни Выпуск #3 - 6 ноября 1998

Два тихих великих концерта

Владимир Волков    3 ноября в "Столице" играл Вячеслав Гайворонский. Кто не помнит - он неоднократно признавался лучшим трубачом СССР в конце 80-х - начале 90-х. Один из лучших музыкантов ленинградской новоджазовой школы, Гайворонский пятнадцать лет проработал в дуэте с контрабасистом Владимиром Волковым. Дуэт этот распался только около полутора лет назад. Волков занялся двумя другими своими проектами - русско-индийско-тувинско-камерунско-амстердамскими "Вершками-да-Корешками" и питерским гитарным "Волковтрио". А для Гайворонского основным стал существовавший к тому моменту уже пару лет дуэт с аккордеонисткой Эвелиной Петровой.
    И вот - сенсация: в Москве играют вместе Гайворонский, Волков и Петрова!
    Первое отделение концерта было посвящено, впрочем, текущему проекту трубача. Слава играл свою задумчивую, самоуглубленную и чаще всего печальную музыку дуэтом с Линой Петровой, барышней крупной, экстравагантной и очень решительной, которая свой аккордеон использует не только как гармонический и мелодический инструмент, но и немножко как ударную установку, а заодно с ним (аккордеоном) вместе чуть-чуть поет.
    Во втором же отделении к дуэту добавился Владимир Волков, музыканты повернулись спиной к публике и лицом к огромному киноэкрану, и НАЧАЛОСЬ. В цикле "Немое кино - говорящая музыка" они (отчасти спонтанно, отчасти подготовленно) создавали звукоряд незаконченному фильму Сергея Эйзенштейна "Вива, Мексика", снятому в конце 20-х.
Вячеслав Гайворонский и Владимир Волков в лучшие годы     Впрочем, стоп: показывали не фильм, который, повторяю, Эйзенштейн не закончил, а его современный перемонтаж, с которым связана особая история. В Питере есть кинорежиссер Олег Ковалов, который на этих перемонтажах зубы, говорят, съел. В свое время Гайворонский писал музыку для перемонтажа "Вива, Мексики", выполненного Коваловым. А тому музыка не понравилась, он ее как-то не так порезал, в результате чего трубач попросил свое имя из титров убрать. Так вот Ковалов своего согласия на показ перемонтажа с живой музыкой не дал. Так что, официально говоря, показывались... э-э... фрагменты. Но это было ДА!.. Ко второй-третьей минуте ваши корреспонденты совершенно забыли и об экране, и о музыкантах, и все полилось общим синкретическим потоком, в котором уже не хотелось анализировать ни фильм, ни музыку, а хотелось только воспринимать все это в комплексе. И даже временные "падения" воспроизводящего устройства ничего не испортили - музыканты продолжали играть, переходя к музыкальному обсуждению не кинодействия, а пустого экрана. Так что, скорее всего, большая часть публики решила, что так все и должно быть...
Аркадий Шилклопер    На следующий вечер, 4 ноября, в "Столице" играл один из нечастых своих сольных концертов Аркадий Шилклопер. Мотающийся по бесконечным Европам лучший джазовый валторнист мира не часто балует родной город своей игрой, а если и радует, то все чаще не на больших сценах, а в клубах. Тем более с сольными программами. Так что было очень приятно, тем более что звуковое и световое оборудование "Столицы" сильно улучшилось, и Аркадий выглядел и звучал восхитительно. Показалось, правда, что сам он свои концертом не очень доволен: тут педаль не вовремя нажал, тут в свой собственный ритм чуть-чуть не попал... Но все это были полные пустяки по сравнению с его музыкой. Уникальный случай: один музыкант на сцене (пусть и растраивающийся-расчетверяющийся благодаря электронике) успевает и массу отличной музыки играть, и делать шоу, и общаться с публикой... Отличное доказательство того, что можно быть одновременно и экспериментатором, и стопроцентно честным, и при этом не быть высокомерно надутым и помнить, что публика пришла лично к тебе и ты ее должен бы порадовать. Аркадий играл и материал альбома "Hornology", и то, что войдет в его новый, пока безымянный альбом, и даже почти академическую музыку композитора Александра Айзенштадта. И все это было здорово, даже не очень толково смонтированная передача про Аркадия из нового цикла "Такая разная музыка" (режиссер - Константин Миллер, ведущий - Александр Розенблат), которую показали в начале. Одна беда - 9 ноября Шилклопер опять уезжает на гастроли, и жди его теперь...

назад к обзору