502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2

Обзор джазовой жизни Выпуск #3 - 6 ноября 1998

80 лет Иосифу Вайнштейну

    28 октября в Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки прошел юбилейный вечер, посвященный 80-летию Иосифа Владимировича Вайнштейна - знаменитого в 50-е - 60-е годы джазового бэндлидера.
    Немногим молодым любителям джаза сейчас знакомо это имя. Поэтому имеет смысл вкратце осветить этапы жизненного пути это замечательного человека и музыканта.
    Родился Иосиф на Украине, в Белой Церкви (откуда, кстати, родом были и родители Бенни Гудмена - ред.), а в 1931 году семья приехала в Ленинград, где юный Ося разу же стал учиться музыке. Свою музыкальную карьеру Иосиф Вайнштейн начал... на крейсере "Аврора", где, будучи на действительной военной службе, состоял матросом-трубачом музыкальной команды. В 1937 году он поступил в училище им. Мусоргского и уже в 1938 создал свой джаз-оркестр, с которым выступал на танцах в гостинице "Европейская". В 1942 году он становится капельмейстером военного оркестра в Кронштадте, а в начале 1945 года - военным дирижером оркестра ВВС Балтийского флота в Таллинне. После демобилизации, вернувшись к своей работе в "Европейской", создает новый джаз-оркестр, но затем вновь призывается на военную службу, где становится дирижером оркестра Нахимовского училища, которым руководит с большим успехом, даже получая очередные воинские звания. В 1952 году по сфабрикованному обвинению он оказывается сначала в "Крестах", а потом и в лагере, где проводит 2,5 года. Но заключение не сломило неукротимую силу воли музыканта. Он нашел в себе силы подняться и снова вернуться к любимому делу. В 1955 году на базе Ленгосэстрады создается новый джаз-оркестр, который выступает в различных Дворцах Культуры Ленинграда: ДК 1-й Пятилетки, ДК Ленсовета и ДК им.Горького.
Оркестр Вайнштейна в конце 50-х    В 1958 году начинается новая эра оркестра Вайнштейна. Почти полностью меняется состав и репертуар. Именно в те "золотые" для оркестра годы (конец 50-х - начало 60-х) в его составе последовательно появляются такие музыканты как Жорж Фридман, Геннадий Гольштейн, Константин Носов, Алексей Канунников, Игорь Петренко, Фридрих Запольский, Давид Голощекин, Ярослав Янса, Станислав Стрельцов, Валерий Милевский - этот список можно продолжать. А ведь взять на работу многих из этих людей в то время требовало немалого гражданского мужества. Большую часть обновленного репертуара оркестра составляла настоящая джазовая музыка в инструментовках ведущих солистов оркестра. Признанным лидером среди инструментовщиков стал Геннадий Гольштейн, он же выполнял функции концертмейстера оркестра. Популярность оркестра росла молниеносно. Люди приходили не только танцевать, но и слушать музыку. Билеты раскупались сразу же после открытия кассы. Это был период взлета. В 1959 году на фирме "Мелодия" вышла первая пластинка биг-бэнда. В обход существующих тогда правил, чтобы записать на пластинку американскую музыку приходилось изменять названия и авторов композиций. Так, например, Stan Kenton стал Станиславом Канецким, а "American Patrol" - "Дозорным". А оркестр продолжал жить своей жизнью - менялись музыканты (в оркестр пришли саксофонист Всеволод Левенштейн и тромбонист-виртуоз Александр Морозов), за взлетами следовали закономерные падения. В 1962 году после выступления на пленуме Союза Композиторов последовала разгромная статья в газете "Правда". А дальше все пошло по советской системе, и оркестр был буквально вынужден уйти в подполье. Однако он очень скоро возродился при поддержке А.Петрова, Л.Утесова, А.Эшпая, А.Колкера и руководителей Ленконцерта. Тогда же в начале 60-х годов судьба свела оркестр с музыковедом В.Б.Фейертагом, вместе с которым был организован целый цикл лекций-концертов о джазе.В 1968 году оркестр переходит на гастрольный режим работы, который продолжался до 1975 года. Сотни городов от Мурманска до Дальнего Востока, Украина, Белоруссия, Грузия, Крым, Прибалтика и Средняя Азия восторженно принимали музыкантов. Но гастрольная жизнь - тяжелый труд. Руководитель коллектива из 44 человек, у каждого из которых свой характер и своя жизнь, несет огромную ответственность. К окончанию гастрольного периода оркестра за плечами у его руководителя был не только всенародный успех, но и два инфаркта.
Нинель и Иосиф Вайнштейны     Последним творческим детищем Вайнштейна в нашей стране стало создание на базе большого джаз-оркестра варьете в гостинице "Ленинград". В этот период у него играли Олег Кувайцев и Владислав Панкевич (ныне "Ленинградский диксиленд"), Михаил Костюшкин. Но здоровье руководителя продолжало ухудшаться, последовал третий, а затем и четвертый инфаркты. И тогда было принято нелегкое решение об отъезде. В 1983 году семья Вайнштейнов эмигрировала в Канаду..
    Однако ностальгия сопровождает любого человека вдали от родины. А тем более человека прожившего в родной стране такую богатую событиями жизнь. И, как следствие ностальгии, у супругов Вайнштейнов возникла мысль о праздновании 80-летия Иосифа Владимировича в родном Ленинграде. Осенью прошлого года, узнав о концертах Давида Голощекина в Нью-Йорке, Иосиф Владимирович специально прилетел туда, чтобы не только послушать своего ученика, но и поговорить о возможности организации своего юбилея в Филармонии джазовой музыки. Естественно, ответ питерского джазового маэстро, который до сих пор с гордостью несет звание "вайнштейновца", мог быть только положительным. И через год по приглашению Филармонии джазовой музыки Иосиф и Нинель Вайнштейны прилетели в Санкт-Петербург.
    Если перечислять всех, кто играл в оркестрах разных лет под руководством Иосифа Вайнштейна, то точно наберется больше сотни человек. А ведь есть еще друзья и знакомые. И все они начали стекаться на Загородный проспект вечером 28 октября. Люди в зале были не менее звездные, чем на сцене. Стоит упомянуть присутствие таких известных композиторов, как Андрей Петров и Александр Колкер. Когда же наконец юбиляр появился в зале - зал встретил его стоя настоящей овацией. Давид Голощекин, как бывший "вайнштейновец", поздравил маэстро с юбилеем и высказал слова благодарности от всех музыкантов своего поколения, которые творчески состоялись благодаря тому, что некогда прошли школу оркестра Вайнштейна. Затем Давид Голощекин пригласил на сцену Нинель Вайнштейн. По ее собственному признанию, свое выступление она продумала еще по дороге в Россию, в самолете. Поэтому, не надеясь на спонтанное красноречие, она зачитала его из красивой тетради. Напомнив вкратце жизненный и творческий путь Иосифа Владимировича, упомянув с благодарностью любимых учеников, Нинель Федоровна поздравила своего мужа с его замечательным юбилеем. А дальше Давид Голощекин, напомнив, что главным на юбилее музыканта должна быть все-таки музыка, пригласил на сцену биг-бэнд п/у Юрия Ильина. Этот бэнд по праву считается преемником оркестра Вайнштена, хотя бы потому, что в его составе семь человек, включая самого руководителя, работали в оркестре Вайнштена в разные времена. Биг-бэнд исполнил несколько композиций, составляющих золотой фонд того оркестра, причем в аранжировках "вайнштейновского" периода. Юбиляр был в восторге. Выступали "Лениградский диксиленд" и диксиленд Алексея Канунникова - ученики маэстро по-прежнему в строю. Владимир Фейертаг вручил памятную медаль, которая, по его словам, призвана возместить отобранные при отъезде правительственные награды. Надпись на медали гласила: "музыкант в биг-бэнд пришел и сказала кроха - мне с Вайнштейном хорошо, а с остальными плохо". От джаз-клуба "Квадрат" выступил Сергей Мелещенко со стихотворным приветствием. И снова настал черед музыки. Геннадий Гольштейн с друзьями начал с исполнения своей композиции "Тогда и всегда" написанной как посвящение Иосифу и Нинель Вайнштейнам. После исполнения квартетом Г.Гольштейна и певицей Яной Радион еще нескольких вещей, на сцену вышли уже ученики учеников Вайнштейна, третье поколение музыкантов - ансамбль из 20-ти саксофонов, созданный Геннадием Гольштейном из своих учеников по училищу им. Мусоргского. Это выступление стало кульминацией юбилейного вечера. А завершающим аккордом было исполнение Happy Birthday.
    И наконец сам юбиляр поднялся на сцену. Голосом, дрожащим от волнения и нахлынувших чувств, он поблагодарил всех собравшихся за то, что они откликнулись на его приглашение и закончил свое короткое выступление словами: "Я благодарен своей судьбе, что я дожил до сегодняшнего дня. Я и моя супруга счастливы, что сегодня мы здесь с вами!". Общая фотография, сделанная по окончании концерта, по словам корреспондента "Светской хроники" петербургского телевидения, стала уникальной еще в негативе.
    Праздник закончился. Занесенные на родину ветром воспоминаний, Иосиф и Нинель Вайнштейн вернулись в Канаду, унося в своем сердце любовь, которую подарили им друзья и ученики. Надеюсь, что воспоминания об этом вечере доставят им еще много приятных минут и продлят их счастливую жизнь. И мы, те кому дорога история петербургского и российского джаза, будем всегда помнить о нем и, слушая современных питерских джазменов, будем знать, как и с кого все это начиналось.

Наталья Сидельникова
Полную версию этой статьи вы сможете прочитать в журнале "JAZZ-квадрат"

назад к обзору