ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #20
Cool or Jazzy?
"Man Sound"Название A capell-ного и А-днодневного фестиваля 25 мая в зале им. Чайковского вызвало необходимость в упражнениях в английском языке, которым, в частности, автор владеет не вполне. Не вполне владел им, а также и тем, что происходило на сцене, и ведущий этого уникального фестиваля Павел Андреев, что, впрочем, ему в вину не вменяется, поскольку он - человек приглашенный хозяевами, а те, в свою очередь, не всегда ведают, что творят. В качестве хозяев выступили участники московского вокального ансамбля Cool & Jazzy, решившего отметить свое пятилетие. За время, прошедшее со дня возникновения, этот ансамбль, давно знакомый автору, ни в чем особенном замечен не был: несколько снятых аранжировок, еврейские мелодии, вполне поддающиеся освинговыванию, оригинальные, но вполне совковые эстрадные песни с ансамблевым бэкграундом на случай подворачивающихся халтур и, разумеется, уйма невероятных трудностей в достижении того самого "страшного" мирового уровня культуры вокального ансамбля, который мы все представляем, но...
Однако, последнее выступление Марка Смирнова и Cool & Jazzy на "Богема-джазз'е" показало, что уровень состава сильно подрос. А умелое привлечение спонсорских сил позволило в зале, слабо приспособленном для музыки, провести то, что руководитель гостей из Новосибирска Павел Шаромов назвал праздником. Собственно, состояние праздника было обеспечено уже слухами о приезде "Man Sound". И здесь хотелось бы уточнить всего одно слово - "профессионализм". Одна из попыток определить это малознакомое в нашей стране понятие привела к выводу о том, что профессиональное деяние, будучи весьма трудным в исполнении, совершенно не вызывает в потребителе мыслей об этих самых трудностях. Вся фантастика - легко и на кончике пера. Так вот здесь сложность и навороченность отлетали куда-то в сторону, к сожалению, только во время выступления "Man Sound".
Киевские ребята опять взяли зал с первого аккорда и не отпускали до конца. Радость узнавания фирмы из "Take 6" без единого изъяна. Стилизованные под ту же фактуру обработки украинских народных песен, джазовые стандарты - все идет по высшему классу, и даже с появлением "мурашек кожаных". Небольшие расслабления в середине программы, может быть - усталость, остались почти незамеченными. А великолепные сольные эпизоды Константина Поны, потрясающие приемы профундиста Рубена Толмачева - радость для поклонников жанра. В России такого уровня нет, и нет школы. При всем этом за кулисами - простые в общении, очень доброжелательные ребята, радостные, но сетующие на то, что у себя на родине они никому не нужны, работы для состава нет, и приходится размениваться на халтуры. Отдельно нужно отметить звукорежиссера, который входит в ансамбль в качестве полноправного члена. Великолепное звучание, отсутствие всяких звуковых завязок - фирменная работа. Все-таки этот ансамбль "микрофонный" (а не только студийный).
Киевский ансамбль выступил в середине концерта, и это было благом для новосибирцев, которые на поверку оказались очень милым академическим составом с очень приличными голосами, не всегда сочетающимися в тембровом балансе (особенно это касается тенора). Как они заявили сами, поют они все. Из этого всего самым чуждым для них материалом были спиричуэл и эвергрины - явно не хватало джазовой свободы и свинга. А наиболее близки композиции из чисто европейского наследия - старонемецкая "Курочка" и пьеса Дж. Кейджа.
Что же касается юбиляров, то они сами поставили себя в условия явно невыгодные, выступая после киевлян. А ведь их достаточно "крутые" аранжировки, элементы шоу, неплохие соло (молодая Этери Бериашвили) могли бы произвести впечатление, но не после... Вдобавок ко всему акцент, сделанный на песнях с не очень интересным мелодическим материалом, навевал не лучшие ассоциации и не способствовал... Все-таки, надо учитывать состав аудитории.
Несомненно, энтузиазм Марка Смирнова заслуживает всяческого поощрения, и дай им Бог идти дальше, ведь есть куда, но работы еще так много. Во всяком случае, этот редкий жанр вокального ансамбля стоит того. Он ведь еще и может быть популярным и давать прибыль. Главное, чтобы это было не только "Cool", но и "Jazzy".

Михаил Митропольский

На первую страницу номера