ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #20 (30) - 26 мая 1999 г.
Слово
к читателям
В минувшие дни уж столько было проявлено объединительных тенденций, помереть можно от умиления. Москва браталась с Питером, Лига джазовых критиков - с Ассоциацией джазовых журналистов, лауреаты премии "Джаз'Ухо" - друг с другом и с теми, кто премии не получил, американские гости - с русскими хозяевами и якутскими певицами, и т.д., и т.п. И все равно пока не получается нам обогнать Америку по мясу, молоку и производству джазовых дисков компактного сечения на душу национальной безопасности. Да и не получится, см. #10. Да и не больно-то и хотелось. У советских - собственная гордость, мы по-прежнему брюзжим на весь свет и на себя в первую очередь, неохотно и с гримасой крайней подозрительности потребляем подсовываемое, декларируем любовь ко всему настоящему и фирменному и тайком набиваем сумки дешевыми пиратскими компактами с Горбушки. Тем не менее практика показывает, что джаз в нашей стране все-таки есть. Хотя у некоторых гастролирующих здесь музыкантов отбирают на таможне саксофоны, а некоторых наших не выпускают за рубеж из-за того, что у них срок загранпаспорта кончается всего через полгода. Хотя одни фестивали переносятся, а другие переносятся с трудом. Хотя многие концерты не вызывают ничего, кроме зевоты или, в крайнем случае, зубной боли. Хотя количество тех, кто собирается объединяться во имя российского джаза (см. выше), куда больше количества тех, во имя кого они собираются объединяться. Ну и т.д.
Главное - в том, что границы размываются. Мы имеем в виду вовсе не то, что сильные дожди размывают контрольно-следовые полосы на физических границах Российской Федерации - не дай Бог. Мы имеем в виду, что строгое следование традиции в наши дни может быть либо проявлением специально придуманного эффекта ("Горячая девятка"), либо проявлением даже не консерватизма, а настоящей ограниченности. Любой традиции. Играть радикальный фри-джаз и утверждать, что все остальное ерунда и не бывает - столь же яркое воплощение этого качества, как играть свинг и утверждать, что после Гленна Миллера джаза не существует. И то и другое встречается, но все реже воспринимается как оригинальная позиция, а все чаще - так, как и есть на самом деле, как ограниченность, род скудоумия. Больше того, границы размываются не только внутри джаза. Оказывается, что джазовый музыкант может играть с фольклорным даже не только на пластинке Пола Уинтера с хором Покровского, но и в реальной жизни. Что нет никакой непроходимой границы между джазом, как искусством музыкальной импровизации с определенным музыкальным языком, и поисковым авангардом других видов музыкального искусства. Что джазовый музыкант может записываться с рок-музыкантами не только для того, чтобы получить денег (чего по нынешнему кризисному времени и с самими-то рок-музыканами почти не бывает), но и для того, чтобы получить удовольствие или новый опыт (а чаще - то и другое вместе). Что играть на сцене и при этом работать "на публику" - делать шоу (учитывая, что она, эта публика, за вход денег заплатила и хорошо бы ее все-таки как-то отблагодарить, наряду с просвещением и нагружением своими идеями все-таки чуть-чуть и разгрузить, развлечь, а не просто демонстрировать ей свою унылую физиономию, глядящую на собственные руки) - вовсе не зазорно. Что вообще надо что-то делать, чтобы о тебе хоть кто-нибудь узнал (мысль сия красной нитью проходит сквозь "Полный джаз").
Короче говоря, невзирая на одновременное наличие в нашей стране джаза и отсутствие инфраструктуры, денег, публики и хороших дорог, все еще нужно работать.
И, видимо, работы этой хватит не только на наш век, но и детям с внуками останется. Уж больно у нас страна большая.
Как это было
в Москве
Андрей Кондаков, Кирилл Мошков и Аркадий ШилклоперВ Москве за последние дни случилось очень много чего, что закономерно подтвердило мысль редакции о двугорбости первого, весеннего отрезка Большого Сезона - первый горб в конце апреля, второй - в конце мая. Так или иначе, давайте начнем.
25 мая в арт-клубе "Ностальжи", когда-то - весьма значимом джазовом месте, а в последний год - просто ресторане с живым джазом, Московская ассоциация джазовых журналистов вручала (уже во второй раз) свою ежегодную премию "Джаз'Ухо-98". Любопытные могут ознакомиться с репортажем с прошлогоднего - первого - вручения "Джаз'Ухи", ну а мы расскажем о том, как это было на этот раз....>>>>

Олег Киреев и Александр ВиницкийС 20 мая в Москве активно выступает лидер уфимского джаза - тенор-саксофонист Олег Киреев. 20-го он играл в ЦДРИ, где с ним были на сцене клавишник Вячеслав Горский, барабанщик Дмитрий Власенко, басист Алекс Ростоцкий и другие "настоящие друзья" (напомним, концерт назывался "Олег Киреев и настоящие друзья"), в том числе тот самый гитарист Александр Виницкий, вместе с которым Олег попал в аварию прошлым летом. На следующий вечер Олег играл в клубе "Birdland" почти с тем же составом, только на клавишных был Юрий Погиба (группа Анатолия Герасимова). Олег Киреев, по общему мнению, полностью восстановился после травмы (мы имеем в виду не его физическое состояние - он все еще хромает - а его игру). Характерный напряженный, временами экстатически вибрирующий звук его саксофона даже приобрел какие-то новые измерения. Сам Олег относит это на счет своего хорошего настроения от встречи с "настоящими друзьями", но не надо сбрасывать со счетов и тот факт, что за проведенные в больнице месяцы он переслушал массу новой для него музыки, до которой у него, по его словам, раньше просто руки не доходили.
В конце концерта Олега к нему присоединился на пару вещей еще один саксофонист - приехавший в Россию на пять недель американец Майк Эллис, памятный московской публике по прошлогодним выступлениям с "4.33" Алексея Айги и с квартетом Алекса Ростоцкого. Майк и Олег отлично сыграли вместе (учитывая, что играли они пьесу Майка Эллиса, с прошлого года оставшуюся в нотной папке у Ростоцкого), потом пару раз встречались просто так, поговорить о жизни и музыке, и вот результат: когда 1 июня Эллис будет играть с Алексом Ростоцким в "Birdland'е" сольный концерт, Олег присоединится к нему на три или четыре пьесы.

23 мая в Москве открылась 12-я по счету "Альтернатива", в этом году носящая приставку MIDI. Это по-прежнему фестиваль "новой музыки", то есть авангарда во всех его проявлениях - электроакустики, минимализма, чистой электроники, фольклора и world beat и т.п. - но в нем есть и многочисленные импровизационные включения. Кстати, основная программа проходит в новом клубе, открытом агентством "Длинные Руки" и лично Николаем Дмитриевым в отличном помещении близ "Новокузнецкой". Клуб называется "Дом" (на вывеске написано "Дом Творчества"). По словам Николая Дмитриева, ни рока, ни джаза как такового в клубе не будет. Однако, глядя на присланную нам программу клуба, согласиться с этим нельзя: будут, просто - своей авангардной стороной. Во всяком случае, в Москве появилось место, которое, видимо, станет достойной заменой умирающей "Столицы".
Что же до "Альтернативы", то из виденного нами на сегодняшний день интереснее всего была якутская фольклорная певица Степанида Борисова - вулкан, самум, тайфун в одном лице! С ней играл новоджазовый перкуссионист Михаил Жуков, стремившийся (на наш вкус, громковато и временами сверх необходимого) имитировать характерные "иррегулярные" ритмы сибирских шаманов, скрипач Алексей Айги (которого не было слышно, так что оценить его работу сложно) и вездесущий Майк Эллис (который сыграл с Борисовой одну вещь, весьма адекватно и органично). После окончания выступления Степаниды публика было разошлась, но был устроен отличный, воодушевленный и гипнотический джем, продержавший оставшихся в Доме еще добрых минут сорок. Выходя после джема из Дома, мокрый как мышь Эллис произнес: "Мы звали духов, и дух снизошел".

Давид Голощекин25 мая в "Ле клубе" играли санкт-петербургские "джазовые директора" - Давид Голощекин (скрипка) и Андрей Кондаков (фортепиано), соответственно - директора "Джаз-филармоник холла" и JFC, двух ежедневно работающих питерских джаз-клубов. Будучи совершенно противоположными поАндрей Кондаков своим эстетическим устремлениям музыкантами, да еще и возглавляя конкурирующие клубы, Голощекин и Кондаков тем не менее образовали удивительно гармоничный ансамбль, доукомплектованный московской ритм-секцией - молодым контрабасистом Сергеем Хутосом и опытным барабанщиком Эдуардом Зизаком (экс-"МКС Биг-бэнд", ныне - квартет и биг-бэнд Игоря Бутмана). Подчиняясь вкусам Давида Семеновича, квартет играл музыку вполне мэйнстримовую: свинговые стандарты, чуть-чуть бопа, чуть-чуть - латино. И тем не менее в такой, более чем традиционной музыке был достигнут весьма удовлетворительный результат. Плотный звук, мощная энергетика - только результат того, что оба солиста относятся к тому, что делают, не просто с энтузиазмом: они, как бы это выразиться помягче, от исполнения музыки кайфуют по-страшному, то есть испытывают от своей игры немедленное и заметное невооруженным глазом удовольствие. Зал "Ле клуба" был не то чтобы забит, но и отнюдь не пустовал, и публика принимала кайфующих директоров с горячим энтузиазмом. Еще бы, трудно не кайфовать настолько же по-страшному, насколько это делают те, кого ты специально пришел послушать. Закономерным образом выложенные в перерыве на пианино скромные стопки компактов обоих солистов оказались сметены, что называется, со свистом.
Второе отделение было ничуть не слабее первого - начавшись с фортепианного трио, игравшего новую пьесу Андрея Кондакова "На исходе дня", оно быстро набрало прежние обороты. Особенную краску ему придало включение в ансамбль на одну композицию умудряющегося быть в эти дни поистине вездесущим американского саксофониста Майка Эллиса, сыгравшего боповый стандарт с Голощекиным и навязавшего ладовую интерпретацию. Эту игру великий маэстро Давид Семенович принял, несмотря на иманнентную свою нелюбовь к нетрадиционным стилям, и все вышло, как нельзя лучше.

25 же мая в КЗ им. Чайковского прошел однодневный фестиваль вокальных джазовых групп "A capella", который мы информационно поддерживали. На фестивале побывал джазовый журналист Михаил Митропольский ...>>>>

И, наконец, еще одно московское сообщение - на этот раз печальное. Опять трясет отечественный джазовый радиоэфир! Весь советский радионарод, каковому только доступно прослушивание муниципального московского радиоканала, постигло довольно глубокое несчастье. Начиная с 1 июня, безвременно скончается радио-ночь Михаила Митропольского на радио "Говорит Москва", называвшаяся "У ночи тысяча глаз". Все ночи на радиостанции переходят во власть голимой совковой попсы. Акция направлена не на уничтожение джаза, а лишь подтверждает общую тенденцию, уже отмеченную в заметке Дмитрия Ухова (см. "Полный джаз"# 29). Сама часовая программа "Соло для джаза" с 23-00 до 24-00 остается в сетке вещания, так что смерть не полная, но неприятная. Г-н Митропольский сообщил, что ему и семи ночных часов не хватало, поскольку идеи, особенно связанные с программой "Постлюдия", возникали у него регулярней, чем сама программа. Теперь от идей можно отдохнуть. Не исключено, что смерть будет временной, но весьма долгосрочной. Обо всех изменениях будет сообщаться по мере...
Кстати, о радио...

Говорите,
вас слушают
Странно, конечно, сначала публиковать ответ, а потом вопрос. Однако иногда так и получается - по самым разным причинам, в том числе вполне объективным. Ну не было у нас неделю назад разрешения публиковать статью Владимир Мощенко из "Независимой газеты", посвященную проблемам джазового радиовещания. Зато был ответ на нее председателя Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрия Ухова, каковой мы неделю назад и опубликовали. Зато теперь у нас есть текст статьи, из-за которой загорелся весь сыр, он же бор, и разрешение его опубликовать (спасибо Александру Гаврилову из "НГ"!). Так что - извольте. После прочтения исходного текста можно перечитать ответ :) ...>>>>
Москва - это вам
еще не все
В Риге (Латвия) 20-23 мая прошел форум музыкальной индустрии "Forte Riga". Это - первое международное мероприятие такого уровня в латвийской столице. По отзывам присутствовавших, форум подтвердил тезис о том, что латвийский шоу-бизнес сильно ориентирован "на заграницу", причем в равной степени и на Европу, и на бывших "оккупантов" - на Россию. Во всяком случае, число деятелей шоу-бизнеса из-за восточной границы маленькой, но гордой балтийской страны превышало на форуме всякое вероятие.
Джазовую программу форума полностью подготовила московская компания Boheme Music, устроившая в рижском зале Lielaja Gilde 22 мая концерт своих артистов. Сольную программу с большим успехом сыграл валторнист Аркадий Шилклопер, отлично выступило трио Сергей Манукян (вокал, клавишные) - Андрей Кондаков (клавишные) - Руслан Капитонов (ударные). Играла также московская фьюжн-группа Modus. Особый успех выпал на долю саксофониста Анатолия Герасимова, игравшего со своей московской группой (правда, на барабанах был не Дмитрий Севастьянов, у которого обнаружились проблемы с загранпаспортом, а Руслан Капитонов из "Транс-Атлантика"). На последней композиции, к вящему удовольствию рижской публики, к группе присоединился Сергей Манукян, разразившийся своим фирменным скэтом. Концерт завершило выступление петербургской группы Vermicelli Orchestra - не так чтобы очень джазовой, но весьма интересной (из числа "пограничных жанров") и привлекающей массу публики из-за того, что в ее составе - несколько экс-музыкантов легендарного "Аквариума", включая лидера "Вермишели" - Сергея Щуракова.
Что намечается: московские
анонсы
31 мая в Интернет-клубе "Скрин" (Новочеркасский бульвар, 19а - в здании кинотеатра "Экран", вход слева, 3 этаж) будет проходить московская часть международного белградского фестиваля "Ring Ring'99 Around the World". Начало в 19.00.
Фестиваль джазовой и альтернативной музыки Ring Ring традиционно проходит в Белграде в конце мая. Однако в этом году по причине закрытия спонсора фестиваля - белградской радиостанции B92 - югославскими властями, а также ввиду бомбардировок Югославии войсками НАТО, организаторы фестиваля Борис Павлович и Боян Джорджевич попросили зарубежных музыкантов не приезжать на фестиваль в Белград (нет средств, не обеспечивается безопасность, нет помещения - сами югославы будут играть в бомбоубежищах). Но что за фестиваль, если в нем участвуют только местные музыканты! Организаторы фестиваля попросили музыкантов Европы, Америки и Японии пометить свои концерты в конце мая логотипом фестиваля Ring Ring Beograd. Они не ставят никаких политических задач - просто просят продемонстрировать солидарность и взаимопомощь музыкантов разных стран. Таким образом, фестиваль "Ring Ring'99 Around the World" проходит в следующих городах и странах:
18 мая Гент (Бельгия)
21 мая Викториавиль (Канада)
25 мая Ульм
26 мая Роттердам и Париж
27 мая Париж
28 мая Szentander (видимо, Венгрия), Уппсала (Швеция) и Париж
29 мая Штирлинг и Тильбург
30 мая Москва ("Скрин" и "Альтернатива"), Петербург, Болонья, Тильбург, Рим, Кобе (Япония), Лондон
(фестиваль и концерт), Палермо
31 мая Саппоро (Япония), Сент Этьенн
3 июня Лион

Фестиваль в "Скрине" организован Сергеем Летовым, который получил сообщение о Ring Ring Beograd по электронной почте от американской саксофонистки Эми Денайо из Сиэтла.
В фестивале примут участие Алексей Айги, Олег Липатов, Андрей Сучилин, Борис Стучебрюков, Эдуард Сивков, Александр Костиков, Михаил Жуков, ансамбль "Семь барабанов", Мустафа Эль-Сулеймн (Судан), Майк Эллис (США), Александр Нестеров (Украина), Юрий Яремчук (Украина), Александр Шварц, "Рада и Терновник", Юрий Царев и его группа "Метро", Сергей Гурьев и группа "Чистая Любовь", Юрий Орлов.
Особенностью фестиваля является то, что он будет транслироваться по сети Интернет в режиме RealVideo.
Кроме Москвы, трансляция будет осуществляться из Уппсалы (Швеция) группой Samla Mammas Manna.

Рецензии
Сегодня мы слушаем два новых отечественных компакт-диска. Оба записаны и выпущены в Санкт-Петербурге, одно это заставляет отнестись к ним со вниманием...>>>>
А в это время
за бугром...
Дрю Уилер15 мая прекратил свое существование один из ведущих сетевых джазовых журналов - нью-йоркский Jazz Track, который в течение трех лет возглавлял журналист Дрю Уилер. В своем прощальном слове к читателям Уилер не пишет, с чем именно связана остановка проекта, но из совокупности известных нам фактов мы можем сделать вывод, что связано это с крупными перестановками в приоритетах владеющей всем проектом Jazz Central Station компании N2K. Слияние принадлежащего ей "Музыкального бульвара" и другого крупнейшего ресурса онлайновой торговли компакт-дисками - CDNow приводит к фактической заморозке всей Jazz Central Station и переводу всех сотрудников, обеспечивающих информационное наполнение, на новые проекты. В частности, и сам Дрю Уилер переходит на новый проект, который будет открыт на CDNow.
Все это, конечно, очень здорово - торговля дисками через Сеть расширяется, приносит прибыль, ресурсы бросаются на новые проекты... Жаль только, что одно из лучших сетевых джазовых изданий отныне прекратило существовать. Увы, существующая на недавно открытом сервере журнала "Даунбит" информационная колонка никоим образом не может заменить "Джазтрек" ни по оперативности, ни по охвату событий, ни, в конце концов, даже просто по объему. Тем более что "Даунбит" находится в Чикаго, и события на основной джазовой сцене - нью-йоркской - неизбежно проходят в нем фильтр удаленности от места событий, чего не было в делавшемся в Нью-Йорке "Джазтреке". Тем более обидно, что, кроме Уилера, в электронном издании работали таки зубры джазовой журналистики, как Айра Гитлер, Рик Маркс, Дэррил Джи Томас, Мерил Кубрик и др. Но - заметное даже на глаз угасание "Центральной станции джаза" как информационного ресурса закономерно привело к такому финалу...
Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Михаил Митропольский,
Константин Волков, Сергей Летов,
Виктор Мощенко,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
Jazz Track,
Down Beat
Фото:
Павел Корбут,
Джули Хассетт,
Алексей Песков,
архив сервера
"ДжазвРоссии"
Воплощение:
Павел Абраменков