ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 10 (342) - 29 марта 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 28 марта 2006 г.

Как это было
в Москве

Гамлет с процентами: Мэйсео Паркер в Москве

Мэйсео Паркер"Он подойдет к вам, если вы не будете его донимать. Он просто любит все делать по-своему. Моего кота зовут Мэйсео, это маленький человек с кошачьим телом". Так пела когда-то занятная группа Jane's Addiction, которую относят к альтернативному року. Посвящена эта дурацкая песенка не то действительно коту лидера этого коллектива, не то знаменитому саксофонисту Мэйсео Паркеру, который согласился записать партию для нее, но, узнав, что песня про него, в шутку запросил дополнительную плату.
Это не единственный случай, когда Паркеру приходилось играть с "альтернативщиками", его также приглашали The Red Hot Chili Peppers. Он сотрудничал и с поп-исполнителями вроде Принца и Брайана Ферри. А вот джазовых музыкантов в списке его партнеров найти трудно. Как заявил саксофонист на концерте в "Ле Клубе", "два процента из того, что мы играем - джаз, остальные девяносто восемь - фанк!". Действительно, для Мэйсео именно этот угловатый, резкий, агрессивный, но часто и веселый стиль всегда был основным. С 1960-х саксофонист и его брат Мелвин, барабанщик, много лет сотрудничали с одним из родоначальников этого направления - певцом Джеймсом Брауном, причем Мэйсео был в буквальном смысле рупором певца в продвижении фанка. Позднее его инструмент украсил звучание Parliament и Funkadelic - огромных коллективов еще одного видного фанк-деятеля, Джорджа Клинтона.
На кота Мэйсео не похож никак, но уж точно любит все делать по-своему. На сцену "Ле Клуба" он выходить не торопился, сперва выпустив остальных музыкантов. Пока бэк-вокалисты и бодрая ритм-секция заводили публику, саксофонист фотографировался с девушками и тайком играл на стоявшем поодаль рояле. Появившись на сцене вместе с трубачом, он тут же радостно включился в игру. Фанковые композиции нередко строятся на двух, а то и на одном мелодическом ходе, который повторяется бессчетное количество раз. В исполнении оркестра Паркера эти повторы нисколько не приедались - уж больно лихо звучали. Впрочем, не раз Мэйсео внезапно решительно менял и ритм, и темп, чтобы без всякой передышки залудить что-нибудь еще более ударное, чем раньше.
Надо сказать, что на саксофоне Паркер играл не так уж и много. Часто, надолго откладывая инструмент, он начинал петь или декламировать под музыку, дирижировал остальными, а то пускался гулять по сцене, заложив руки за спину или изображая тустеп. В какой-то момент он даже прочитал нелепое подобие монолога Гамлета под все тот же энергичный танцевальный аккомпанемент (композиция так и называлась - "To Be or Not to Be"). Каждый участник его оркестра изо всех сил старался внести свой вклад в общее дело, особенно неистовствовала бэк-вокалистка Марта Хай. Не отставал и ее напарник, сын Мэйсео по имени Кори, в нахлобученной набекрень шляпе читавший рэп. Иногда посреди всех этих яростных атак саксофонист неожиданно переключался на лирическую волну, правда, не без иронии: так, надев черные очки, он очень похоже пародировал Рэя Чарлза, с которым тоже сотрудничал. Вспоминали и об отце-основателе Джеймсе Брауне: был исполнен его хит "Funky Good Time".
Паркер - распространенная в джазе фамилия, особенно среди саксофонистов. Первым делом, само собой, вспоминается великий Чарли, о котором говорить излишне. Любители авангарда вспомнят англичанина Ивэна Паркера, одного из главных новаторов на европейской импровизационной сцене. Мэйсео, как уже говорилось, имеет к джазу меньшее отношение, и энергия, которую производит его оркестр, воздействует в первую очередь на тело, а не на душу или голову. Однако его мощи, профессионализму, умению получать радость от музицирования могут позавидовать многие джазмены.

Григорий Дурново
Первая публикация: "Газета"
№53 (29.03.2006)

Мэйсео Паркер (Maceo Parker) - легенда современного фанка. Начинал он ещё с Джеймсом Брауном (помните "I Feel Good"?), а сейчас Мэйсео считается лидером в этом жанре музыки. Могу вас заверить, что это действительно так. Такого драйва и такой сыгранности вживую раньше не слышал никогда. Может быть, только один раз, на концерте группы британского гитариста Джона Маклафлина Remember Shakti.
Мэйсео ПаркерКонцерт в джазовом клубе - явление незабываемое. Мэйсео разыгрывается прямо около меня, рядом со сценой. Начинается концерт, и он подходит к "Стейнвею", около которого я стою, поднимает чехол и начинает что-то наигрывать, покачиваясь в манере Рэя Чарльза (несколько песен которого пел) и посмеиваясь. После этого берёт сакс, хлопает меня по спине и идёт на сцену. От первых взятых им нот у меня по спине бегут мурашки.
И согласитесь, не очень часто бывает такое, что музыканты после первого отделения выходят из-за кулис и идут к барной стойке выпивать и закусывать, общаясь с посетителями. В ночь 26 марта всё происходило именно так, потому что Мэйсео и его группа опоздали на два с половиной часа и были, по-видимому, голодны. Приехали они в десять вечера, а играли уже в половине одиннадцатого. Однако это не помешало им классно настроить звук и фантастически чётко отыграть первую часть концерта, которую группа закончила в полночь. После этого они "пошли в народ". В этих людях нет ни грамма снобизма: они сами подходят и заводят разговор. Сын Мэйсео, вокалист его бэнда Кори Паркер, увидел у меня на шее здоровенный фотоаппарат, показал свой и спросил, сколько в моём мегапикселей. Результатом этой беседы стала фотосессия с использованием обоих аппаратов и сравнение получившихся снимков.

Бруно Спейт, Кори Паркер

Родни "Скит" КёртисЕстественно, и я, и весь зал был в экстазе. Музыканты реагируют на малейшее движение руки Паркера: такую сыгранность и взаимопонимание увидишь, чёрт возьми, не каждый день! Больше всех меня поразил басист Родни "Скит" Кёртис (Rodney "Skeet" Curtis). Уже немолодой человек очень внушительных размеров, он играет получше многих басистов помоложе. Его игра настолько точна и технична, слэповые соло настолько выразительны (ни грамма выпендрёжа), что просто диву даёшься - и проникаешься не только уважением, но и нежностью к этому старому толстяку. Потому что он настоящий музыкант, в отличие от многих бас-гитаристов: он знает, что главный не он, но прекрасно осознаёт, что вместе с барабанами создаёт основу звучания группы.
Рон Тули и Скит Кёртис
Вообще это был один из тех редких концертов, когда ты слышишь ансамбль, в котором все равноправны и нет ни одного лишнего звука. Стильные и очень мощные импровизации непоколебимо спокойного внешне трубача Рона Тули (Ron Tooley), рваный фанковый ритм барабанщика Джамала Томаса (Jamal Thomas), джазовые аккорды и соло на октавах гитариста Бруно Спейта (Bruno Speight), сложные соло и аккомпанемент клавишника Вилла Болвэра (Will Boulware), рэп Кори Паркера (Corey Parker) и сильный вокал Марты Хай (Martha High), подпевавшей ещё Джеймсу Брауну - все на своём месте! Концерт закончился в два часа ночи, и было такое ощущение, что музыканты хотели играть ещё.
Было совершенно невозможно удержаться и не пойти в "Ле Клуб" на следующий день. Мэйсео и его бэнд играли с таким же жаром, и, хотя программа была почти та же, разница между двумя концертами была огромна: за счёт импровизаций, игры Мэйсео на флейте и нюансов управления группой, которая то замолкала, то снова начинала играть по взмаху руки Паркера.

Лев Боровков
фото автора

24 марта во МХАТе впервые за три года вышла на сцену московская рок-группа "Вежливый отказ". Что нам-то за дело, могут пожать плечами самоотверженные ценители джазового мэйнстрима? Ну, к джазовому мэйнстриму ВО действительно никакого отношения не имеет, но этот коллектив, тем не менее, следует признать самым джазовым на российской рок-сцене 80-90-х: лидер ВО Роман Суслов всегда широко использовал импровизационный элемент, давая подолгу играть спонтанные инструментальные куски своим солистам, в которых у него ходили весьма "продвинутые" импровизаторы, включая трубача Андрея Соловьева, одного из самых радикальных новоджазовых импровизаторов московской сцены 80-х - начала 90-х (к сожалению, в более поздние годы Андрей нечасто появляется на сцене как музыкант). Еще в легендарном журнале последних лет "перестройки" - "Джазе", главным редактором которого был Олег Молокоедов - по опросам критиков "Вежливый отказ" неизменно становился "лучшей джазовой рок-группой". Такой он, видимо, остался и сейчас, хотя не выступает уже несколько лет. На юбилейном концерте "Вежливого отказа" побывал корреспондент "Газеты" и наш постоянный автор Григорий Дурново, который также побеседовал с Романом Сусловым; расширенные по сравнению с газетной публикацией версии получившихся текстов мы предлагаем вашему вниманию...>>>>
In Memoriam
Борис Матвеев (1999)28 марта в Москве на 78-м году жизни скончался старейший джазовый барабанщик России, заслуженный артист РФ Борис Матвеев.
Первое публичное выступление Матвеева, тогда 16-летнего воспитанника военно-музыкального училища, состоялось на Красной площади в 1945 году на Параде Победы, где он прошел маршем вместе с двумя десятками таких же мальчишек-барабанщиков. Потом была игра в "джазах" - танцевальных оркестрах. Потом - много лет работы в оркестре самого Эдди Рознера, где Борис Матвеев сыграл первое джазовое соло на барабанах в советском кино - сидя на вершине гигантского будильника в "Карнавальной ночи" Эльдара Рязанова.
Был и свой ансамбль - эстрадно-джазовый, как сейчас бы сказали. Именно там в 60-е дебютировал певец Иосиф Кобзон. Было много лет удачной работы в музыкально-эксцентрическом дуэте с женой, ксилофонисткой Ниной Кургановой. Было и забвение, и годы работы на Арбате, в уличном диксиленде... Было и триумфальное возвращение на концертную сцену в 90-е, и звание заслуженного артиста России, и концерт в Большом зале Московской консерватории в честь 75-летия Матвеева.
Гражданская панихида состоится в пятницу 31 марта в 11.00 - Белый зал Дома Кино (Васильевская, 13); отпевание и похороны в 15.00 - Калитниковское кладбище (Б. Калитниковский пр. 11).
Подробнее о жизненном пути артиста - в некрологе Алексея Баташева...>>>>

И еще несколько слов об ушедшем из жизни - о старейшине российского джазоведения Леониде Переверзеве, которого мы проводили на минувшей неделе. Алексей Баташев предлагает небольшой очерк о Леониде Борисовиче - неожиданный взгляд старого друга...>>>>

Постсоветское
пространство:
что было
16-17 марта в Нижнем Новгороде прошел международный фестиваль "Триумф джаза", впервые за много лет ставший "еще одним" фестивалем в нижегородском джазовом календаре: помимо первоклассных мероприятий, проводимых продюсерскими усилиями нижегородского продюсера Вячеслава Уланова (в частности, фестиваля "Джаз - России"), миллионный город, столица российского Поволжья, видел не так много джазовых фестивалей, как он того заслуживает.
Проведенный продюсерскими усилиями двух нижегородских музыкантов - Ильи Ефимова и Алексея Тихонова - фестиваль показал нижегородцам сбалансированную программу, в которой нашлось место и отличным, первоклассным местным музыкантам (в частности, резко выросшей в профессиональном плане певице Елене Моисеевой, которая сейчас заканчивает в Москве музыкальный факультет Академии им. Маймонида, и пианисту-вундеркинду Тони Карапетяну), и столичным "звездам" (лучший в стране джазовый оркестр - биг-бэнд Игоря Бутмана, превосходная джаз-роковая группа "Игорь Бойко Бэнд" и др.), и даже американскому гостю, точнее гостье - опытной нью-йоркской вокалистке Синтии Скотт.
Вообще говоря, пишущий эти строки редактор "Полного джаза" с удовольствием рассказал бы о фестивале сам, но не считает это вполне удобным: все-таки вел фестиваль не кто иной, как он. Поэтому - слово нижегородским журналистам, а ваш покорный слуга с удовольствием проиллюстрирует их рассказ своими фотографиями...>>>>
Постсоветское пространство:
что будет
Традиционная сводная рубрика "Анонсы от Джаз.Ру" сегодня представляет анонсы по 6 городам России до 6 апреля. Напоминаем, что система представления информации в этой рубрике претерпела ряд изменений, равно как и вся анонсовая система на "Джаз.Ру" в целом. Мы продолжаем развивать это направление в нашей работе, которое редакция портала считает одним из важнейших в своей деятельности...>>>>
Что намечается:
столичные анонсы
Алекс Сипягин"Ле Клуб" и Игорь Бутман представляют: 5-8 апреля - Алекс Сипягин (труба, США) и его трио.
Александр Сипягин родился в Ярославле в 1967 году. Первые уроки игры на трубе он брал у известного педагога М.И. Цамаева. Вскоре его alma mater стало Ярославское музыкальное училище им. Л.В. Собинова, которое трубач закончил в 1982 году. В 1983 г. Александр приезжает в Москву и с легкостью поступает в Российскую Академию Музыки имени Гнесиных. Талант молодого музыканта был высоко оценен коллегами-мэтрами, и Александр играл в таких известных коллективах, как ансамбль Игоря Бриля (1988), оркестр имени Леонида Утесова (1989-90 годы), "Мелодия" под управлением Бориса Фрумкина и "Зеленая Волна" Александра Осейчука (1991 год). В 1990 г. Александр Сипягин становится лауреатом 1-го всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей, который проходил в Ростове-на-Дону.
В этом же году на международном конкурсе трубачей им. Телониуса Монка в Вашингтоне Сипягин завоевал одно из первых мест и в качестве приза получил трубу из рук самого Кларка Терри. Эта победа открыла талантливому музыканту дорогу на джазовый Олимп - в Нью-Йорк, где Александр и живет с 1991 года.
Александр Сипягин - прекрасно подготовленный исполнитель современной школы, и его творчество развивается в русле  самых современных веяний так называемого "креативного мэйнстрима". Ему одинаково доступны как популярная баллада, так и сложная нестандартная композиция, а его технические возможности позволяют справляться с репертуаром любой трудности. Александр выступает в нескольких нью-йоркских ансамблях - в оркестре имени Чарли Мингуса, в группе Гила Голдстина, а также имеет престижный ангажемент в Международном оркестре Джорджа Грунтца. Трубач успел записаться рядом джазовых звезд (Ларри Кориелл, Гил Голдстин, Джеймс Муди и Тео Масеро). На его счету две пластинки с Mingus Big Band. Сипягин играл со многими выдающимися музыкантами, среди которых - Эрик Клэптон, Боб Мозес, Элвис Костелло, Джони Митчел и многие другие. И сейчас можно с уверенностью сказать, что наш земляк, солист Mingus Big Band Алекс Сипягин, является одним из самых востребованных трубачей столицы мирового джаза.

9 и 23 апреля в Москве пройдет "смежный с нашим жанром" фестиваль - Пятый международный фестиваль прогрессивной музыки INPROG-2006. INPROG имеет дело с т.н. "прог-роком", или "прогрессивным роком", от которого, как показывает история, зачастую - один шаг до джаз-рока. Да и аудитория у современного джаза и прог-рока зачастую смежная. Поэтому - ...>>>>

А в это время
за бугром...
Сайт DowntownMusic.Net (и его представительство в "Живом журнале") продолжает регулярно сообщать о впечатлениях по поводу концертов тех или иных представителей новой импровизационной музыки в столице мировой импровизационной сцены - Нью-Йорке. Причем сообщать, что для нас немаловажно, на русском языке.
В последние недели на сайте появились любопытные заметки о:
- выступлении нидерландского Instant Composers Pool во главе с пианистом Мишей Менгельбергом в клубе Tonic 21 марта;
- концерте там же, в "Тонике", японского дуэта пианистки Сатоко Фудзии и трубача Нацуки Тамура 19 марта;
- выступлении гитариста Марка Рибо в дуэте с контрабасистом Генри Граймзом в Issue Project Room 16 марта.
Не забывайте, что по клику на единственной фотоиллюстрации каждого сообщения открываются полные фотосессии Петра Ганнушкина, сделанные на соответствующем концерте.
Новые альбомы


Yana & Ralph Schrabbe Acoustic Group -
"And I Love Him"
2006

В сентябре 2005 года в Нижнем Новгороде был записан новый диск местной вокалистки Яны Тюльковой. В подготовке этого релиза Яне помогли немецкие музыканты, находившиеся в городе в связи с очередным фестивалем "Джаз - России". В начале марта 2006 года выпущен первый тираж диска, о чем "Полному джазу" сообщил его продюсер Вячеслав Уланов.

Современный джазовый вокал сегодня на подъеме, в нем сосуществуют различные национальные традиции и школы, манеры исполнения, аранжировочные идеи, музыкальный "языки" - от экспериментальных до традиционных. И в самом деле, что общего между Бобби Макферрином, Кассандрой Уилсон, Джони Митчелл и, скажем, Бруно Амштадтом? Однако все они вспахивают единую ниву, именуемую джазом, предпочитая работать на "пограничных" территориях - там, где джаз взаимодействует с этникой, поп-музыкой, классикой или сэмплированной электроникой.
Джазмены продолжают осваивать новые владения, небывалые техники, экзотические стили. Нередко новым становится "хорошо забытое старое". После того, как 10 лет назад Хэрби Хэнкок записал свой "The New Standard", узаконив правомерность существования в джазе материала поп- и рок-музыки, джазмены освободились от рутинной зависимости привязывать себя к заигранным джазовым "стандартам". Открылись новые возможности проявления импровизационной свободы. Сказанное в полной мере относится и к новому альбому Яны Тюльковой "And I Love Him", в котором наряду с известными джазовыми темами ("Round Midnight", "Funny But I Still Love You") звучат версии песен Beatles и Стиви Уандера. Так, "And I Love Her" Пола Маккартни подсказала название всего альбома.
В нем Яна продолжает работать в русле найденного ею камерного стиля, который впервые был апробирован в джазовых балладах альбома "Angel Eyes", записанного с Олегом Киреевым. Несомненно, это джазовая лирика. Но в новом альбоме слушатель ощутит и привкус музыки госпел: воркующий вокал, мелодекламация, наподобие блюзовой, изысканный "growl".
Не случайно Яна обратилась к песне "As" одного из корифеев соул-музыки Стиви Уандера (а это один из самых удачных треков данного диска) и интерпретировала ее в изысканно-камерной и, я бы сказал, женственной манере.
Яна поет в сопровождении немецких джазовых музыкантов, которые создают тонкий инструментальный контрапункт, и на его фоне мастерство вокалистки проявляется в полной мере. Это профессионалы высокого класса: пианист, клавишник и аранжировщик Ральф Шраббе, саксофонист Райнер Витцель и барабанщик Роланд Хепнер и приглашенный из Санкт-Петербурга контрабасист Григорий Воскобойник. Звук Витцеля идеально соответствует интимно-камерной тональности альбома, особенно хороши диалоги голоса и саксофона, а аранжировки Шраббе - легкие и прозрачные - помогают очаровательным мелодиям свободно и естественно парить в воздушном пространстве волшебной магии джаза. Новая запись Яны Тюльковой, несомненно, доставит истинную радость любителям джаза.

Валерий Сыров,
профессор Нижегородской консерватории

Радио
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти трубача Майлса Дэйвиса. Радио "Культура" 91.6 FM объявляет 2006 год Годом Дэйвиса. В программе Дмитрия Ухова "Домашняя музыка" (по воскресеньям, 19.05-20.00) в (более или менее) хронологической последовательности еженедельно звучат его исторические записи со всеми возможными, в том числе и ранее не публиковавшимися, дополнениями. Поскольку цикл поддерживают концерн "Союз" и коллекционер Владимир Аронс (Хадера, Израиль), Дмитрий Ухов надеется, что изданные архивы великого джазмена будут доступны, и готов учитывать пожелания читателей "Полного джаза". Майлс Дэвис - "Автобиография"
Издательская группа "У-Фактория", 2005
Твердый переплет, 544 стр.
Трубач Майлс Дэйвис (или Дэвис, как его назвали авторы русского перевода "Автобиографии" музыканта) - одна из ключевых фигур в истории джаза. Книга, которую он написал о себе - взгляд изнутри на историю одной из самых ярких джазовых личностей, историю создателя и первооткрывателя нескольких джазовых эпох и просто одного из самых любимых во всем мире джазовых музыкантов...
"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. (суббота, 23.10 - 00.00 МСК - FM 66.44 Mhz, MW, 1 кнопка проводного вещания). Программа посвящена не только и не столько собственно джазу, сколько смежным с ним жанрам и разнообразным неожиданным пересечениям и перекресткам музыкальных направлений.
1 апреля программа отмечает День Смеха или День Дурака, разыскивая в российской и мировой музыкальной литературе иллюстрации к извечным российским (а на самом деле всемирным) бедам - дуракам и дорогам. Помощь в благом деле оказывают Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский, The Beatles, Джин Де Пол, Орнетт Коулмен и ансамбль "Три О".

Подкаст "Слушать здесь":

29.03.06 - Анна Филипьева комментирует пьесу "Second Meditation" с одноименного альбома группы Feathered Serpent (2004)
27
.03.06 - Кирилл Мошков комментирует пьесу "Oye Como Va" с альбома "El Rey Bravo" перкуссиониста Тито Пуэнте (Tico, 1962)
24
.03.06 - Кирилл Мошков комментирует пьесу "Boubakar" с альбома "The Intercontinentals" гитариста Билла Фризелла (Nonesuch, 2003).

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Алексей Баташев,
Валерий Сыров,
Юлия Александрова, Надежда Крюкова,
Юрий Льноградский,
Григорий Дурново,
Лев Боровков,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Лев Боровков,
архив портала "Джаз.Ру"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.