ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #14, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Do#Dж-2006 (окончание)

Начало см. в #13-2006


Проезжаешь по непривычно ухабистым донецким дорогам мимо Дворца Молодежи "Юность", в котором вечером должен был проходить фестиваль - нельзя не заметить любопытную комбинацию афиш: "Сад, Огород, Ландшафтный дизайн; Выставка кошек; Группа "Мираж"; ДоДж".
С кошками, по счастью, как-то обошлось, концерт группы "Мираж" вроде бы тоже был заявлен на май, а вот мимо сада-огорода пройти не удалось. Весь вестибюль "Юности", в котором пару лет тому на "warm-up" играли местные биг-бэнды и девушки в бальных платьях худо-бедно выводили джазовые стандарты, создавая нужную атмосферу перед концертом, в этот раз был заставлен цветочными горшками. Пол холла был щедро посыпан землицей, бойкие бабульки продавали желающим "дерево счастья", земледельцы-рационализаторы нахваливали "плоскорез от Фокина", хотя бы этим вписываясь в джазовый контекст (имеется в виду ассоциация с "Радиобэндом Александра Фокина").
Уж не знаю, какое количество присутствующих на выставке огородников увлеклось идеей посетить джазовый фестиваль, но то, что в руках зрителей обоих концертных дней то и дело появлялись саженцы - факт.
Владимир Фейертаг, Алексей КоганВ такой экологически чистой атмосфере и началась программа первого дня фестиваля. Вели ее, традиционно для ДоДжа, киевский радиожурналист, имя которого у подавляющего большинства украинских меломанов занесено на скрижали особого почтения, Алексей Коган, и потрясающе энергичный в свои 75, остроумный, супер-профессиональный Владимир Борисович Фейертаг, джазовый обозреватель из Санкт-Петербурга (надо сказать, что Владимир Борисович был с фестивалем с самого его основания, с начала 1970-х, когда тот еще назывался просто "Донецк" - вел практически все концерты в его рамках). Все-таки очень многое зависит от тех людей, которые представляют музыкантов зрителю, и конферанс от Фейертага-Когана, интеллигентный, грамотный, с нужной долей иронии и юмора, служит в этом отношении эталоном.
Smack Band
Первым участником, которого пришлось представлять на ДоДже, был малоизвестный региональному зрителю и слушателю киевский Smack Band. Если откровенно, то этот коллектив и для меня лично до фестиваля был незнаком, даром что группа существует уже 16 лет. Объяснить этот досадный пробел в образовании можно тем, что музыканты Smack Band редко появляются в публичных джазовых местах Киева, облюбовав для своих постоянных выступлений один-единственный клуб, особо не стремясь к участию в джемах и музыкальных тусовках.
Как бы то ни было, именно лидеру этого коллектива, Владиславу Пономаренко принадлежит первенство в сфере отечественного рекординга: в 1993-м бас-гитарист выпустил "Smack", первый джазовый компакт-диск в Украине.
По поводу программы бэнда трудно высказаться отчетливо положительно или отчетливо отрицательно. Группа специализируется на исполнении материала латиноамериканского толка, причем склоняется скорее к популярному его ответвлению, в стиле, скажем, Сержио Мендеса, чем к аутентике Irakere или джазу Чучо Вальдеса. Ровное, мягкое звучание, приятные аранжировки; почти все инструменталисты в группе поющие - португалоязычные партии разделяются на 3-4 голоса; в общем и целом - довольно мило. Ярких солистов в Smack Band-е выделить сложно, хотя показалось, что трубач Геннадий Бень чувствовал себя несколько более уверенным в импровизационном отношении.
...Есть у меня такая несвойственная рядовому слушателю характерная черта: волноваться за выступающего артиста в начале программы. Неровен час - аппаратура подведет, зрители не оценят, вступление забудется... небезразличны мне эти вещи. И только на концертах профессионалов экстра-класса сидится мне на сиденье спокойно и ни в какие пятки душа не уходит. Как на выступлениях а-капелльного коллектива ManSound, продолжившего программу первого дня ДоДжа.

Писать в очередной раз о том, что эта группа по праву считается лучшим музыкальным "продуктом" страны, что давно уже успела завоевать славу в международных масштабах и получить высочайшую оценку джазовых критиков, наверное, смысла нет. Разве что для тех (надеюсь) немногих наших читателей, кто с творчеством этой группы пока не знаком, упомяну, что история существования вокального секстета ManSound насчитывает 12 лет, его основателем и руководителем был Владимир Михновецкий, безвременно ушедший в 2004-м. Коллектив достойно выдержал удар судьбы, обновил состав (в группу вернулся Вячеслав Рубель, баритон; партию второго тенора исполняет Сергей Харченко) и не останавливается в восхождении на мировой музыкальный Олимп.
Я, признаться, с большим любопытством слежу за этим коллективом - феноменом украинской культуры. Феноменом уже хотя бы потому, что он удовлетворяет эстетическим потребностям совершенно разных аудиторий. То, что делает секстет, с одной стороны, не может быть неинтересно опытным меломанам и общности коллег-профессионалов. Но одновременно творчество группы не отталкивает совсем еще неискушенных слушателей, которые описывают свои впечатления от услышанного в терминах "Как они одними голосами оркестр делают!"
Юрий Роменский, Рубен ТолмачевТакой востребованности группы способствует, прежде всего, разносторонний репертуар - в программе секстета, кроме джазовых стандартов, интерпретаций gospel songs и произведений Джорджа Бенсона и Стиви Уандера постоянно присутствуют сделанные с необычайным вкусом и мастерством обработки украинских и русских народных песен. Эти аранжировки, будучи исполнены с присущей участникам коллектива эмоциональностью, производят на новичков в джазе неизгладимое впечатление. Не стала исключением и публика донецкого джазового фестиваля: два раза зал стоя приветствовал вокалистов.
Иными словами: друзья, если кто-то из Вас еще не удосужился узнать, что из себя представляет музыка ManSound, - не поленитесь, послушайте "Щедрик" с последнего альбома группы "Joy To The World". Эта вещь Вам скажет все.
...Знакомство с музыкальными наработками немецкой группы Tok Tok Tok у меня произошло несколько раньше, чем квартет был заявлен в качестве одного из хедлайнеров ДоДжа. Их последний альбом "I Wish", большинство композиций с которого было представлено донецкому зрителю 12-го апреля, попал ко мне непосредственно от представителя фирмы-издателя Tok Tok Tok. Рекомендации группе им, естественно, были даны самые лестные, но... запись оказалась на редкость ровной, если не сказать монотонной: приятный, но ничем не примечательный вокал нигерийки Токунбо Акинро и безыскусные соло инструменталистов в малоизобретательных аранжировках. Надежды на то, что живое звучание группы принципиально будет отличается от студийного, не возникало - скорее возникал вопрос, как меланхоличные немцы смогут "закрыть" наших "МэнСаунд". Впрочем, тот факт, что у президента ДоДжа, Александра Серого, в плейере автомобиля постоянно находятся 5 альбомов, изданных группой Tok Tok Tok за 8 лет собственного существования, объяснил многое. Что ж - своя рука владыка.
В концертном же варианте, надо отметить, Tok Tok Tok слушается все-таки намного легче, чем на аудио-носителе. Вернее, не слушается, а смотрится: успех у донецкого зрителя коллективу на две трети обеспечивала внешность и обаяние Токунбо, - видной, высокой, очень привлекательной барышни. Мортен Кляйн, саксофонист, освоивший технику mouth drums (имитирования ударных и перкуссии средствами артикуляционного аппарата), по всей видимости, должен был отвечать за "экзотику" в выступлении, но после "МэнСаунд", повторюсь, для аудитории демонстрация таких умений уже была не внове.
И только за Йенсом Гебелем, выполнявшим на концерте функции клавишника, наблюдать было небезынтересно. Стыдно признаваться, но... здесь, наверное, немалую роль сыграло неизбывное человеческое любопытство к тем, кто физически отличается от своих собратьев - Йенс очень слабо видит, и на музыкальных инструментах (которых он, кстати сказать, освоил большое количество, в том числе гитару и бас) играет наощупь. Тем не менее, в очередной раз подтвердилось: у тех людей, которые испытывают затруднения с одним из органов чувств, все остальные обостряются. Гебель, по чести говоря, - единственный достойный солист в группе, да и в качестве аккомпаниатора им находились вполне удачные гармонические решения.
Несмотря на то, что хедлайн первого дня фестиваля явно выбирался по принципу географической принадлежности артистов, публика, кажется, не была разочарована. И то славно! - подумала я и... после 5-й вещи удалилась.

Татьяна Балакирская
Полностью - на UaJazz.Com

Донецк встретил пасмурной погодой, моросящим дождиком и каким-то унынием. Еще и путь с автовокзала к ДМ "Юность" на трамвае №1 пролегает по весьма неприглядным местам: мрачным улицам, грязным, серым, в общем - постсовдеповским. Пространство расширилось и немного посветлело уже на подъезде к самой "Юности".
Памятник Иосифу КобзонуПоздоровавшись за руку с И.Д.Кобзоном, вернее - с его бронзовой копией 1:1,3, не без труда отыскав среди пестрых афиш "Юности" самую маленькую - о ДоДж-2006, пройдя, как сквозь джунгли, выставку-ярмарку цветов, проходившую в фойе, мы купили билеты на вечернее действо...
...19:00. Начало. Конферанс, представленный "традиционной струей" - поэтому в строгом костюме - и "неформальным человеком, представляющим молодежный джаз". Скажите, как Их зовут!!! - выше всяких похвал! Не то, что на "Коктебеле-2005" (кстати, аналогии будут преследовать меня по ходу всего фестиваля). До совершенства компетентные ведущие с отличным юмором, интеллигентностью, с мерой во всем, доступной, наверно только им одним, провели весь этот фестиваль от первых секунд до последних аккордов. Говорить тут нечего. Спасибо вам, уважаемые Владимир Борисович Фейертаг (Санкт-Петербург) и Алексей Коган (Киев). Преклоняюсь.
А дальше... Вечное стремление наших соотечественников вливать свой самогон в чужие меха, путаться в рукавах чужой рубашки, играть рок-н-ролл на балалайках и т. д., выливается в не всегда убедительный продукт. Вот и выступление украинской Smack Band, в общем-то, ничем "смачным" не угостило. Латиноамериканский джаз, как и всякую другую аутентичную музыку (будь то блюз, мугамы, раги и т. п.), кроме исконных носителей этой культуры и традиций, все остальные не играют, а исполняют. И понять, прочувствовать дух, атмосферу Бразилии, Аргентины и т.п., можно только у, так сказать, аборигенов. Спору нет, все исполнено профессионально, чистенько (стерильно), с милыми сольными вкраплениями трубы и гитары, моторными барабанными и перкуссионными номерами, но... для "смака" не хватало чего-то. То ли горечи, то ли остроты, то ли...

...ManSound !!! Это, ребята, настолько высоко, глубоко и далеко, что не хочется даже обсуждать. Я их слышал с этой же программой в Коктебеле, вечером, на набережной, под шум волн, в этой сумасшедшей атмосфере тепла и вина... Вот сейчас пишу - и мурашки по спине. Это надо слышать и слушать. А их версия "Spain" Чика Кориа - это просто улет! Короче, они единственные на фестивале, кого весь зал провожал стоя, под шквал аплодисментов, свист и крики!
Квартет из Берлина, заявленный в буклете как проект, не имеющий аналогов. Ну не знаю, что сверхнового в женском вокале и чуваках из Германии, где на голову выше работают, если далеко не ходить, те же De Phazz. Катастрофически не хватало нормального барабанщика, вместо которого герр Мортен Кляйн... э-э-м-м, чтоб не оскорбить... выплевывал в микрофон какие-то ритмы. Красивая (спору нет) вокалистка Токунбо Акинро старательно выучила несколько русских фраз...
Скорее всего гастрольный график не позволил ManSound поставить жирную точку в первом дне фестиваля, но иначе как организаторской ошибкой это не назовешь. Немцы перед киевлянами смотрелись бы выгоднее. И опять вспомнился Коктебель, когда в последний блюзовый день питерцы напрочь убрали выступавшего после них 14-летнего канадского вундеркинда.
Алексей Коган и Александр Панкратов-ЧерныйВторой вечер. В.Б.Фейертаг напомнил, что XX век - это век кинематографа, авиации и джаза. Провел экскурс в историю связи кино и джаза, а у нас она известно какая - фильм "Мы из джаза" начала 80-х, музыку для которого писал член жюри конкурса джазовых юниоров Анатолий Кролл, а одного из "джазистов" играл Александр Панкратов-Черный. Неудивительно, что именно он и появился на сцене.
Почетный гость фестиваля рассказал занимательную байку о том, как он - родом из алтайской деревни - благодаря сибирской настойчивости под руководством режиссера Карена Шахназарова и при деятельном участии Анатолия Кролла и гитариста Алексея Кузнецова освоил банджо и снялся в фильме "Мы из джаза". В общем, наш человек!
Первой в этот вечер выступала донецкая вокалистка Маша Степаненко. Спела в дуэте с фортепиано две композиции. Ну, что сказать? Маша превращается в Марию, из девочки - в девушку. Вот, пожалуй, и все.
RadaStЗа ней выступали лауреаты конкурса юниоров - Николай Сидоренко из Москвы и обладатели 1-й премии, донечане RadaSt. Спели "Девушку из Ипанемы". Весьма мило.

Затем были киевляне. "Их называют Night Groove, и никто не пытается это переводить," - заверили ведущие, расхвалив пианистку Наталью Лебедеву как лучшую аранжировщицу на Украине, а новую вокалистку группы Юлию Рому - за то, что сама пишет тексты.
Night GrooveСказать, что я лично был  ими сильно впечатлен - покривить против правды, но сильное впечатление произвели развернутые соло на сопрано-саксофоне Артема Менделенко.
Последний сет. Hiram Bullock Band (USA). Громкая, напористая рок-группа с фанк-джазовыми вкраплениями. Лично я не очень понял, как они попали на джазовый фестиваль.

Hiram Bullock Band

Джем
Хайрем БуллокДжем - как десерт, приятное и достойное завершение любой трапезы. Приятное, вкусное, сладенькое занятие. Где-то раздавались звуки вечных, но давно "опавших и увядших листьев" (Хайрем Буллок - вокал), врывался барабанным соло его ударник Джереми Гэдди (Jeremy Gaddie), все, кому не лень, гоняли музыку Хэрби Хэнкока. Гвоздем джема все же был Буллок, немного скоректировав мое предвзятое впечатление: он импровизировал на гитаре в  достаточно джазовой манере. Молодежь с удовольствием оттягивалась на сцене и возле. Саксофонисты стояли в очереди. А Хайрем все пел стандарты (джазовые уже, не роковые, как на концерте).
Потихоньку зал начал пустеть. Еще вспыхнула изрядно колоритная пара танцоров с неординарным джазовым импровизом в пластике. Вечер заканчивался, ночь уходила - наступало утро.
Несмотря ни на что, праздник удался! Спасибо всем!

Владлен Ноль

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service