ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 41 (373) - 7 декабря 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 14 декабря 2006 г.

Слово к читателям

CLICK TO ENLARGEВ предыдущих выпусках "Полного джаза" мы анонсировали предстоящий выход в свет оффлайнового варианта нашего издания - журнала "Джаз.Ру". Напомню: 16 декабря мы будем представлять первый номер "Джаз.Ру" в Центральном Доме журналистов, и предварительная продажа билетов на этот концерт-презентацию, где мы одновременно будем отмечать девятый день рождения нашего портала, уже идет.
"Точка невозврата" пройдена - журнал уже в типографии. Его обложку (дизайн - Татьяна Балакирская) вы видите здесь (на нее можно "кликнуть" и рассмотреть в подробностях.
Напомню еще, что каждый купивший билет на концерт-презентацию 16 декабря получит в подарок экземпляр нового журнала!

Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"

Как это было
в Москве

Ди Ди Бриджуотер, Дом Музыки, 29.11.06
Зачем люди читают репортажи с концертов? Тот, кто присутствовал на выступлении артиста, сравнивает свое мнение с мнением журналиста; тот, кто не был - выясняет, какие произведения исполнялись, как вел себя артист, как на него реагировала публика. Тем же, кто вообще ни разу не видел того или иного музыканта вживую, прежде всего, интересно, что за человек этот музыкант, какие флюиды от него исходят, как он взаимодействует со слушателями. Музыку можно послушать и в записи - так мы получаем аудиальные ощущения в чистом виде, без отвлекающих визуальных раздражителей. А на концерты мы ходим ради общения. Средством которого является музыка.
Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater) мне пришлось видеть впервые; тем острее желание поделиться увиденным. По понятным причинам мне не довелось побывать ни на ее концерте в 1969-м - девятнадцатилетняя певица приезжала в СССР в качестве солистки Оркестра Иллинойского университета, с которого начался ее творческий путь, - ни в году 1972-м, когда Бриджуотер пела в Москве с оркестром Тэда Джонса и Мэла Луиса. К сожалению, прошел мимо меня и ее визит в Россию в 2002-м году - тогда Ди Ди приняла участие в совершенно потрясающем концерте "Триумф джаза", который состоялся в рамках фестиваля "Триумф" в ГКЦЗ "Россия".
29-го же ноября текущего года звезда джазового вокала, актриса и активный общественный деятель посетила столицу с программой "У меня две любви" ("J'ai Deux Amours"). Упоминание об общественной деятельности не случайно: концерт Бриджуотер (в 1999-м году избранной на должность Посла ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства) проводился с благотворительной целью; по инициативе фонда "Самюсосьяль Москва" деньги от сбора поступили в пользу беспризорных детей Москвы.
Возможно, у Ди Ди и вправду всего "две любви", зато к ней самой потоков народного обожания стремится неисчислимое количество. Подтверждением тому, кроме неизменных оваций на концертах, являются официальные награды и премии. Высшая музыкальная премия Франции Victoire de la Musique; две Grammy® за лучший джазовый вокал и лучшую аранжировку в песне (1998, альбом памяти Эллы Фитцджералд "Dear Ella"); театральные премии - Tony Award и Laurence Olivier Award - за роли в мюзиклах. Статуэтки и дипломы Бриджуотер получает по обе стороны Атлантического океана, ведь ее нынешняя жизнь - это путешествие по маршруту Франция - США с остановками по требованию.

В далеком 1980-м году Ди Ди поняла: работа на родине, будь ты хоть семи пядей во лбу, так или иначе сулит тебе пребывание в тени звезд золотого века джаза - Билли Холидей и Эллы Фитцджералд. И в поиске Себя, желая доказать всему миру, чего она стоит, Бриджуотер уезжает жить во Францию. Выступает на всех европейских джазовых фестивалях, собирает собственный ансамбль, создает телевизионную программу с Шарлем Азнавуром, выпускает мюзикл о Билли Холидей ("Lady Day") - в полной мере осуществляет свои мечты.
Только начиная с 1990-х Бриджуотер изредка появляется на родине - уже "на белом коне", в ореоле славы. Гастролирует, издает альбомы в память о соотечественниках - Дюке Эллингтоне и Элле Фитцджералд, - обретает должную популярность.
В том, что у Ди Ди Бриджуотер две родины, и заключается суть ее "двойной любви", суть ее жизненной драмы и личной победы.
Наверное, нельзя сказать, что Франция для Бриджуотер милей, чем Америка. Говорить так сродни тому, чтобы спрашивать у ребенка, кого он любит больше, папу или маму. Но, тем не менее, именно об этой стране, давшей певице приют и мировое признание, Ди Ди говорит с особым теплом: "Франция лечит мои раны, помогает мне раскрыть себя как женщину и певицу, открывает мне весь мир". Бриджуотер здесь действительно на особом счету: в частности, ей выпала честь стать первой американкой, вошедшей в Высший совет Франкофонии.
Словом, певица не могла не отплатить добром стране, столько сделавшей для нее. И к своему 55-летию Ди Ди записала альбом под тем самым символичным названием - "J'ai Deux Amours". В него вошли заново аранжированные композиции, когда-то исполненные лучшими, ярчайшими представителями французской музыкальной культуры, - Эдит Пиаф, Жозефин Беккер, Жильбером Беко, Шарлем Трене, Жаком Брелем, Лео Ферре. Вот, собственно, и предыстория того, что происходило вечером 29-го ноября в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки.
На затемненную сцену зала выходят музыканты группы Ди Ди Бриджуотер - Марк Бертумье (Marc Berthoumieux) - аккордеон, Айра Коулман (Ira Coleman) - контрабас, Минино Гарай (Minino Garay) - барабаны, перкуссия и Патрик Манугян (Patrick Manouguian) - гитара. Минино Гарай осторожно перебирает палочками с мягкими набалдашниками по тарелкам, нежно звучит аккордеон - вальсовая мелодия вводит зрителей в атмосферу "франкофонии". Героиня вечера лишь появляется в дверном проеме, ведущем на сцену, как раздаются первые овации: Ди Ди в Москве ждут и любят. Под приглушенное инструментальное сопровождение она благодарит организаторов, объясняет, в чем специфика концерта, рассказывает о программе, которая будет исполняться - все проговаривается сначала на английском языке, затем на французском (в таком режиме, кстати, прошел весь вечер). Но прежде этого подзывает девушку, сидящую на первом ряду - I need help! - они шепотом переговариваются, и наша героиня практически без акцента, с хорошим раскатистым "Р" приветствует публику: "Добр-рый вечер-р"!
То ли Франция действительно наложила неизгладимый отпечаток на характер этой женщины, то ли Бриджуотер просто грамотно простроила образ, который бы говорил о том, что эта страна наложила на ее характер отпечаток… Но факт остается фактом: перед московской публикой предстала не афроамериканка, но афрофранцуженка. Это сквозило во всем: в смелом, чуднóм наряде - черном платье с кружевной юбкой на белом подкладе, доходящей до тонких коленок, в черных же лосинах на хрупких ножках; с затянутыми в тугой узел волосами. В откровенном, иногда доходящем до крайности, до гримасничанья, кокетстве - ведь "женщина всегда права", женщине все дозволено. В нескрываемом эротизме, в балансирующих на грани фола призывных жестах; в татуировке на правом плече. Наконец, в том, что на концерте Ди Ди джаза как такового, джаза как продукта американской культуры, было мало - почти не было. Бриджуотер предстала продолжательницей традиций французской эстрады, в лучшем значении этого понятия. Когда песня (именно песня, chanson) - проживается на сцене; когда прорисовывается объемный образ, в создании которого текст песни имеет огромное значение; когда музыка - это, прежде всего, драма, театр.
На концерте прозвучал полный трек-лист альбома, начиная с заглавной "J'ai Deux Amours" и заканчивая "La Vie En Rose" из репертуара Эдит Пиаф - все исполнены в креативных, неожиданных версиях. Несмотря на то, что произведения разные по содержанию, драматическому напряжению и даже стилю, аранжировки выдержаны в общем ключе, что, безусловно, говорит о собственном лице коллектива инструменталистов, работающих с Ди Ди. Как бы психоделически ни звучала классическая "Ne Me Quitte Pas" или "Avec Le Temps", какие интонации - танго, рэгги, блюза - ни проскальзывали в потоке сменяющихся даже внутри одной песни размеров, ритмов и мелодий, все это складывалось в общую картину, не разваливалось на куски, служило естественным и адекватным бэкграундом вокалу Бриджуотер. И - что немаловажно - каким бы искусным ни было соло экспрессивного аргентинца Минино Гарая, умного Марка Бертумье, виртуозного Айры Коулмана и оказывающегося в нужное время в нужном месте Патрика Манугяна, на авансцене всегда оставалась Женщина: мужчины ткут чудесное музыкальное полотно, в которое Женщина укутывает свой голос.
Взаимоотношения полов, к слову - излюбленная тема конферанса Ди Ди. "Сейчас я оставлю вас в очень ловких мужских руках. М-м-м, я уже на себе их проверила" - за чем следует прелюбопытнейшее соло Коулмана и Манугяна, предваряющее песню "Mon Homme". "Эту песню написал прекрасный мужчина. Знаете… если Он красив, играет на гитаре и обладает приятным голосом - я в ловушке" - это прелюдия к "La Belle Vie (The Good Life)" Саши Дистель (Sasha Distel). Неожиданно фанковая "Dansez sur moi (Girl Talk)" - вообще тема отдельного рассказа. Здесь Ди Ди разошлась так, что даже самые демократично настроенные зрители сидели с открытыми ртами. Исполненная в развязно-фанковой, пестрящей синкопированными паузами манере, сильно напоминающей фанко-дэнсовых Jamiroquai (насколько это возможно при наличии только аккордеона, контрабаса, перкуссии и гитары), "Dansez sur moi" представляла собой рассказ девушки о своих любовных похождениях. Долгий, неимоверно долгий рассказ, за время повествования которого Ди Ди и рэп прочитала, и "эссом пошейкила", и основы стриптиза показала, и что только не вытворила. В эту же песню удалось втиснуть искрометнейшее соло Менино Гарая - когда, уже запыхавшаяся от читки пятисот слов в минуту, Бриджуотер призвала на помощь своего перкуссиониста (Menino, Menino, help me, help me), тот разразился испаноязычным речитативом. Прочитанным по всем правилам жанра - с повторением имен действующих лиц и прочими "come on, come on". Допевали "Girl Talk" уже вдвоем, на испанском; завершилось буйство плоти несколькими па самбы в исполнении Гарая.
И тут же, за всем этим фанковым разгулом, следует шедевральная, глубочайшая по наполнению "Avec Le Temps" Лео Ферре (Leo Ferre) - пожалуй, кульминационное произведение концерта. Нагнетающий тревогу контрабас, на котором Айра играет смычком, гитарное отрывистое арпеджио и тоскливо-протяжный аккордеон, на фоне которых Ди Ди яростно, почти сквозь слезы поет о разлуке и несбывшейся любви, с развитием достигают высшей точки напряжения. Плотно натянутое полотно ритм-секции (в роли которых выступают аккордеон, ударные и контрабас) пронизывают вой гитары и исступленные крики Ди Ди; трагизм достигает апогея и разрешается в коду - в полной тишине произносится финальная фраза и за ней звучит заключительный аккорд.
От великого до смешного: с галерки раздается просьба на плохом английском: "Спойте блюз!" Ди Ди передразнивает: "Блус, блус? Эй, парень, я никогда не даю мужчине то, о чем он просит, сразу! Если немного подождешь, то, может, и спою." Завершала программу популярная "La Vie En Rose", аранжированная любимым способом квартета Коулман-Гарай-Манугян-Бертумье: мелкий рисунок ударных, тягучий гитарный звук, выразительная партия контрабаса и аккордеонный "pad". Функция набрасывания "мелкого риса" в ритмической партии на протяжении концерта переходила по очереди к каждому из музыкантов, но основная канва аранжировки оставалась той же. Манугян то и дело обращается к нюансировке а-la Пэт Мэтини, вплоть до того, что использует его излюбленный эффект гитарного процессора.
Заканчивается концерт на возвышенной ноте: Ди Ди и Менино одновременно - воздушно, умиротворенно - проговаривают текст.
Конечно же, последовали "долгие, непрекращающиеся овации"; конечно же, был бис. И был блюз; правда, тот, кто его заказал, не дождался конца выступления Бриджуотер, чем вызвал в свой адрес и в адрес всех мужчин комментарии известного характера. А блюз прозвучал отменный: аккордеону был сообщен эффект электрооргана; музыканты все, как один, прищурились от удовольствия, зрители уже давно вскочили со своих мест, а глаза Ди Ди загорелись каким-то особым огоньком, которому не было места в франкофонной программе, поскольку был это огонек "первой любви" - не иначе…

Татьяна Балакирская
фото: Владимир Коробицын

На рубеже ноября и декабря в Москве много выступал ветеран советского джаза, в последние 22 года живущий в Лос-Анджелесе - саксофонист Алексей Зубов. Он приехал в родной город отмечать свое 70-летие, а заодно - 50-летие в джазе. Приехал не один: с ним играл еще один выдающийся лос-анджелесский иммигрант - болгарский пианист Милчо Левиев. 29 ноября они сыграли большой концерт в Центре оперного пения Галины Вишневской, после чего несколько вечеров подряд Зубова можно было видеть в клубе "Синяя Птица" - то со своим ансамблем (Зубов, Левиев и два молодых москвича - контрабасист Макар Новиков и барабанщик Александр Зингер), то в качестве специального гостя у других музыкантов (например, вместе с "Арсеналом" Алексея Козлова).
Ваш корреспондент побывал на концерте квартета Зубов-Левиев-Новиков-Зингер 1 декабря. В зале было множество молодых музыкантов, которые внимательно слушали и Зубова (который им знаком в основном по легендам о советском джазе - записей Алексея Зубова, подобных ставшим культовыми альбомам "Арсенала" Алексея Козлова или "Каданса" Германа Лукьянова, в обороте осталось немного), и известного им гораздо лучше Левиева (который, помимо прочего, уже выступал в Москве).

Запомнились прежде всего два "русских народных" номера - сделанные Зубовым инструментальные обработки романсов "Ямщик, не гони лошадей" композитора Якова Фельдмана (1915) и "Однозвучно гремит колокольчик" Александра Гурилёва (1849). "Ямщик, не гони лошадей" изложен аранжировщиком в виде босса-новы, причём довольно свободной ритмически. Запомнилось академичное, очень вольное, полное экспрессивных виртуозных эпизодов соло Левиева. Соло Алексея Зубова начинается на фоне пониженной динамики аккомпанемента, деликатными хроматическими фразами, экспрессия нарастает, ансамбль играет уже почти джаз-рок. Саксофон взвывает в тоске. Развернутое соло контрабасиста Макара Новикова заслуживает одобрительного кивка маэстро. Сюрпризы при исполнении этого "романса" не кончаются до последней ноты - в финале при проведении темы шаблоны слушательского восприятия ломают острые динамические контрасты.
В ритмике регги, которую сначала пунктирными трезвучиями обозначает фортепиано, начинается неожиданно бодрая и жизнеутверждающая версия "Однозвучно гремит колокольчик". По мере того, как нарастает динамика, возникают неожиданные аллюзии с музыкой соул, саксофон выходит на царственный, хриплый ритм-н-блюзовый рев - и внезапно снимает весь напор, Левиев под мягкий, ритмически фрагментированный регги играет деликатное соло, начинающееся почти целым квадратом игры на прижатых рукой струнах. Все вместе музыканты выводят контрабасиста на мелодичное соло, во втором квадрате которого, не давая забыть о соул, Левиев и Зубов играют басисту боевитый блюзовый рифф.
Было много и другой интересной музыки - прежде всего авторских пьес Алексея Зубова. Прозвучал "Крепостной тупик", впервые представленный на Московском джаз-фестивале в 1965 г. Представляя пьесу, Зубов с усмешкой помянул легенду о "Коммунистических тупиках", когда-то имевших место на карте города Баку: пьеса написана под сильным влиянием азербайджанских мугамов - внесение элементов фольклорных музыкальных культур как раз в те годы (середина - вторая половина 1960-х) становилось актуальной темой в советском джазе. Тема действительно базируется на мугаме, но первый такт на тенор-саксофоне вдруг вызывает в памяти "When The Saints Go Marchin' In". Правда, уже со второго такта слышна характерная восточная мелизматика, обогащенная "мультифонией" - форсированным использованием обертонов саксофона. Утрированно азербайджанский ритм. Соло фортепиано начинается многообещающими рублеными аккордами, но тут же переходит в разливанное море восточной мелизматики в верхнем регистре. Правда, во втором квадрате рубленые аккорды возвращаются и воздвигают впечатляющую ритмогармоническую конструкцию. Не обходится и без ссылки на первую "ориентальную" пьесу в джазе - "Караван" Хуана Тизола - у саксофона, с разложением мелодии и краткими шоковыми взвизгами. Александр Зингер показывает понимание "восточной" ритмики, начиная соло на барабанах звуком азербайджанской нагары - руками по пластику. Материал до сих пор звучит актуально - а ведь написано это было сорок лет назад, в 1966 г., как посвящение любимому саксофонисту Зубова - Джо Хендерсону, который как раз в тот период записал пьесу в восточном ладу.
Было много и другой яркой и совсем нешаблонной музыки. Здорово, что нам удалось после стольких лет эмиграции увидеть на московской сцене легенду, которая грозила так и остаться легендой. И очень хорошо, что Алексей Зубов не только выступал в Москве живьём, но и оставил достаточное количество экземпляров своего нового альбома "Rejuvenation", записанного в Лос-Анджелесе с трио совсем юных американских музыкантов. И не только его: тогда же, 1 декабря в "Синей Птице", руководитель лейбла SoLyd Records Андрей Гаврилов рассказал вашему корреспонденту, что только что подписал с Зубовым и Левиевым контракт на выпуск в России их совместного альбома.

Кирилл Мошков
фото автора

Постсоветское пространство:
что будет

Грядущие события ближайших двух недель освещает  наша сводная анонсовая рубрика, где показываются основные джазовые мероприятия по всей территории России. Сегодня в этой рубрике - сводный анонс по 16 городам России до 22 декабря...>>>>

Постсоветское пространство:
что было

Без "разбора полетов"


Тим Дорофеев и "Восток-Север" плюс вологодский саксофонист и кларнетист Сергей Кузнецов

В Архангельске 2-3 декабря прошел фестиваль world music "Солнцеворот", объединивший в себе "Этно-джаз-фест" "Jazz-мастерской" Тима Дорофеева и "Folk-fest молодых", предложенный молодыми сотрудниками Архангельского городского культурного центра. Этнические, фольклорные темы в современном музыкальном изложении - такова концепция "Солнцеворота".
"На вопрос - зачем ты устраиваешь еще и фестивали? - я знаю ответ. Я просто хочу слышать ЭТУ музыку, я хочу играть именно ее, и я делаю то, чего мне не хватает в жизни самому", - говорил мне накануне гитарист Тим Дорофеев, автор идеи прошлогоднего "Этно-джаз-феста" и один из главных организаторов нынешнего "Солнцеворота". И этно-джаз мы слушали во второй день фестиваля.
А в первый день выступали девять абсолютно непохожих друг на друга коллективов, музыканты которых чаще всего - любители. Архангельск представили группы So Called Music, Moon Far Away, "Живые камни", "Seventh Sense", "Гарикиши"; Северодвинск - "Ягода Гало", "Когти Кетцалькоатля", Няндому - "Старый Джек". Гостевой презент - от московской группы "Абвиотура".
Здесь немного было из того, что лично мне интересно, но ко всем этим - в большинстве своем молодым - людям нельзя отнестись без уважения. Ибо они ищут, познают и делятся тем, что обрели сами, с окружающими. А после того, как услышано, можно говорить о том, что найдено, понято, истолковано правильно и интересно или наоборот, донесено ли до слушателя, и стоит ли двигаться в этом направлении дальше.
Главное достоинство фестиваля, в том, что он дает пищу для размышления и дальнейшей работы и участникам, и организаторам. А еще - выявляет, например, насколько точно мы - сегодняшние - толкуем понятия "этника" и "фольклор"; насколько органично воспринимаем и преобразуем музыку дальних веков и давнего жизненного уклада собственного народа.
Сергей КузнецовТим Дорофеев не однажды говорил мне о бережном отношении к первоначальному материалу - музыкальному фольклору, как таковому. Он идет навстречу перуанским и нигерийским студентам Северного государственного медицинского университета, которые предлагают ему свои этнические мелодии, работает с ними, и ребята выходят затем на сцену в качестве участников "Jazz-мастерской". Композиции самого Тима, трактовки северных напевов его ансамблем "Восток-Север" остаются сегодня для меня среди убедительных. Так как там, насколько неожиданной ни была бы музыкальная мысль, нет ничего, что корежило бы первоначальную интонацию до безобразия и полного неприятия, Так же, как и в "Славянской мистерии", прозвучавшей в исполнении Сергея Кузнецова (альт-саксофон, Вологда) и Дмитрия Михайлина (фортепиано, Санкт-Петербург). Какое сердце не отзовется на эту музыку?! Здесь есть все - широта, удаль и космическая лиричность натуры россиянина. "Пойду ль, да выйду ль я, да во даль, во долинушку, да во даль во широкую!" - лишь один из мотивов многочастной композиции. Печальной нотой или насмешливой фразой - просвечивает он в саксофонном колдовстве Кузнецова, исчезая и вновь появляясь в беспрерывном фортепианном пульсе Михайлина. Как правило, два инструментальных голоса, их две равнозначных партии: саксофон - электрическое фортепиано, саксофон - рояль, с нечастыми вкраплениями фона электронных барабанов, да легким напевом бубенцов создают потрясающе динамичную, симфоническую картину мира.


"Экология звука"

Как меняется ощущение мироздания в тебе самом, можно было почувствовать во время присутствия на сцене "Экологии звука": Михаил Соколов (стил-драм; Москва) и Михаил Черенков (гитара, барабаны; Архангельск). Композиции Соколова уже не первый год используют в своей практике врачи, и не без основания. Когда "душа покоя просит", эта музыка действительно привносит внутреннее равновесие, примиряет с реалиями, впрочем, ни в коей мере не превращая слушателя в равнодушного ко всему идиота.
Сыктывкарская группа "Зарни Ань" ("Золотая богиня") привезла финно-угорские напевы народа Коми. Звучание уникальных национальных инструментов со сказочными названиями - сигуöк, брунган - привнесли в поток фестивальной музыки прозрачность живой воды, что во все времена обладала животворной силой. Это же чувство очищения оставил и неповторимый колорит беломорских напевов в исполнении Екатерины Зориной: "Молодость, ты молодость, приятная./Чем тебя я, молодость, при старости-то вспомяну?" Участникам "Солнцеворота" будет что рассказать и детям, и внукам.

Ирина Коростелева,
Архангельск
фото: Игорь Гаврилов
(Ярославль)

Что намечается:
столичные анонсы

19 декабря,
Колонный зал Дома Союзов -
вечер-воспоминание "Музыка нашей Родины"
к столетию
 Александра Цфасмана

20 января 2007, Концертный зал имени Чайковского:
 пианист
Брэд Мэлдау (США)

Патрисия БарберФонд "Музыкальный Олимп" представляет: "Экспресс-линия Москва-Петербург" - 8 декабря в Петербургском мюзик-холле и 9 декабря в Камерном зале Московского международного Дома музыки выступает американская пианистка, вокалистка и композитор Патрисия Барбер.
Барбер (Patricia Barber) - это авангард новой женской школы джазовых музыкантов. Начиная с середины 80-х, артистка подготовила и издала девять альбомов, на которых представила не только джазовые обработки поп-мелодий и джазовые стандарты, но и композиции собственного сочинения.
Патрисия Барбер родилась и выросла в пригороде Чикаго. Ее отец, Флойд "Слим" Барбер (Floyd "Slim" Barber), был профессиональным музыкантом, довольно известным саксофонистом, которому довелось играть с Гленном Миллером. Патрисия закончила музыкальную школу по классу рояля, играла на саксофоне, но о музыкальной карьере поначалу не думала. В университете девушка изучала психологию, но стать психологом ей не пришлось, потому что именно в студенческие годы она страстно увлеклась джазом. В начале 80-х она вернулась в Чикаго и собрала профессиональное джазовое трио. В 1984 году Патрисия подготовила собственное шоу, которое положило начало ее музыкальной карьере - пять вечеров в неделю она выступала со своей программой в знаменитом баре Gold Star Sardine. В 1989 году Патрисия подготовила дебютный альбом "Split", который опубликовала на собственном лейбле Floyd.
К 1994 году популярность Патрисии Барбер, в первую очередь на местной клубной сцене, начала приобретать черты устойчивого фанатизма. Это стало видно невооруженным глазом, когда она стала резидентом другого клуба - "Зеленая мельница" (Green Mill), который был и остается одним из эпицентров джазового движения Чикаго. Однако для большей части нынешних поклонников Патрисии Барбер все началось с третьего альбома "Cafе Blue", опубликованном в 1994 году на лейбле Premonition, подразделении Blue Note.
Патрисия Барбер (фото: Петр Ганнушкин, DOWNTOWNMUSIC.NET)Большим сюрпризом для поклонников Патрисии оказался пятый альбом "Night Сlub" (2000 год), на котором она представила испытанные временем медленные джазовые стандарты в собственной нетривиальной интерпретации. В 2002 году Патрисия Барбер выпустила альбом "Verse", впервые полностью построенный на новом оригинальном материале. "На этом альбоме я отдаю дань уважения многим артистам: Коулу Портеру, Джорджу Гершвину, Джони Митчелл, Стингу и другим", - говорит певица. Записывать альбом ей помогала ее постоянная гастрольная команда - гитарист Нил Алджер (Neal Alger), басист Майкл Арнопол (Michael Arnopol) и барабанщик Эрик Монцка (Eric Montzka), а также приглашенные музыканты.
Ее последняя работа - альбом "Мифология" ("Mythologies", Blue Note, 2006). Это цикл из 11 песен, основанный на "Метаморфозах" Овидия. Музыка и тексты в этом альбоме имеют равноценное значение. Песни написаны в разных стилях и настроениях.
2003 год принес артистке знак особого признания - канадско-американскую премию имени Гуггенхайма. В разное время обладателями этой награды становились Владимир Набоков, Генри Киссинджер, Филипп Рот. Тот факт, что награда в сфере музыки досталась Патрисии Барбер, которая никогда не была строго классическим музыкантом, - исключительное достижение. Свою премию Барбер потратила на углубленное изучение классической музыки - Шопена, Верди, Шуберта.
Молодая сцена
Феликс Лахути: "Дискотека с двойным дном"
1 декабря в клубе Bilingua электроскрипач Феликс Лахути провел, по собственному определению, дискотеку с двойным дном. Что это была за дискотека, и почему у нее двойное дно, нашему корреспонденту объяснил сам Феликс.
- Первоначально планировалась программа Groovy Jam при участии Романа Гринева (бас-гитара) и Александра Староверова (гитара). Но по форс-мажорным обстоятельствам программу пришлось отменить. Причем о форс-мажоре стало известно на час до выступления. Я обзвонил коллег, и на помощь пришел участник и продюсер Clean Tone Александр Урфин. Он привез пластинки, и мы устроили полуторачасовой DJ Set.
Я никогда не репетирую с диджеями. Я играю с теми, кто тонко понимает ритм, кто тонко слушает. С диджеями музыка получается живой. Я просто ловлю ритм, ловлю гармонию и начинаю играть. Вхожу в ритм сразу, вхожу в грув, слушаю, что играют инструменты. Если, например, в том, что играет DJ, преобладает партия баса, я могу залезть на верхние регистры, незанятые диджеем. Если начинают играть наверху, я, наоборот, перехожу в басы. Или в средние регистры, но не туда, где на записи солирует, предположим, саксофонист. Я стараюсь занять ту частотную нишу, которая не занята в данной композиции.
Сегодня звучали композиции Бутси Коллинза, пьесы в стиле джангл, Трилок Гурту. Были все виды восточных ладов, индийская мелизматика, молдавско-армянские мотивы. Я немного пошутил над классиком, в контексте шумовой музыки я наиграл Вивальди в пародийном ключе. Некоторые вещи я слышал впервые, хотя играл с Александром Урфином уже не раз. Даже совершил для себя какие-то открытия. Они обязательно отложатся, будут переживаться неделями и месяцами, и, возможно, выльются в новые авторские композиции и альбомы. Темы со своих старых альбомов я не воспроизводил. А тексты зачитывал готовые под подходящий ритмический контекст. Меняю исполнительский стиль в зависимости оттого, что играю, чтобы было неоднообразно. Такая музыка хороша и для танцев, и для прослушивания.
Я играю на электрической скрипке. Я стараюсь добиться того, чтобы мою скрипку можно было принять за любые другие инструменты. За счет электронных спецэффектов процессора моя скрипка имитирует множество инструментов и звуков. Среди них и смычковые, и щипковые, и духовые. Звуки возможны басовые, квакающие, с эхом, писклявые, с вращением фазы звука. Использую перкуссионные, гитарные приемы. Играю за ритм-гитару, бас-гитару, соло-гитару, саксофон. Я годами этому учусь. Добавляю голосом то, что на языке хип-хопа называется бит-бокс. Ртом можно делать бит-бокс, а на скрипке играть за бас-гитару. Получается, что я аккомпанирую любому солисту за барабаны с басом. Причем делаю это скрипкой и голосом.
Вот такой у меня многозначный инструмент.

Беседовала Дарья Белецкая
Фото: Александр Лежнев

А в это время
за бугром...
Кенни Бёррелл - фото Reuters2 декабря в Лос-Анджелесе прошел четырехчасовой концерт, посвященный 75-летию выдающегося джазового гитариста Кенни Бёррелла. Концерт был устроен UCLA (Университетом Калифорнии в Лос-Анджелесе), где Бёррелл преподает с 1978 г. В 1996 г. он возглавил джазовую программу на отделении этномузыкознания Университета Калифорнии, но параллельно продолжает оставаться активным преподавателем и, кроме того, руководит общественной организацией "Друзья джаза в UCLA", которая, аккумулируя членские взносы и пожертвования, регулярно проводит в кампусе университета джазовые концерты.
Кенни Бёррелл (Kenny Burrell) родился в Детройте 31 июля 1931 г. в музыкальной семье. В 12-летнем возрасте он начал играть на гитаре. Формальное музыкальное образование заняло у него всего полтора года, когда он занимался классической гитарой в университете Уэйна в начале 50-х. В 1951 г. он впервые записался с трубачом Диззи Гиллеспи, и с этого момента начинается известность Бёррелла-гитариста, включавшая, к примеру, такой почётный титул, как "любимый гитарист Дюка Эллингтона" (хотя Бёррелл никогда не записывался с Дюком).
В 1956 г. Бёррелл переехал в Нью-Йорк. С самого начала много работая под собственным именем, он оказался также и широко востребованным сайдменом: в его послужном списке - почти 100 сольных записей и участие в сотнях студийных работ Джимми Смита, Стэнли Туррентина, Куинси Джонса, Сонни Роллинза, Гила Эванса, Джона Колтрейна, Милта Джексона, Билли Холидей, Стэна Гетца... В его сольной дискографии выделяют такие работы, как "Midnight Blue" (1963, Blue Note), "Both Feet On The Ground" (Fantasy, 1973), "Up The Street, 'Round The Corner, Down The Block" (Fantasy, 1974), две части альбома "Ellington Is Forever" (Fantasy, 1975 и 1977) и др.
Преподавательскую деятельность Кенни Бёррелл начал, перебравшись из Нью-Йорка в Лос-Анджелес в 1971 г. Его ранняя педагогическая активность базировалась в основном на его глубоком знании музыки Дюка Эллингтона, непревзойденным аналитиком и интерпретатором которой он оставался много десятилетий. Бёррелл и сам - сильный композитор: так, именно им написана музыка для альбома вокалистки Ди Ди Бриджуотер "Dear Ella" (1998), получившего премию "Грэмми", его музыку играли Гровер Вашингтон-мл., Рэй Браун, Джимми Смит и даже блюз-роковый гитарист Стиви Рэй Воэн (он высоко ценил игру Бёррелла, равно как и рок-гений Джими Хендрикс, который говорил, что хотел бы обладать таким же звуком, как Кенни). Что же до музыки Эллингтона, то именно ей был посвящен первый учебный курс, который Кенни вёл в UCLA в 1978 г.
На концерте 2 декабря 75-летний Бёррелл играл в дуэтах или ансамблях с гитаристами Пэтом Мэтини, Расселлом Малоуном и Энтони Уилсоном. В концерте, проходившем в университетском зале Ройс-Холл, участвовали пианист Лало Шифрин, блюзовая певица Линда Хопкинс, флейтист Хьюберт Лоуз, коллеги Бёррелла по джазовой программе UCLA - вокалистка Барбара Моррисон и израильский пианист Тамил Хендельман, а также оркестр Джералда Уилсона, плюс вокальный ансамль и два студенческих джазовых оркестра Университета Калифорнии. Когда время подходило к полуночи, Кенни, по словам очевидцев, глянул на часы и заметил: "Простите, что мы так затянули это... но время так быстро летит, когда тебе хорошо!".

30 ноября в Париже прошла церемония вручения ежегодной французской джазовой премии "Золотой Джанго" (Django d'Or), названной именем первого значительного европейского джазмена - бельгийского гитариста Джанго Рейнхардта - и вручаемой не только французским, но и другим европейским (и даже американским) музыкантам и деятелям джазовой индустрии. За 2006 г. премию получили:
  • в категории "Новый талант" - саксофонистка Жеральдин Лоран (Geraldine Laurent);
  • в категории "Состоявшийся музыкант" - контрабасист Риккардо Дель Фра (Riccardo del Fra);
  • в категории "Музыка без границ" - дуэт гитаристов Булу и Элиоса Ферре (Boulou & Elios Ferré);
  • в категории "Специальная премия SACEM" (французского авторского общества) - пианист и композитор Энди Эмлер (Andy Emler);
  • в категории "Премия почёта" - легендарный американский продюсер Джордж Авакян (р. в Армавире, Россия, 1919), продюсер первого джазового альбома (1940), создатель гигантского джазового и поп-каталога альбомов на лейбле Columbia в 1950-е, благодаря чему формат LP (альбом) возобладал в качестве основного формата музыкальной индустрии (до того главным форматом был сингл, пластинка с двумя композициями).

История Финстервальдского песенного фестиваля берёт начало в 1899 г., когда 55-летний директор мужского хорового общества Вильгельм Вольфф обратился в берлинскую Политическую полицию за разрешением на постановку собственной пьесы "Die Sänger aus Finsterwalde" ("Певцы из Финстервальде"). Именно в этой пьесе впервые прозвучала одноименная песенка ("Мы - певцы из Финстервальде, живём и умираем во имя пения"), которая впоследствии пережила множество переработок (марш, хоровая песня, юмористические куплеты и т.п.) и стала одной из самых популярных песен в Германии начала XX века.
В пьесе песенку, посвящённую страсти немцев к хоровому пению, исполняют три прилично одетых, но сильно пьяных толстых господина, поэтому жителей реального Финстервальде популярность "Певцов" первоначально искренне обижала. Но со временем само название Финстервальде, выбранное автором текста из чисто ритмических соображений, стало нарицательным для немецкой глубинки, любящей народные традиции и жизненные удовольствия - и финстервальдцы сообразили, что лучше такая слава, чем никакой: кроме как популярной песенкой, крохотный городишко в южном Бранденбурге (район Нидерлаузиц) ничем более не известен.
В 1954 г., уже во времена Германской Демократической Республики, Финстервальде стал местом проведения ежегодного фестиваля "Певцы из Финстервальде". В программу входили костюмированные шествия, воссоздающие атмосферу прошлых веков, и, конечно, хоровое пение. На церемонии открытия все участники фестиваля с воодушевлением исполняли хором знаменитых "Певцов из Финстервальде" в "окончательной" версии Герхарда Мёбуса.
Когда город стал частью Федеративной Республики Германия (земля Бранденбург) и государство перестало поддерживать "Певцов", горожане создали специальную компанию для проведения фестиваля, который теперь (с 1992 г.) проходит каждый чётный год и посвящен почти исключительно вокалу (не только хоровому, хотя "Певцов" на открытии по-прежнему поют хором).
Яна ТюльковаВ текущем году в рамках фестиваля в третий раз был проведен конкурс молодых поп- и джазовых вокалистов - студентов и выпускников музыкальных учебных заведений, причем в 2006 г. конкурс впервые стал международным. За призовой фонд, предоставленный окружным управлением культуры и региональным отделением германской "Сберегательной кассы", 13 ноября боролись 12 вокалисток, три вокалиста и две вокальные группы. Вторые и третьи призы были распределены между немецкими участниками, а первый приз - статуэтку Экхарда Бёттгера "Певцы из Финстервальде" и 1500 евро - жюри во главе с известной восточногерманской джазовой певицей Паскаль фон Вроблевски присудило вокалистке из Нижнего Новгорода Яне Тюльковой (фото из газеты "Lausitzer Runschau").

Джазовые дни рождения
на 8-14 декабря
08.12: органист Джимми Смит (Jimmy Smith, 1925-2005); пианист Ларри Вукович (Larry Vuckovich, 1936)
09.12: диксилендовый трубач Боб Скоби (Bob Scobey, 1916-1963); трубач Дональд Бёрд (Donald Byrd, 1932); трубач Джимми Оуэнс (Jimmy Owens, 1943)
10.12: скрипач, трубач, корнетист и вокалист Рэй Нэнс (Ray Nance, 1913-1976); контрабасист Боб Крэншоу (Bob Cranshaw, 1932); швейцарский трубач Франко Амброзетти (Franco Ambrosetti, 1941); вокалистка Дайанн Шуур (Dianne Schuur, 1953); норвежский контрабасист Оле Амунд Йерсвик (Ole Amund Gjersvik, 1963)
11.12: пианист Маккой Тайнер (McCoy Tyner, 1938)
12.12: кларнетист и саксофонист Эдди Бэрфилд (Eddie Barefield, 1909-1991); вокалист Фрэнк Синатра (Frank Sinatra, 1915-1998); вокалист, композитор и пианист Боб Доро (Bob Dorough, 1923); пианист Додо Мармароса (Dodo Marmarosa, 1925-2002); вокалист Джо Уильямс (Joe Williams, 1918-1999); пианистка и бэндлидер Тосико Акиёси (Toshiko Akiyoshi, 1929); саксофонист Гровер Вашингтон-мл. (Grover Washington, Jr., 1943-1999); перуанский барабанщик и перкуссионист Алекс Акунья (Alex Acuña, 1944); барабанщик Майкл Карвин (Michael Carvin, 1944); барабанщик Тони Уильямс (Tony Williams, 1945-1997)
13.12 - барабанщик Сонни Грир (Sonny Greer, 1895-1982); контрабасист Бен Таккер (Ben Tucker, 1930); контрабасист Регги Джонсон (Reggie Johnson, 1940); гитарист Марк Элф (Mark Elf, 1949)
14.12: саксофонист Бадд Джонсон (Budd Johnson, 1910-1984); саксофонист Тед Бакнер (Ted Buckner, 1913-1991); трубач и флюгельгорнист Кларк Терри (Clark Terry, 1920); саксофонист Сесил Пэйн (Cecil Payne, 1922); пианист Финеас Ньюборн-мл. (Phineas Newborn, Jr, 1931-1989); барабанщик Джером Купер (Jerome Cooper, 1946); тромбонист Дэн Барретт (Dan Barrett, 1955)
Телевидение
Джазовые концерты на телеканале "Культура"1 декабря,

8 декабря, 01:20
Все это джаз. Биг-бэнд Западногерманского радио. Музыкальная программа. Запись в Московском международном Доме музыки.
Музыканты знаменитого оркестра из Кельна самой увлекательной своей задачей считают "путешествия по музыкальным границам". В этой программе они совершат путешествие по всему мировому джазу, исполняя как оригинальные композиции, так и аранжировки тем классиков - Иоганна Себастьяна Баха, Эрика Сати, Сергея Рахманинова. Художественный руководитель этой программы репертуарного биг-бэнда WDR (Западногерманского радио), приглашающего нового лидера под каждый новый проект - один из основоположников европейского авангарда, трубач и композитор Манфред Шооф.

10 декабря, 01:25
Джем-5. Дайана Кролл.
Известная джазовая вокалистка и пианистка Дайана Кролл и ее трио на джазовом фестивале в Монреале исполняют джазовые стандарты и произведения Дайаны Кролл. Вступительное слово Георгия Гараняна.

15 декабря. 01:15
 Все это джаз. "Джаз частным образом"
Мелодии Симфоджаза. Джаз частным образом.
Концерт симфоджаза братьев Ивановых. Принимают участие: Государственный камерный оркестр "Виртуозы Москвы", солистка из США Шенда Рул (вокал). Записано в Концертном зале имени Чайковского в 2006 году.

17 декабря. 01:25
Джем-5. Кэб Кэллоуэй.
Прозвучат редкие записи 30-х - 40-х годов ХХ века.

Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.
9 декабря - из цикла "Персоналии": 5-я программа, посвященная творчеству британского саксофониста Джона Сёрмана, плавно переходит в обзор творчества композитора и трубача Кенни Уиллера
16 декабря - из цикла "Импровизация". Начинается выпуск с Джона Зорна, плавно перетекает в различные вариации музыки Эннио Морриконе усилиями Энрико Перанунци, Yo-Yo Ma, который, в свою очередь, исполняет Бетховена и Паганини. Затем наступает очередь Ауры Урзичану и Жака Лусье.

Подкаст "Слушать здесь":
04.12.06 - #105: Кирилл Мошков комментирует пьесу "The Gentle Art of Love" с альбома "Hans Koller Exclusiv" австрийского саксофониста Ханса Коллера (MPS/SABA, 1959).
30.11.06 - #104: специальный гость - трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) - комментирует пьесу "Theme de Yoyo" с альбома "Les Stances a Sophie" Art Ensemble of Chicago при участии вокалистки Фонтеллы Бэйс (Universal Sound, 1970)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Татьяна Балакирская,
Ирина Коростелева,
Дарья Белецкая,
Юрий Льноградский,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Александр Лежнев,
Игорь Гаврилов,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.