ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #13, 2007

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Ростов куёт аспирантов

5 июня состоялся выпуск аспирантов кафедры эстрадной и джазовой музыки Ростовской Государственной консерватории им. С.В. Рахманинова по специализации "камерный ансамбль". В 2007 году консерватория дарит миру двух специалистов высшей категории. Высшей в том смысле, что в нашей стране выше аспирантуры, собственно, уже и негде учиться. Да и сама специфика музыкального образования - в среднем 18 лет ежедневных (в идеале, конечно) занятий - ко многому обязывает. Стоит только произнести вслух эту сногсшибательную цифру человеку, который не имеет никакого отношения к музыке, как у него невольно отвисает челюсть, и сказать он может только одну фразу, полную восхищения: "А где можно тебя послушать?". В связи с этим хотелось бы подчеркнуть: как здорово, что все выпускные экзамены открыты для слушателей! Как интересно видеть "итоги" обучения, и одновременно апогей учебного процесса музыканта! Ведь предполагается (и по большей части так оно и есть), что к моменту выпускных экзаменов студент находится в лучшей технической и творческой форме.
Еще свежи в памяти прошедшие совсем недавно государственные экзамены джазового отделения. Они свежи как в моей памяти, так и в памяти большинства слушателей - истинные любители и знатоки джазовой музыки, активные болельщики в лице родственников и друзей музыкантов редко пропускают подобные события, и в дни таких экзаменов-концертов залы никогда не пустуют. Поэтому невольно напрашивается некое сравнение уровней этих музыкантов - студентов и аспирантов, о чем будет сказано ниже.
Исполнители, совсем недавно гордо называвшие себя аспирантами, объединились в один ансамбль, который весь вечер услаждал слух собравшейся публики и одновременно давал пищу для размышления педагогам. Вот состав ансамбля: аспиранты-выпускники Андрей Мулюкин (тенор-саксофон) и Елена Лубяная (фортепиано); оканчивающий осенью аспирантуру Павел Филиппов (контрабас), преподаватель Алексей Мудраков (ударные). Творческий руководитель ансамбля - единственный профессор джазовой музыки на Дону и очень уважаемый музыкант Виктор Бударин. Состав ансамбля не менялся все два года обучения, что непременно должно было повлиять на общую "сыгранность" музыкантов. Но именно этот, несомненно, главнейший фактор у исполнителей в ансамбле, к сожалению, слегка страдал в каждой композиции. Можно предположить, что в некоторой скованности аспирантов можно винить пресловутое волнение, сопровождающее экзамен. Но многие из исполненных песен были обыграны на публике не один раз. И даже не два раза: шесть авторских композиций, которые ансамбль поставил "во главу угла", до того знакомы постоянным слушателям, что почти все могут напеть их как известные темы. Все авторские сочинения принадлежат саксофонисту Андрею Мулюкину: объединенные любовной тематикой и, с точностью можно сказать, программные композиции - "Объятие" (аранжировка С. Сорокина), "Вальс разлуки" (аранжировка Кристины Крит), "Лжелюбовь" и темы иного толка - "Время зажигать другие звезды", "Вербное воскресенье", и - по словам автора - тема, абсолютно противоположная известной "Девушке из Ипанемы": "Парень с Кубы". Андрей был одновременно и ведущим вечера, что было, конечно, не совсем логично. Это отвлекало, мешало ему и полноценно отдаваться музыке, и словесно выражать свои мысли в перерывах между ней. Импровизация в джазе - это основа. Но не нужно импровизировать все - получается эффект элементарной несобранности и явной "сырости", что, конечно, не соответствует настроению экзамена. Всего было исполнено 9 композиций: помимо авторских прозвучали темы Э. Сева "Monsieur Toulouse", Расселла Ферранте "Летняя песня" и "Чарующий ритм" Джорджа Гершвина в аранжировке Елены Лубяной.
В целом не наблюдалось желаемой и необходимой динамики концерта: все произведения, за исключением лишь (и то только в некоторой степени) последнего, отличались камерностью звучания, как будто сопровождавшей какое-то более важное событие в этом же месте в это же время. Не было ощущения хотя бы более-менее продуманной драматургии выступления. Ведь это же больше часа чистой музыки! Слишком скучно и пресно слушается ансамбль, который как бы старается "не мешать"! Так же и внутри каждого произведения - весь концерт все внутреннее существо слушателей было нацелено на получение эмоций, на сопереживание происходящему, на участие. Но не было ни ярких кульминаций, ни блестящих моментов tutti, когда музыка вонзается в самое сердце и ты чувствуешь себя непосредственным участником, когда музыкант отдает себя без остатка инструменту и сливается с другими в едином АНСАМБЛЕ. Не было и проникновенных сольных эпизодов. Ярко и отчетливо прослеживалось внимание к мелочам: отточенным коротким пассажам, отдельным фразам, прописанным импровизациям. За этой "кухней" скрывалась форма в целом: в первых четырех композициях слушатели даже не понимали, в каком месте после соло надо аплодировать.
Проводя параллель с совсем недавно прошедшими государственными экзаменами отделения эстрадной и джазовой музыки Ростовской консерватории, хочу сказать лишь одно (я уверена, многие меня поймут): совсем не обязательно заканчивать аспирантуру с оценкой "отлично" для того, чтобы проникать звуками в самую душу и вести слушателей за собой, заставляя их верить в правду своей музыки. Потому что если внутри исполнителя не горит особый музыкальный огонь - многие усилия окажутся попросту напрасно затраченными. А внутри музыкантов, которые играли в ансамбле Ильи Филиппова - Данила Джигкаева (выпускники-2007), есть та самая искра, и их темперамент потрясает до глубины души.
Поразил также состав комиссии, состоящей почему-то из двух человек: В.Г.Бударина, творческого руководителя ансамбля, и И.М.Шабуновой, заведующей аспирантурой в РГК им. С.В. Рахманинова. Не было ни декана, ни проректоров, ни приглашенного гостя-председателя, ни даже заведующего отделением эстрадной и джазовой музыки П.К.Назаретова! Из всего этого следует печальный вывод о некоей пренебрежительности к таким фундаментальным событиям кафедры.
В заключение, дабы развеять немного грустные впечатления, хочется пожелать удачи ансамблю, который вовсе не прекратил свое существование, на международном конкурсе в Бильбао (Испания), куда музыканты поедут бороться за свое место под солнцем. И пусть наконец они подтвердят по-настоящему свои "отлично" по ансамблю, ведь джаз - это блюдо, которое едят с перцем!

Марина Мухаметова,
Ростов-на-Дону

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service