502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #17, 2007
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Бакинский джазовый фестиваль 2007


Билли Кобэм, Натик Ширинов

История бакинских джазовых фестивалей началась в 80-х годах прошлого века: было проведено два масштабных фестиваля памяти Вагифа Мустафа-заде, собравших музыкантов со всего бывшего Союза. И если первый фестиваль (1983) проходил на одной площадке на протяжении трёх дней, то второй (1987) занял уже три концертные площадки столицы Азербайджана и проходил четыре дня — причём фестивальные концерты в Зелёном Театре заканчивались далеко за полночь.
В 2002 г. в Баку состоялся первый постперестроечный фестиваль джаза и блюза, проводимый американской неправительственной организацией. Американцы привезли в Баку несколько джазовых звёзд, но организация фестиваля оставляла желать много лучшего, и в 2004 г. сотрудничество с этими организаторами было прекращено. С 2005 г. организатором Бакинского фестиваля выступает созданный в 2004 г. Бакинский Джазовый Центр.
Во время подготовки к фестивалю 2007 года были учтены некоторые недочёты прежних лет: в частности, предыдущего фестиваля, в котором упор был сделан в основном на звёзд - в то время как большинство остальных концертов особого интереса не представляли. Для вашего покорного слуги в фестивальную неделю-2007 не было границ между днём и ночью - в этом году я был в составе Оргкомитета фестиваля и "вкусил" все прелести организационной работы. Впервые многие фестивальные мероприятия проходили на открытой площадке: именно джазмены обновили сцену открывшегося после капитального ремонта Зелёного Театра.
И, наконец, более подробный отчет о фестивале 2007 г. Во время подготовки к фестивалю были учтены некоторые недочеты прежних лет: в частности, фестиваля прошлого года, в котором упор был сделан в основном на звезд - в то время как большинство остальных концертов особого интереса не представляли. Для вашего покорного слуги фестивальная неделя-2007 превратилась в нечто, в котором не было границ между днем и ночью - в этом году я был в составе Оргкомитета фестиваля и "вкусил" все прелести организационной работы. Достаточно сказать, что рабочий день членов Оргкомитета и занятых на фестивале работников порой продолжался 18-20 часов: в отличие от фестивалей прошлых лет, в этом году программа фестиваля начиналась, как правило, в 11 часов утра с мастер-классов.
В этом году впервые многие фестивальные мероприятия проходили на открытой площадке - именно джазмены обновили сцену открывшегося после капитального ремонта Зеленого Театра. Надо сказать, что буквально за несколько дней до фестиваля некоторые концерты были перенесены из Филармонии в Зеленый Театр: это пожелание высказал президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев.
Фестиваль открылся 7 июня - а уже 8 июня, перефразируя слова лидера большевиков Владимира Ульянова, "свершилось то, о чем так долго мечтали" бакинцы: дочь великого Вагифа Мустафазаде, Азиза, приехала в Баку для выступления на традиционном Бакинском международном джазовом фестивале. Несколько слов о концерте. Естественно, что он вызвал колоссальный интерес у бакинцев, и уже за несколько дней до выступления Азизы билетов в кассах Театра оперы и балета уже не было. Что же касается самого концерта, то я думаю, что этот концерт Азизы оказался самым триумфальным на ее творческом пути. Как отметила она сама, особых планов на концерт у нее не было - самым главным был контакт с земляками и общение с ними. Но, конечно же, кроме общения со звездой, бакинцы получили также возможность познакомиться с новыми гранями таланта гостьи родного города. Азиза не только исполнила уже хорошо знакомые почитателям ее таланта пьесы; она не раз обращалась к творчеству отца, а также продемонстрировала свои эксперименты в области сближения классической и джазовой музыки. Восторгу зала не было границ - и Азиза отплатила благодарным зрителям той же монетой: после ее пятого выхода на "бис" я сбился со счета: Джаззиза находилась на сцене 2,5 часа вместо запланированных полутора, и покинула ее только в тот момент, когда и физические, и эмоциональные силы были исчерпаны…
Но уже на следующий день, в субботу, неприятный сюрприз участникам фестиваля и зрителям преподнес классический бакинский ветер - хазри. Говорят, что в Баку зима, когда дует хазри. Нечто подобное произошло и в этот день: сильный ветер не только принес с собой холод, но и не позволил нормально выступить польской группе Dreams - из-за сильных порывов ветра никак не удавалось настроить звук в Зеленом Театре: даже при использовании ветрозащиты микрофоны не справились бы с ветром такой силы... Отмечу реакцию скэт-вокалиста польского состава Dreams Гжегожа Карнася на дурную погоду: он стал напевать импровизированный текст со словами "Crazy today" (сумасшедший день) и "windy" (дует ветер). Одним словом, и полякам, и зрителям попросту не повезло - выступление оказалось скомканным, хотя музыканты и пытались спасти положение. Но ближе к концу их непродолжительного выступления дело стало идти к тому, что им пришлось бы выступать для самих себя: холод выгонял одного слушателя за другим с арены Зеленого Театра. Стало очевидно, что запланированный на 9 часов вечера концерт американского квартета ZJAZZ под руководством выпускника колледжа Беркли Зульфугара Багирова (кстати, Зульфугар является представителем славной музыкальной династии: он внук выдающегося композитора Кара Караева) на открытой площадке проводить попросту нельзя. Так что было принято решение перенести второй вечерний концерт в Филармонию.

ZJAZZ
ZJAZZ

Вообще говоря, во всей программе Фестиваля лично меня особо интересовали выступления неизвестных в Баку американских коллективов: квартет Зульфугара Багирова ZJAZZ и группа Volcano. Эти ожидания оказались оправданными - оба коллектива выступили на очень высоком уровне, с честью справившись с непростой акустикой Филармонии, рассчитанной больше на акустическую музыку, нежели на усилители звука. В частности, барабанщик ZJAZZ Марти Моррисон почувствовал это и очень точно отрегулировал громкость своей игры - в результате звучала именно музыка, а не сборная солянка из непонятных ингредиентов. Да и вообще выступление этого квартета очень понравилось - в программе фестиваля этот коллектив стал одним из лучших.
О группе Volcano - чуть подробнее. Именно их я ожидал с особым интересом: дело в том, что двое музыкантов имеют очень большой опыт сотрудничества с наиболее креативными музыкантами современного джаза: речь об саксофонисте Эрике Персоне и контрабасисте Джо Фонда. О Фонде вообще можно говорить бесконечно - настолько ярко он выступил как на концерте, так и на джем-сешне. Невысокого роста, беспредельно азартный - и потрясающее чувство музыки. А то, что Эрик, Джо и руководитель состава Явуз Акязычи сотворили во время джем-сешна вместе с Салманом Гамбаровым, передать словами невозможно. Для полноты картины добавлю, что сразу два контрабаса не выдержали энергии Фонды и вышли из строя. И после концерта эмоциональный музыкант воскликнул: "I killed two basses this night!".
Джо ФондаО Джо Фонда хотелось бы рассказать отдельно. Лично мне его послужной список внушил, не побоюсь этого слова, священный ужас. Если точнее, то это чувство я испытал при виде всего лишь одного имени из длинного списка джазовых звезд, которые приглашали его для совместных выступлений. Речь идет об Энтони Брэкстоне - иконе мирового джазового авангарда. Джои Фонда работал с Брэкстоном на протяжении 15(!) лет - а ведь известно, что музыка Брэкстона требует совершенно особого склада ума. Так что судить о возросшем уровне нашего Фестиваля мы можем также и по рейтингу музыкантов, которые в нем приняли участие: пословица "скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты" справедлива и в этом случае.
В воскресенье состоялось также выступление самого молодого участника основной сетки Фестиваля - речь идет о нашем соотечественнике Исфаре Сарабском. Молодой музыкант специально готовился к Фестивалю и выступил с совершенно новой программой - и это делает честь юному пианисту: настоящий музыкант должен в равной степени уважать как зрителей, так и то дело, которому он служит. Вместе с Исфаром выступили как джазмены, с которыми он уже давно и успешно сотрудничает - басист Руслан Гусейнов, перкуссионист Тофик Джабаров и барабанщик Сергей Краснянский, так и музыканты, которые позиционируются как исполнители народной музыки - речь о блестящем нагаристе (возможно, что в скором времени мы будем называть его уже перкуссионистом) Натике Ширинове и молодом гармонисте Орхане Мирзоеве. Программу выступления Исфара составили как джазовые стандарты (я бы выделил трактовку знаменитой майлсовской темы "All Blues"), так и азербайджанские мелодии, "уложенные" Исфаром в рамки джазовых стандартов. За исключением одной лирической пьесы, автором которой является сам Исфар (она была исполнена на пару с Натиком), все остальные произведения отличались высочайшей плотностью звука и темпом. Вообще говоря, очень интересно наблюдать за выражением лица Исфара во время выступления на сцене - несколько застенчивый в обычной жизни музыкант на сцене буквально преображается: выражение лица становится жестким и неприступным, чувствуется, что он живет в музыке и контролирует буквально каждую ноту - причем не только свои, но и партнеров.
К сожалению, выступление венгерской группы Djabe также пришлось перенести из Зеленого Театра в Филармонию - не желающий стихать ветер не дал возможности выступить на открытой площадке. И сразу же во всей своей полноте проявила себя проблема настройки звука в очень капризном зале Филармонии: как было отмечено выше, для акустики он хорош, а вот применение звукоусилительной аппаратуры, что называется, чревато. Кроме того, надо учесть, что музыка, исполняемая венгерской командой, сама по себе не предполагает камерных помещений - музыка этой группы идеально подходит для открытых площадок. Очень насыщенный и плотный звук ритм-секции с упором на нижний регистр на открытом воздухе идеален - он придает саунду общую глубину. Но из-за акустики Филармонии общее звучание группы стало своего рода звуковой кашей: практически невозможно было выделить отдельные инструменты. Правда, в какой-то момент меня вызвали из зала по фестивальным делам - и когда я возвращался через боковой вход, то на некоторое время там и остался: в этой точке звук был весьма недурным. Как мне кажется, одной из важных причин, вызывающих проблемы со звуком, является купол над сценой филармонии: отраженный от него звук создает постоянное эхо - и что происходит в результате, объяснять не надо. А с учетом доминирования нижнего регистра в это вечер было уже не просто эхо, а постоянный гул. Еще до приезда музыканты из Венгрии изъявили желание поближе познакомиться с азербайджанской музыкой и, если это окажется возможным, выступить вместе с кем-либо из азербайджанских исполнителей. Естественно, что Оргкомитет пошел навстречу просьбе наших гостей из Венгрии - так что вместе с ними выступили тарист Малик Мансуров и нагарист Натик Ширинов. Замечу, что Натик уже имеет немалый опыт сотрудничества с джазовыми музыкантами - да и поймать нужный ритмический рисунок и раскрасить его по-своему он может всегда.
Следующий рабочий день Фестиваля ожидался с особым нетерпением - в Баку прибыл знаменитый барабанщик Билли Кобэм. Сказать что-либо новое о Билли Кобэме, наверное, уже невозможно… но тем не менее нечто весьма интересное выудить из него удалось.
В интервью съемочной группе Оргкомитета Фестиваля Кобэм заявил, что он не позиционирует себя в качестве джазового музыканта - хотя его известность и связана в первую очередь с джазовыми проектами: достаточно вспомнить одну из первых джаз-роковых групп Dreams (Билли Кобэм, братья Бреккеры, Джон Аберкромби), участие Билли Кобэма в записи основополагающего для джаз-рока альбома Майлса Дэйвиса "Bitches Brew", работу в знаменитом "Оркестре Махавишну" Джона Маклафлина, а также собственные альбомы "Spectrum", "Crosswinds" и "Funky Thide Of Sings". В ходе небольшой дискуссии удалось выяснить, что все дело в используемой нашим гостем и нами системах классификации музыкальных жанров: в понятие "джаз" мы вкладываем все стили и жанры, корни которых лежат в джазе. Билли Кобэм, напротив, относит к джазу только те направления, на которые современные веяния влияния не оказали. Я также особо отметил бы одно важное заявление нашего гостя: он сказал, что создал направление-бренд "Билли Кобэм" - и с этим уже нельзя не согласиться. Исполнение Билли Кобэма узнаваемо всегда и в любых сочетаниях, что он и продемонстрировал как во время мастер-класса, так и на концерте в Зеленом Театре.
Надо сказать, что во время урока Кобэма зал Джазового Центра был забит до отказа: мастерство легенды мирового джаза (что бы ни говорил сам Кобэм, для меня он в первую очередь является джазменом!) вызывает интерес у всех, кто хотя бы немного знаком с его творчеством. Отмечу, что подготовка к проведению мастер-класса началась задолго до его начала: сотрудники представительства фирмы Yamaha в Баку и люди из команды Билли Кобэма монтировали на сцене ударную установку маэстро. В это же время обустраиванием своего перкуссионного хозяйства занимался бразилец Марко Лобо, также принявший участие в мастер-классе. К сожалению, во время своего бакинского выступления Кобэм работал с одним басовым барабаном: как правило, он использует два. Но, тем не мене, поклонники таланта Билли Кобэма, пришедшие в Бакинский Джазовый Центр, не обманулись в своих ожиданиях: мастер продемонстрировал высочайший класс игры! Чуть позже он пригласил на сцену перкуссиониста Марко Лобо и наглядно показал взаимодействие ударных и перкуссии. Надо сказать, что Марко произвел не меньшее впечатление, чем лидер группы. Исполнение бразильца было вдохновенным - он словно уходил в музыку, которую сам и создавал. Ближе к окончанию урока Билли пригласил на сцену Натика Ширинова. Этого момента я ожидал с особым интересом. Жаль, что это действо продолжалось совсем недолго - всего лишь минут 10. Как сказал мне потом сам Натик, он начал с достаточно простого ритма - для того, чтобы Кобэм мог включиться без особых проблем. И только потом Натик собирался перейти на очень сложный ритм на счет 72 (первый рисунок был на счет 9). Но вот наблюдать за тем, как Билли ловит ритм, было истинным наслаждением: вначале он взял литавровые палочки, головки которых звучали наподобие детских погремушек - и стал выстукивать ритм на самом себе. Чуть позже, распознав рисунок, он уселся за ударную установку и стал подыгрывать Натику. Следующим в разговор включился Марко Лобо - в этот момент Билли так и продолжал оставаться в тени (умение поддерживать других, не выпячивая себя на первый план, является одним из важнейших критериев мастерства), а Натик и бразилец устроили своего рода диалог (хочу заметить, что одним из самых запомнившихся для меня моментов на джем-сешнах фестиваля 2005 г. была перестрелка Натика с перкуссионистом Завинула, также бразильцем, Жоржи Безеррой). После мастер-класса Кобэм репетировал в Джазовом Центре - а мы с еще большим нетерпением стали дожидаться его концерта.
Вообще говоря, этот фестивальный день выдался одним из самых напряженных - сразу два мастер-класса (Якова Окуня и Билли Кобэма) и два концерта: группа Александра Машина из Москвы и Эмиль Ибрагим с друзьями. Таким образом, Фестивальная программа была заполнена мероприятиями с 11 часов утра и до поздней ночи - не забывайте, что входившие в расписание джем-сешны продолжались чуть ли не до утра. Из музыкантов особенно большие нагрузки выпали на прилетевшего в воскресенье барабанщика из Москвы Александра Машина: он был задействован не только в программе своего коллектива, но также и в программах арт-продюсера Фестиваля Эмиля Ибрагима и Шаина Новрасли. В результате два дня подряд Машин после джем-сешнов снова садился за барабаны и репетировал до утра: на Фестивале для него было только время работать и время подремать - о полноценном сне речь идти уже не могла.
В этот день погода наконец-то смилостивилась над организаторами Фестиваля и музыкантами - так что концерты из Зеленого Театра переносить не пришлось. Первыми на сцену вышли наши гости из Москвы во главе с Александром Машиным, а вместе с ними выступил блестящий саксофонист из США Марк Тернер: еще до Фестиваля, знакомясь с информацией о нем, я отметил для себя его сотрудничество с корифеями мирового джаза - речь идет о таких музыкантах, как Брэд Мэлдау, Ларри Гренадир, Брайан Блэйд и Джефф Баллард. Причем это было не просто сотрудничество - эти музыканты записывались практически на всех альбомах Тернера. По этим данным можно было сделать вывод, что Марк - в первую очередь лирик. Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось, что в ограниченной достаточно жесткими рамками музыке москвичей Тернер чувствовал себя не совсем уютно. Но в данном случае речь может идти только о вкусе и цвете - на роль истины в последней инстанции я ни в коем случае не претендую. Что же касается музыки группы Машина - то она, как всегда, была на очень высоком уровне: грамотная, отточенная в каждом нюансе, с великолепным взаимопониманием членов коллектива. Хотел бы особо выделить совсем молодого трубача Петра Востокова: у этого музыканта не по годам зрелая игра. А вообще говоря, в последнее время что-то не тянет меня слушать джаз в исполнении москвичей и вообще российских музыкантов: слишком отстраненно они играют.
Чуть позже на сцену Зеленого Театра вышел Эмиль Ибрагим с друзьями - именно так была названа его программа, в которой приняли участие как его постоянные партнеры Руслан Гусейнов, Тофик Джабаров и Александр Машин, так и Севда Алекберзаде (напомню, что Эмиль был продюсером и аранжировщиком ее проекта "Шеби-Хиджран") и Зульфугар Багиров со своими музыкантами. К тому же в этот вечер, кроме Машина, во второй раз на сцену вышел Марк Тернер.
Одним словом, этот день Фестиваля выдался очень напряженным - и напряжение не стихло даже в Джазовом Центре. Правда, произошло это несколько своеобразно: в результате аварии на одной из подстанций в центре города попросту вырубился свет - а резервный генератор не смог выдержать нагрузку всего оборудования, которое требовалось обеспечить электроэнергией. Дело в том, что за несколько дней до Фестиваля в Джазовом Центре установили новую, намного более мощную звукоусилительную аппаратуру - а генератор заменить попросту не успели. И если бы это было зимой, то особых проблем не возникло бы - но жаркое бакинское лето вынудило задействовать кондиционеры на полную катушку, иначе зрителям пришлось бы совсем несладко. Но все хорошо, что хорошо кончается: минут через 20 все вошло в норму…
На следующий день Джазовом Центре прошел концерт группы саксофонистки и вокалистки Клэр Микаэль (Франция), а в Филармонии прошел концерт Шаина Новрасли. В своей программе Шаин задействовал всех своих братьев, которые специализируются на этно-музыке. А вечером в Зеленом Театре начался центральный концерт Фестиваля - Билли Кобэм представлял свой проект Cilture Mix. И несмотря на то, что музыка была мне хорошо знакома (за творчеством Кобэма я слежу уже более 30 лет), выступление нашего гостя вызвало бурю эмоций у всех - в том числе и у меня. Высочайшей пробы профессионализм, потрясающий саунд состава: если закрыть глаза, то могло бы создаться впечатление, что слушаешь компакт-диск - настолько идеально все было сбалансировано. О мастерстве музыкантов речь даже не идет, абсолютно все соответствовало заявленному уровню. Кроме лидера состава Кобэма, особое восхищение вызвали перкуссионист Марко Лобо и исполнитель на стил-пэне (steel-pan) Уилберт Гил.
Состоявшийся в этот же вечер джем-сешн оказался в своем роде уникальным: дело в том, что в нем принял участие сам Билли Кобэм (как признался наш гость, он не играл в джемах уже 25 лет, хотя и любит их посещать). А вместе с ним на сцене были не только музыканты его проекта, но и практически все остальные - и подъехавший в Баку его друг гитарист Хайрам Буллок, и Дениз Джанна, и Клэр Микаэль… Кстати, сама по себе ситуация, благодаря которой Кобэм выступил на джеме, довольно-таки курьезна. Дело в том, что днем Билли Кобэм и председатель оргкомитета фестиваля Нуру Ахмедов вместе пообедали. Кобэм, естественно, был в восторге от нашей кухни - и протянул г-ну Ахмедову кусок мяса, который сам и выбрал. В результате г-н Ахмедов сломал зуб, а наш гость был сильно сконфужен. Вечером г-н Ахмедов потребовал у Билли Кобэма компенсации за понесенный ущерб в виде выступления на джеме - и наш гость был вынужден согласиться. Так что порой и сломанный зуб может сыграть положительную роль!
Для меня на этой высокой ноте бакинский джазовый фестиваль-2007 практически завершился - хотя впереди были выступления и вокалистки Дениз Джанна, и Хайрама Баллока. Но накопившаяся усталость не позволила мне пойти на концерты, даже свои обязанности я выполнял на автомате...

Подробнее о джазе в Азербайджане и о джазовой жизни Баку читайте в 6 номере журнала "Джаз.Ру"!

Ровшан Сананоглу

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service