<% set DB=Server.CreateObject("ADODB.Connection") DB.Open "Ukho99",,1 %> П О Л Н Ы Й   Д Ж А З  - Выпуск # 3 (61) - 2 февраля 2000 г.
        ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 3 (61) - 2 февраля 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Странно все-таки - всегда кажется, что уж такая эфемерная вещь, как джазовая жизнь, должна при всяческих общественно-экономических катаклизмах загибаться первой. Как это, собственно, и случалось, и как это и случилось в начале 90-х, когда т.н. "советский джаз" рассыпался вместе с породившей его совфилармонической системой, а джаз "новорусский" долго раздумывал, податься ли ему вовсе в общепит или же оставить все же некое поисковое творческое крыло на племя.
Но потрясения конца 90-х - пресловутый кризис августа 98-го и т.п. - не смогли сломить пусть и непрочного, но тем не менее успевшего разрастись и укрепиться костяка нового российского джаза. Основные его "формообразующие моменты" выжили: самоорганизовавшаяся система энтузиастов, опирающихся на поддержку местных спонсоров, плюс клубная система в крупнейших городах (по крайней мере двух) и по-новому воспрянувшая, звериным, обострившимся от неслыханной и невиданной раньше борьбы за существование чутьем уловившая интерес значительных (и, во всяком случае, устойчивых) социальных слоев к живой и интересной музыке филармоническая система. Появление по крайней мере одного специализирующегося на джазе лейбла сразу после кризиса (при том, что лейбл продолжает работать и полтора года спустя), новые удачные гастроли (вплоть до мировых звезд - вспомним по крайней мере Рэнди Бреккера), продолжающийся интенсивный обмен идеями, возникновение нескольких инетесных новых проектов, удачные фестивали - кто мог ожидать этого в 99-м, непосредственно после кризиса, скостившего доходы среднего джазолюба минимум втрое? Рынок отозвался удешевлением билетов, массовым выбросом на CD-прилавок т.н. "лицензионной" двухдолларовой продукции и прочими инстинктивными, но действенными движениями - как улитка втягивает рожки, наткнувшись на препятствие.
Мы это к тому, что приближается время, когда Московская ассоциация джазовых журналистов в третий раз будет подводить итоги года, на этот раз - 99-го, того самого, посткризисного. Начиная с этой недели, на сервере открывается голосование читательского жюри премии "Джаз'Ухо-99", вручаемой по итогам года. Вы можете внести свою лепту в решение этого жюри, которое, в свою очередь, учтено будет Ассоциацией при присуждении премий музыкантам, а кроме того - опубликовано и отдельно. Мало того, что можете - мы вас призываем сделать это!
Как это было
в Москве
Дениз Перье27 января в Центре искусств ЦДХ компания "Богема Мьюзик" представляла один из двух московских концертов российско-украинского тура певицы из Сан-Франциско Дениз Перье и петербургского пианиста Андрея Кондакова. Тур, включавший 11 концертов (см. рубрику "Москва - это вам еще не все"), едва не оказался сорван из-за простуды миссис Перье. Она ужасалась, что российская погода оказалась сильнее ее, судорожно принимала все доступные антипростудные средства - и все-таки вышла на сцену ЦДХ, где ее ждала аккомпанирующая группа из Питера - сам Андрей Кондаков, саксофонист Игорь Тимофеев, контрабасист Григорий Воскобойник и барабанщик Сергей Остроумов. Именно аккомпанирующая: хотя все четверо, в особенности Кондаков - первоклассные музыканты, акцент сознательно делался на певицу, как на главную звезду тура. Впрочем, во второй части концерта Дениз вынуждена была на некоторое время покинуть сцену, чтобы отдышаться, и вот тогда ансамбль Кондакова показался во всей красе.
Дениз Перье и Андрей КондаковХотя гостья из Сан-Франциско и недомогала, публику она порядком завела - все-таки опыт, вкус, мастерская подача г-жи Перье с успехом заменяют ей богатые вокальные данные и способны вывезти ее из любой ситуации. Не будучи особенно известной в США, она тем не менее обладает огромным сценическим опытом - как-никак ее профессиональная деятельность началась еще в конце 50-х (с благословения самого Луи Армстронга), а гастрольные ее маршруты охватывают всю Юго-Восточную Азию (она по несколько лет жила и работала в Гонконге, Сингапуре, Южном Вьетнаме), Австралию (где она тоже жила), Европу, США... Даже в России она уже в третий раз - в 97-м выступала в Челябинске и Москве, в 98-м - на фестивале "Богема Джаззз". Вот этот-то опыт и вывез г-жу Перье, неоднократно поставив зал на уши (хотя, говоря строго, она не делает ничего сверхъестественного). Конечно, ей и с музыкантами повезло (что она сама неоднократно подчеркнула и со сцены, и в интервью): ансамбль Кондакова легко и слаженно отыгрывал непростые аранжировки (например, "Besame Mucho" в форме заковыристого фанк-фьюжн), а в более простых вещах просто демонстрировал надежность и класс (более подробно о вкладе музыкантов ансамбля - в материалах рубрики "Москва - это вам еще не все" с репортажами с других концертов тура - ред.).
Дениз ПерьеМассивная, внушительная Дениз весьма артистична на сцене: сама она признается, что актерская составляющая сценической работы привлекает ее так же сильно, как и собственно пение. Эту актерскую "жилку" поддержал и Андрей Кондаков - один из лучших шоуменов в нашем джазе, ни секунды не сидящий спокойно за клавиатурой. В общем, публика чувствовала, что тут уж все без обману - люди работают с огоньком, выкладываясь в совместной работе на интересный, яркий, привлекательный конечный продукт. Достойный пример для подражания! Никакой иронии: у нас слишком много серьезных музыкантов, во время игры на сцене упорно смотрящих на свои руки, более же никуда.
Как это было
в Нью-Йорке
Наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Иван Шокин продолжает, нам на радость, исследовать богатую экспериментальную сцену нью-йоркского Даунтауна (как в географическом, так и в стилистическом плане). Очередная порция сделанных им открытий - в сегодняшнем выпуске...>>>>
Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем одного из самых известных американских перкуссионистов, сотрудничающих с джазменами джазового и фьюжн-направления - Арто Тунчбояджана (оказывается, его фамилия правильно призносится именно так). Арто теперь регулярно приезжает со своей группой на родину своих предков, в Армению, где и было взято это интервью...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
С 12 по 29 января по России и Украине прокатился совместный тур певицы из Сан-Франциско Дениз Перье и петербургского пианиста Андрея Кондакова. Выступления прошли в Петербурге (клубы "Олимпия" и JFC), Обнинске (джаз-клуб), Мурманске (фестиваль "Арктик-джаз"), Киеве (клуб "Динамо-Люкс"), Новосибирске (ДКЖ), Новокузнецке (джаз-клуб "Геликон"), Нижнем Новгороде (ТЮЗ), Казани (джаз-клуб "Визит") и Москве ("Ле Клуб" и ЦДХ). Ниже - впечатления наших региональных корреспондентов.

Дениз ПерьеВосьмисотместный зал нижегородского Театра юного зрителя был переполнен, люди стояли в проходах, но это никого не стесняло, все пришли ради одного - Джаза. А джаз на этот раз - с черной вокальной изюминкой. Впрочем, все по порядку.
Пианист Андрей Кондаков - частый гость в Нижнем Новгороде, как и его друзья по музыкальному цеху. На этот раз в проекте "Звезды джаза - Россия + США" приняла участие американская певица из Сан-Франциско Дениз Перье. Аккомпанировали ей Андрей Кондаков, Сергей Остроумов (барабаны), Григорий Воскобойник (контрабас) и Игорь Тимофеев (тенор саксофон). Проект "Звезды джаза" существует не первый год, в свое время в нем принимали участие Джон Аберкромби, Рэнди Бреккер, Адам Нуссбаум и другие выдающиеся гости. Организаторы этого проекта - Вячеслав Уланов (генеральный директор радио "Европа плюс Нижний Новгород", председатель оргкомитета) и Александр Емельянычев (координатор джазовых проектов).
Музыканты из Петербурга разогрели публику пьесой "Маугли", правда, публика томилась в предвкушении Дениз Перье, но это не сбило накал ожидания, а, скорей, усилило. Андрей Кондаков в кулуарах признался, что Денис себя очень плохо чувствовала (сказалась разность климата), но нашла в себе силы и отработала концерт на все "пять". В репертуаре Дениз - классика джаза, композиции Кола Портера, Фэтса Уоллера, Стивена Сондхейма, Дюка Эллингтона и др. Она с легкостью смешала в одно целое жанры баллады, самбы и блюза, добавив свое обаяние - и результат налицо: конец второго отделения зал простоял на ногах в знак уважения к певице.
Открыв свое выступление пьесой "All Of Me", Дениз наладила связь с залом сразу - попросила светооператора включить немного ярче свет в зале, чтобы ей лучше видеть лица людей. Сам этот факт говорит о многом - ей нужно общение, общение с теми, с кем она может поделиться своим творчеством, а делиться есть чем. А зритель в ответ делился с ней теплотой восприятия и громом аплодисментов.
Игорь Тимофеев был весь концерт около Перье и находился в постоянном состоянии "вопрос-ответ", в отличие от своих друзей, которые более прагматично относились к своим сольным партиям. Хотя были моменты, когда все бушевали и были неудержимы. Особенно это проявлялось, когда переходили на "латино". Спонтанность игры Игоря подзаряжалась от вокалистки, и это было очевидно, а Дениз не скупилась на благодарности для Игоря.
В руках Андрея Кондакова аккомпанемент вокалисту приобретает приятный оттенок аккуратности и всегда обогащается дополнительным гармоническим развитием. Вслушиваясь в его игру, ощущаешь, что за фортепиано сидит не один, а несколько человек, создающих многослойность звуков. Григорий Воскобойник и Сергей Остроумов - давние партнеры Андрея Кондакова и прекрасно чувствуют друг друга, четко отслеживают ситуацию на сцене. Особенно это ярко проявилось, когда зазвучала вечно трогающая "Besame Mucho". Их игра изобиловала массой находок в плане секвенций, которые моментально приобретали статус общих, и на этот фон тут же наносился новый гармонический мазок Кондакова или Тимофеева, да и Дениз не стояла в стороне. Под конец пьесы Сергей убрал пружину на малом барабане, и создался звук "тимбалс", соответственно и звучание барабанов изменилось.
Динамику постепенно довели до такой кульминации, что, наверное, у всех появилось желание танцевать и отстукивать "clave".
Завершился концерт исполнением блюза СТОЯ (как гимна отчизне любимой) всем залом - и зал запел в манере Field Cry (полевых рабочих песен - ред.). Честно говоря, тронуло. 
Но, как говорится, хорошего понемножку, музыканты спешили на поезд, на следующий день их ждала Казань.

Сергей Баженов, Нижний Новгород

Анатолий Берестов и Дениз ПерьеПраздником души можно назвать тот замечательный вечер, который подарила нам обаятельнейшая женщина из Сан-Франциско вместе с сопровождавшими ее музыкантами - Андреем Кондаковым (фортепиано), Олегом Петриковым (контрабас) и Сергеем Кушилкиным (ударные). Новокузнецк открыл для себя новое имя - имя замечательной джазовой певицы Дениз Перье - благодаря тесным связям с другом и частым гостем наших джаз-фестивалей Андреем Кондаковым.
Олег Петриков и Дениз ПерьеМузыканты были, как всегда, на высоте - и в прямом, и в переносном смысле. Андрей Кондаков большую часть концерта играл полусидя, иногда совсем стоя. Бешеный ритм и необходимость координировать музыкантов ритм-секции просто отрывали Андрея от стула, и его движения напоминали то ли игру на рояле, то ли танец с роялем, но музыка от этого становилась только живее и энергичнее. Музыка была по-настоящему живая, она рождалась прямо на глазах у восхищенной публики. Ну когда бы смог этот интернациональный состав отточить на совместных репетициях свое мастерство, если Дениз живет в Штатах, Кондаков - в Питере, Петриков в Новосибирске, а Сергей Кушилкин вообще из Иркутска...Какая должна быть у музыкантов голова, чтобы все это мгновенно воплощать в звук, от которого кровь... нет, не стынет, а наоборот - еще больше начинает бурлить! К слову сказать, одна такая голова была явлена народу и провозглашена "The best head" - лучшей головой клуба. А обнаружила ее наша гостья Дениз, которая не могла сдержать своего восторга от пышной, кудрявой шевелюры контрабасиста Олега Петрикова...

Алексей Лузик, Новокузнецк

Что намечается:
московские анонсы
7 февраля в клубе "Форте" в рамках "Гостиной Алексея Козлова" состоится встреча с популярным киноартистом Львом Прыгуновым, который также известен и как профессиональный художник. На вечере гости смогут ознакомиться с экспозицией его картин. Помогать общаться с Прыгуновым будет ведущий "Гостиной" Алексей Козлов, который затем выступит с одним из своих проектов - "Ars Nova" трио. Начало встречи в 21.00.

20-22 февраля в Москве будет показан новый, международный и очень интересный проект валторниста Аркадия Шилклопера. Проект назван звучным латинским словом "Инфанция" и представляет собой квартет, в составе которого - сам Аркадий (валторна и альпийский рог), австрийский контрабасист Георг Брайншмидт (коллега Аркадия по Wienna Art Orchestra, только не приглашенный, а постоянный член этого прославленного коллектива), бразильский вокалист и гитарист Алегре Корриа и барабанщик из Молдовы Олег Балтага, московскому слушателю известный по кишиневской группе Trigon. Обещается нечто вроде этно-классик-фьюжн- и т.п., но более точных очертаний проекта пока представить невозможно, т.к. он совершенно спонтанный. 20 февраля "Инфанция" дает "открытую репетицию" в клубе-центре "Дом" - там-то очертания и вырисуются. А 22 февраля музыкантов ждет Центр искусств ЦДХ, где рекорд-лейбл Аркадия, "Богема Мьюзик", представит полноценный концерт коллектива. По словам Аркадия, планируется также запись альбома в Москве.

А в это время
за бугром...
Фридрих Гульда27 января ушел из жизни австрийский пианист Фридрих Гульда, одна из самых эксцентричных фигур на европейской сцене - причем и джазовой, и академической (Гульда за 69 лет своей жизни прославился исполнением и академической музыки, и джаза - правда, это Бетховена он играл на рояле, джаз он играл главным образом на саксофоне и барабанах, создав в 50-е гг. коллектив под названием Eurojazz Orchestra). Впрочем, широкой публике Гульда известен был не столько музыкой, сколько своим эксцентричным поведением, которое, как считалось, "высмеивает претенциозность и кастовость австрийского музыкального истеблишмента". Поведение это включало не только выступление на чопорных академических сценах в каких-то немыслимых одеяниях, но и смачные словесные атаки в адрес ведущих австрийских музыкантов.
28 марта прошлого года австрийские масс-медиа уже получали сообщение о смерти Гульды, но тогда это оказалось одной из его милых шуток - он, оказывается, хотел проверить, как на известие о его смерти станут реагировать в Австрии. Через несколько дней он публично праздновал свое "воскрешение" в компании самой известной австрийской группы стриптиз-танцовщиц. Но на этот раз все серьезно - Гульда действительно умер в своем доме в Вайсенбахе, на западе Австрии. Еще в прошлом году он запретил публиковать некрологи в случае его смерти, чтобы журналисты не вылили на него "столько же грязи, сколько выливали при жизни". Впрочем, запрет этот он распространил только на австрийские СМИ.

В США откроется еще один Зал Славы: в дополнение к уже имеющимся Залам Славы рок-н-ролла, блюза, джаза, латинского джаза и джазового образования создается Национальный Зал Славы Оркестрового Джаза (The National Big Band & Jazz Hall of Fame). Физически он будет располагаться в музейном здании общей площадью 16.000 кв.футов в центре города Палм Спрингс, Калифорния. Об этом было объявлено 31 января.
Спонсор создания Зала - финансовая компания Taurus Venture Capital Fund LLC. Здание Зала будет вмещать выставочные помещения, боллрум (танцевально-концертный зал), магазин сувениров, а главное - организаторы уверены, что уж именно этим-то новый Зал Славы будет резко отличаться от всех остальных Залов Славы - радиостудию, приспособленную для живых концертов в прямом эфире. Из этой студии предполагается проведение записей и прямых эфиров более чем для 300 радиостанций на территории США, которые включают в свой формат оркестровый джаз. Целью создания Зала провозглашается "продолжать развитие американского музыкального наследия для нынешнего и будущих поколений путем выставок, выделения премий и спонсирования стипендий студентам-музыкантам, проведения семинаров и т.п." - об этом заявил Президент Зала Хорас Хейдт-мл. Сооружение Зала начнется сразу же, как только его план утвердит городской совет Палм-Спрингс (города, где жил Фрэнк Синатра). А открыть его планируется уже 2 октября текущего года. Организаторы в лице гендиректора Зала Уильяма Бека ожидают 100.000 посетителей в первый год работы, а город рассчитывает на увеличение доходов от туризма на двадцать миллионов долларов ежегодно. Это, конечно, самое главное.
Зал уже открывает свои собственные вебсайты - www.jazzhalloffame.com и www.jazzhoo.com.

Пэт Мэтини8 февраля на лейбле Warner Bros выходит новый альбом гитариста Пэта Мэтини, записанный в составе трио с басистом Ларри Гренадиром и барабанщиком Биллом Стюартом. Альбом называется "Trio '99->'00", и, судя по всему, и лейбл, и сам Пэт возлагают на него большие надежды. Во всяком случае, трио Мэтини-Гренадир-Стюарт отправляется в турне по США в поддержку этого альбома. Тур начнется 1 марта, продлится месяц и будет включать следующие города и площадки:

  • 1-2 марта: Buffalo, N.Y., The Tralf
  • 3 марта: Troy, N.Y., TSB Music Hall 
  • 4 марта: Northampton, Mass., Calvin Theater 
  • 5 марта: Boston, Mass., Somerville Theater 
  • 6 марта: Burlington, Vt., Flynn Theater 
  • 8-9 марта: Washington, D.C., Blues Alley 
  • 10 марта: Peekskill, N.Y., Paramount Theater 
  • 11 марта: Philadelphia, Theater of Living Arts 
  • 13 марта: Princeton, N.J., McCarter Theater 
  • 14 марта: Englewood, N.J., John Harms Arts Center 
  • 15-18 марта: New York City, The Knitting Factory 
  • 20 марта: Harrisburg, Pa., Sunoco Theater 
  • 21 марта: Columbus, Ohio, Capitol Theater 
  • 23 марта: Royal Oak, Mich., Royal Oak Music Theater 
  • 24 марта: Chicago, Vic Theater 
  • 26 марта: Sioux Falls, S.D., Washington PAC 
  • 31 марта: Saratoga, Calif., Carriage House Theater 
  • 1 апреля: San Francisco, Masonic Auditorium 
  • 2 апреля: Los Angeles, Royce Hall
Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 15 февраля)
  • "Universal Language" - Marc Antoine, GRP
  • "A Bite of the Apple" - Beatlejazz, Zebra
  • "Intime" - Pierre Bensusan, Zebra
  • "Live at Yoshi's" - Dee Dee Bridgewater, Verve
  • "Everything I Love" - Eliane Elias, Blue Note
  • "Six Pieces for Quintet" - Sven Ake Johansson, hatOLOGY
  • "Snijbloemen" - Theo Jorgensmann Quartet, hatOLOGY
  • "Things for Now" - Jim Knapp Orchestra, A Records
  • "El Venezolano" - Gerardo Rosales, A Records
  • "Gravitational Systems" - Matthew Shipp Duo with Mat Maneri, hatOLOGY
  • "Trumpets" - What We Live, Black Saint
Переиздания
(в продаже с 15 февраля)
  • "The Stars of Bethlehem Shine Again"- Various Artists, Avenue Jazz
  • "Minor Move" - Tina Brooks, Blue Note
    "Complete Communion" - Don Cherry, Blue Note
  • "My Conception" - Sonny Clark, Blue Note
  • "Songs from the Heart" - Johnny Hartman, Avenue Jazz
  • "Grass Roots" - Andrew Hill, Blue Note
  • "NY Capers and Quirks" - Steve Lacy Three with Ronnie Boykins and Dennis Charles, hatOLOGY
  • "Herbie Mann Quartet" - Herbie Mann, Avenue Jazz
  • "Vertigo" - Jackie McLean, Blue Note
    "Tenor/Fallen Angels" - Joe McPhee, hatOLOGY
  • "Taru" - Lee Morgan, Blue Note
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джазовый будильник" (Радио-1), воскресенье, 6 февраля, 9.05.
    Настоящий новый свинг: Dick Hyman и Scott Hamilton
  • "Вся музыка мира - от фольклора до авангарда" (Радио России), в ночь с воскресенья на понедельник около 0.30 - 6/7 февраля.
    Опосредованное отношение к джазу имеют финская баянистка Мария Каланиеми (world music) и ученик и последователь Вячеслава Гайворонского Лаврентий Мганга (Воронеж)
    Не имеет: Джон Кейдж - Beatiful Widow of 18 Springs - три исполнения, в том числе панк-рокером Joey Ramone.

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Джазофон" (Маяк), суббота, 5 февраля, 23.35.
    Презентация номинантов премии "Грэмми" - C.Wilson, G.Burton, C.Corea & Origin, Dianne Reeves
  • "Джазофон" (Маяк), воскресенье, 6 февраля, 23.35.
    4-я программа, посвященная джазовым трубачам - Bill Chase, Lester Bowie, Maynard Ferguson, Dizzy Gillespie, Arturo Sandoval
  • "Под знаком джаза" (Радио России), среда, 9 февраля, 18.40.
    Путешествие по джазу - Jimmy Rushing, Dave Brubeck, Stan Getz
  • "Джаз и не только" ("АСТ Прометей" - 29 дециметровый канал, Подмосковье, города России, СНГ - кроме Москвы), 4/5 февраля, пятница/суббота, 00.00 - Валерий Колесников, Майк Эллис - Олег Киреев и др.
  • "Джаз и не только" ("АСТ Прометей" - 29 дециметровый канал, Подмосковье, города России, СНГ - кроме Москвы), 6 февраля, воскресенье, 08.30 - "Смоленские бабушки" в "Доме", вокальная молодежь в "Джаз-арт клубе", оркестр Сан Ра.

Полный путеводитель по джазу в российском эфире

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Армен Манукян,
Сергей Баженов,
Алексей Лузик,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat,
Associated Press,
Business Wire,
Billboard

Фото:
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России",
Алексей Лузик

Воплощение:
Павел Абраменков

Читательское жюри премии "Джаз'Ухо-99" (наивысшие достижения российского джаза за 1999 г.)
Музыкант года
выбрать из списка <% str = "SELECT DISTINCT name FROM favorit ORDER BY name" set rec = DB.Execute(str) Response.Write "" %>
добавить нового
Альбом года
выбрать из списка <% str = "SELECT DISTINCT name FROM album ORDER BY name" set rec = DB.Execute(str) Response.Write "" %>
добавить новый
Музыкант, заслуживающий более широкого признания
выбрать из списка <% str = "SELECT DISTINCT name FROM autor ORDER BY name" set rec = DB.Execute(str) Response.Write "" %>
добавить нового
Представьтесь, пожалуйста:
Ваше имя
Ваш e-mail
 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
         <% set rec = nothing set DB = nothing %>