ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #29
Нью-Йорк: как Зорн отмечал день рожденья 
Джон ЗорнКак нормальные люди отмечают день рожденья? Приглашают гостей, готовят закуску, закупают водку, потом, когда гости приходят, стремительно поглощают приготовленное и засыпают лицом в салате. Думаю, что действия эти очень незначительно варьируются по обе стороны океана и почти не зависят от национальных традиций. Впрочем, есть исключения. 
Израильские гастроли Джона Зорна и его масадовских проектов пришлось отменить из-за того, что у контрабасиста Грега Коэна возникли проблемы со здоровьем. Насколько мне известно, у него обострился радикулит. Тем не менее в образовавшееся свободное время Зорн и компания решили устроить огромный концерт квартета Masada и сопутствующих ему камерных проектов. А так как второго сентября Джону исполнялось 47 лет, концерт было решено приурочить к этому знаменательному событию. Местом его проведения, как обычно, стал клуб "Тоник". После некоторых перестановок в расписании клуба было объявлено, что заболевший Грег Коэн будет играть только в первых сетах концерта, а ночное представление состоится уже без него. Решив, что в урезанном составе музыканты, возможно, представят более нетривиальную программу, я отправился на одиннадцатичасовой концерт. 
Еще до начала стало понятно, что мероприятие не совсем обычное. Один за другим к Зорну подходили музыканты с подарками, и из зала раздавались поздравительные крики. Несмотря на предупреждение об отсутствии Коэна, Грег все-таки остался на сцене, хотя ему явно было нелегко. 
Джои Барон В первом отделении играл сам квартет Masada. Я уже писал как-то о том, насколько сильно выступление в клубе обычно отличается от концерта в большом зале. На этот раз Masada играла еще более убойно. Конечно, в немалой степени этому способствовало то, что я оказался на втором сете, а не на первом, и музыканты были уже разогреты. Но и сам праздничный повод воодушевлял музыкантов весьма и весьма сильно. Поскольку я сидел в первом ряду, мне удалось разглядеть, что у Зорна несколько переделан один из клапанов саксофона, что позволяет ему извлекать некоторые звуки не с помощью пальцев, а с помощью ладони. Кстати, звуки он извлекал на этот раз просто потрясающие. На этот раз совсем безумных собачьих импровизаций почти не было. Вместо них Зорн много и сочно играл соло. 
Отдавая должное поводу, Дэйв Дуглас солировал несколько меньше, чем обычно, в основном позволяя играть имениннику, но уж когда Зорн замолкал, звук трубы заполнял зал полностью. Джои Барон, как и раньше, использовал весь свой арсенал, играя руками, ногами, щетками и палочками, неоднократно теряя последние. А вот чего раньше не было, так это замечательного певучего соло на контрабасе Грега Коэна. С уверенностью можно сказать, что этот момент был центральным во всем сете. 
Марк Рибо и Джон Зорн Вторая часть объединила в себе и Masada String Trio, и секстет Bar Kokhba. Шестеро музыкантов играли в разных комбинациях, создавая подчас забытые после выхода первого двойного альбома Bar Kokhba комбинации. 
Совершенно необычно была сыграна композиция, прозвучавшая и в первом отделении, но с Эриком Фридландером и Марком Фелдманом вместо Зорна и Дугласа. Вместо резкого фриджазового звучания она приобрела мягкие камерные очертания, особенно подчеркнутые глубокой и необычайно красивой партией виолончели. После этого казалось, что ничего более прекрасного произойти уже не может.
Но нет, сразу же после того, как во время одного из запилов Марк Рибо порвал струну, Зорн подал знак, наступила тишина, а Грег Коэн и Эрик Фридландер заиграли самую красивую из когда-либо мной слышанных масадовских вариаций. Остальная часть концерта прошла более-менее ровно, но стало понятно, что под конец шестичасового марафона музыканты устали, и только темпераментный Сиро Баптиста неутомимо наяривал по своим треугольникам, маракасам, звенелкам, шумелкам и прочим ударяльным штукам. Ровно в два часа ночи концерт закончился. На бис в этот раз играть не стали - не было сил ни у музыкантов, ни у слушателей. 
Брюс Ли ГаллантерКак всегда, все четыре отделения были записаны Брюсом Ли Галлантером. Возможно, если нам всем повезет, свет увидит еще одна концертная запись. Я очень надеюсь, что после нескольких концертных альбомов квартета Джон Зорн наконец решится выпустить концертник с камерной музыкой.

Иван ШокинИван Шокин,собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
фото автора
Downtown Music

На первую страницу номера