ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 29 (87) - 13 сентября 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Ну, что ни говори, а все-таки есть какие-то тенденции, есть. Особенно приятно сравнивать происходящее не с прошлым годом, а, скажем... ну, не с 1913, а хотя бы с 1995. И в самом деле: не успел начаться сезон, как начались гастроли. Слыханное ли дело? За один только август-сентябрь - Донни Макказлин, Brazil All Stars, Андерс Бергкранц, Напуа Девой, Валерий Пономарев, Жан-Люк-Понти. А впереди еще столько всего обещается! Рано, конечно, забегать вперед, но речь идет о трио самого Нильс-Хеннига Эрстеда Педерсена с гитаристом Ульфом Вакениусом, о группе барабанщика Билли Кобэма... и все это еще до Нового года. Лепота! А пластинки? Посмотрите ниже: за август-сентябрь - семь релизов трех, нет - четырех лейблов. Разве не лепота? Лепота.
Главное - не поддаваться иллюзии, что дальше все станет совсем в порядке и теперь можно будет уже самим не напрягаться, а ждать, когда все само в руки свалится. Увы. Если все-таки еще хоть немножко хочется, чтобы любимый жанр жил, нужно как минимум покупать билеты на концерты и пластинки, а как максимум - проявлять разного рода организационную активность, потому что общественная практика (мерило истины, по Энгельсу) убедительно доказывает, что больше проявлять ее, как правило, некому.
Так что к делу.
Как это было
в Нью - Йорке
Конечно, наш нью-йоркский корреспондент Иван Шокин не мог пройти мимо такого "яркого, ослепительного шоу", как день рождения одного из главных героев даунтаун-авангарда - саксофониста Джона Зорна. То есть Иван ходил и на другие мероприятия (отчеты о которых можно читать на сайте Downtown Music), но именно это событие мы на нашем виртуальном редакционном совете (что б мы делали без всех этих ICQ и прочих причуд человеческой гордыни?) решили выделить как основное для сегодняшнего выпуска его рубрики...>>>>
Говорите, вас слушают
Сегодня мы слушаем человека, с именем и творчеством которого связано очень многое в истории мирового джаза, хотя сам он и не музыкант. Как и в предыдущем номере, герой этой рубрики - звукорежиссер: но если неделю назад это был Ян-Эрик Конгсхауг, создатель звукового чуда ECM, то сегодня мы слушаем человека, который в значительной степени ответствен за создание стандарта звучания акустического джаза 50-60-х гг. вообще. Именно его работа за пультом определила, как в последние сорок лет звучит на пластинках джаз, поскольку новые поколения звукорежиссеров в той или иной степени отталкиваются в своей работе именно от того, что было сделано в этой области нашим сегодняшним героем - Руди Ван Гелдером...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Сегодня роль "не Москвы" выполняет у нас Ярославль - один из самых давних и заметных джазовых центров в европейской части России. К нашему авторскому активу присоединяется человек, который давно и успешно занимается в Ярославле организацией самых разных джазовых мероприятий, а с осени прошлого года возглавляет в старинном волжском городе организацию по-своему уникальную - городской джазовый центр. Итак, руководитель Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов рассказывает о том, как в конце августа в город почти нежданно нагрянул бостонский ансамбль Either/Orchestra...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
22 сентября, как мы уже сообщали, в Москве выступит выдающийся французский фьюжн-скрипач Жан-Люк Понти. Его концерт состоится в Московском Дворце молодежи (начало в 19.00). На нашем сервере, осуществляющем информационную поддержку концерта, открыта специальная страница, на которой вы можете ознакомиться с подробной биографией Жан-Люка, составом его нынешней группы и, естественно, заказать билет на его концерт.
Обращаем ваше внимание, что, если вы закажете билеты на нашем сервере, выкупить их можно по адресу: ул. Неглинная, д 8 / 10, подъезд Комитета по культуре, комн. 11, "Московит-концерт", не позднее 21 сентября. Тел. для справок: 925-4642.

20 сентября открывается седьмой сезон в старейшем на нынешний момент московском джазовом клубе - "Джаз-арт". Вот только открывается он на новом месте. Да-да, "Джаз-арт клуб" покинул театральный центр "Вернисаж", где проработал шесть полных лет, и перебрался в кафе "Мажор", расположенное близ метро "Улица 1905 года". В новом сезоне "Джаз-арт клуб" будет работать по средам с 19.30. По традиции, как и шесть предыдущих сезонов, седьмой откроется концертом ансамбля "Игорь Бриль и Новое поколение" и большим джем-сейшном.
Новый адрес клуба: Звенигородское ш., 3. Справки и заказ билетов по тел. 191-8320, 256-5047.

Государственный музей А.С.Пушкина с 27 сентября начинает цикл выступлений пианиста Даниила Крамера. Цикл в сезоне 2000-2001 годов будет состоять из пяти концертов. Первая "Среда джаза с Даниилом Крамером" состоится 27 сентября 2000 года в 19:00 (в гостях - вокалист, пианист и барабанщик Сергей Манукян).
Адрес музея: ул. Пречистенка, 12/2 (вход с Хрущевского пер.). Справки и заказ билетов по тел. 201-5674, 202-2204.

Чтение
Сегодня мы приступаем к публикации второй части большой теоретико-философской работы Леонида Переверзева, человека, в чью сферу интересов входит и джаз - и которого можно считать основоположником серьезного джазоведения в нашей стране. Вся работа в целом называется "Приношение Дюку" и, как явствует из названия, посвящена одному из важнейших явлений в истории джаза - творчеству Дюка Эллингтона. Однако было бы излишним упрощением читать, что посвящена она ТОЛЬКО Эллингтону.
Первая часть ("Гряди, Воскресенье: христианские мотивы в творчестве Дюка Эллингтона") публиковалась нами в течение первой половины минувшего лета. Полностью эту первую часть теперь можно прочитать в книжной коллекции нашего сервера.
Сегодня мы приступаем ко второй части: "What Am I Here For: для чего я здесь?"...>>>>
А в это время
за бугром...
Стэнли Таррентайн12 сентября в одной из больниц Нью-Йорка в возрасте 66 лет скончался тенор-саксофонист Стэнли Таррентайн. Смерть последовала через два дня после перенесенного музыкантом инсульта.
Один из тех, кто оказал значительное влияние на становление джаз-рока и фьюжн, Таррентайн в последние годы жил в Форт-Вашингтоне, одном из пригородов столицы США. Однако родился (5 апреля 1934) и вырос он в Питтсбурге, городе, обладавшем значительными музыкальными традициями. Вся семья его была музыкальной: мать играла на фортепиано (и их дом частенько посещал живущий неподалеку Ахмад Джамал, чтобы позаниматься на их пианино - своего у него не было), отец - на тенор-саксофоне (в конце 30-х он даже был членом самого популярного в городе оркестра Savoy Sultans), брат Том - на трубе. В детстве Стэнли учился играть на виолончели, но с 11 лет взял в руки отцовский инструмент. Братья, кстати, начали свою профессиональную карьеру вместе, играя в питтсбургском баре Perry Bar, и часто выступали вместе и позже.
С 16 лет Стэнли уже гастролировал с разными группами, а чуть позже стал членом группы ритм-н-блюзового певца Лоуэлла Фулсона, где на фортепиано играл юный Рэй Чарлз (параллельно Таррентайн участвовал и в ранних сольных записях Чарлза). Затем была работа в бибоповом ансамбле Тэдда Дэмерона. В 1953 г. Стэнли сменил в популярном ритм-н-блюзовом бэнде Эрла Бостика ушедшего оттуда молодого и никому еще не известного саксофониста по имени Джон Колтрейн. После трехлетней службы в армии он в конце 50-х вместе с братом играл в ансамбле барабанщика Макса Роуча, с которым сделал первые свои значительные альбомные записи.
Стэнли Таррентайн С 1959 г. он начал сольную карьеру. Его музицирование этого периода склоняется к формуле соул-джаза. Помимо сольных альбомов на Blue Note, он в этот период записал несколько значительных работ с органистом Джимми Смитом. В начале 60-х он женился на органистке Ширли Скотт, с которой на протяжении десятилетия много записывался - то под ее, то под своим именем. Хотя джазовых элементов в его игре тех времен количественно стало куда меньше, не будем забывать, что его мощный, богатый звук и изощренная ритмика все равно были образцом для множества последователей. Что до его записей, к примеру, с Джимми Смитом, они и теперь, сорок лет спустя, являют собой почти эталонные образцы раннего фанк-грува.
Поп-фьюжновые записи 70-х сменились в 80-е возвращением Таррентайна к более джазовому музицированию, что подтвердил ряд альбомов на Fantasy, Elektra и Blue Note. Одной из его лучших работ 90-х была запись 1992 г. "More Than A Mood", где вместе с ним играл трубач Фредди Хаббард, басист Рон Картер, пианист Сидар Уолтон и барабанщик Билли Хиггинс. Сам Стэнли весьма спокойно относился к критикам, которые то и дело упрекали его за дрейф от джаза к поп-музыке, ритм-н-блюзу и обратно. "Я как-то вместе со своим пасынком решил дома выстроить все свои альбомы по алфавиту", говорил он. "Когда мы их перебирали, я заметил, что на моих альбомах стоят очень разные жанровые определения: то меня называют рок-музыкантом, то бибопером, то поп-музыкантом, то исполнителем фьюжн. И я сказал: Бог мой, я же просто играю с разными ансамблями, но сама игра-то не меняется!".

На лейбле Jazz Magnet Records готовится к выходу двойной CD и прилагаемая к нему книга под общим названием "David X. Young's Jazz Loft 1954-1965", посвященные небезынтересному явлению в джазовой истории - джазовому лофту художника Дэвида Экс Янга. Лофт (жилой чердак или бывшее производственное помещение) Янга, располагавшийся в нью-йоркском Флауэр-дистрикте (6-я авеню, дом 821), на протяжении десятилетия был местом, где регулярно собирались на ночные джем-сешны десятки ведущих джазовых музыкантов - в том числе Майлс Дэвис, Билл Эванс, Телониус Монк, Стэн Гетц, Чарлз Мингус, Зут Симс... Янг предоставлял им свою мастерскую в лофте для репетиций, но не менее (а точнее, более) важным была роль лофта как неформального клуба "только для своих".
Книга, предисловие к которой написал президент Ассоциации джазовых журналистов Ховард Мэндел, написана самими Дэвидом Экс Янгом. Он изложил историю своей мастерской как центра нью-йоркской джазовой тусовки конца 50-х - середины 60-х и проиллюстрировал ее десятками черно-белых фотографий, сделанных во время джемов (многие кадры публикуются впервые), и полусотней собственных рисунков на джазовые темы, выполненных в самых разных техниках (пастель, масло, акрил, тушь/перо). Что до двойного компакта, то он содержит более 120 минут записей, выбранных из того, что Янг записывал на имевшийся у него катушечный магнитофон Webcor во время джем-сешнов. Он располагает архивом из нескольких сотен часов таких записей, и ни одна из этих записей никогда не издавалась. На тех фрагментах, что отобраны для CD, можно слышать игру таких музыкантов, как Боб Брукмейер, Дэйв Маккенна, Джим Холл, Джимми Рэйни, Зут Симс, Билл Кроу, Пеппер Адамс, Моуз Эллисон, Дон Эллис, Стив Суоллоу и др.

Кен Бернс6 сентября в нью-йоркском джаз-клубе Birdland состоялась пресс-конференция, посвященная планам создания десятисерийного документального фильма об истории джаза. Поскольку его создателю, известному режиссеру Кену Бернсу удалось привлечь весьма серьезные спонсорские средства, премьера фильма будет сопровождаться выходом основанной на нем книги об истории джаза и коллекции компакт-дисков.
Бернс хорошо известен в Америке созданием монументальных многосерийных фильмов об истории бейсбола и об истории Гражданской войны в США. Он утверждает, что его новый проект гораздо более масштабен. "Это более крупный проект, потому что он должен быть таким", утверждает режиссер. "В наше время нужно произвести очень много шума для того, чтобы привлечь внимание даже к такому важному явлению, как джаз".
Премьера сериала "Джаз" состоится на телеканале PBS с 8 по 31 января. В сериал вошло 75 интервью, около 500 музыкальных фрагментов, 2400 фотографий и свыше двух тысяч фрагментов архивных киносъемок, часть которых никогда не демонстрировалась. Сериал сделан по сценарию Джоффри Варда и спродюсирован самим Бернсом и Линном Новиком, производство - вашингтонских компаний Florentine Films и WETA-TV в сотрудничестве с Би-Би-Си. Основным спонсором сериала (как и двух предыдущих работ Бернса, бейсбольной и исторической) выступила компания General Motors, а также лейблы Columbia/Legacy и Verve Music Group (которые выпустят сборники под общим названием "Ken Burns' Jazz"), кофейная компания Starbucks и т.п.
Помимо эпических сериалов, Бернс создал также значительные документальные фильмы "Бруклинский мост", "Томас Джефферсон", "Конгресс", "Империя воздуха" и др., многие из которых были номинованы на "Оскара" по категории "документальный фильм".

Мэрилин МазурОргкомитет одной из самых престижных в Европе джазовых премий - датской премии JAZZPAR - 6 сентября объявил, что лауреатом 2001 года впервые в истории премии стала женщина - датско-американская перкуссионистка Мэрилин Мазур. Как и в прошлые годы, денежное воплощение премии составляет 200 000 датских крон (около $24 000).
Мэрилин Мазур родилась в Нью-Йорке в 1955 г., но с шестилетнего возраста жила в Дании и имеет датское подданство. В 1985-89 гг. она была членом гастрольной группы Майлса Дэвиса, затем играла в оркестре Гила Эванса и у саксофониста Эйна Шортера. В 90-е годы она больше всего работала с норвежским саксофонистом Яном Гарбареком, в состав оркестра которого входит до сих пор. Кроме чистого исполнительства и экспериментов со звуками (она использует массу необычных перкуссивных инструментов и электронных искажений), Мэрилин пишут музыку. Так, недавно она выпустила очень удачный альбом "Jordsange" ("Песни Земли"). Начиная с конца 80-х, у нее есть собственный ансамбль Future Song, в составе которого - датские, норвежские, американские и югославские музыканты.
Как обычно, премия 2001 года будет вручена более чем полгода спустя после объявления лауреата. 22 апреля следующего года Мазур даст концерт в Копенгагене, где выступит с самыми разными своими проектами. Там ей и будет вручена премия.

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 19 сентября)
  • "More Jazz Takes on Joni Mitchell" - David Lahm, Arkadia Jazz
  • "Liebman Plays Puccini: A Walk in the Clouds" - David Liebman, Arkadia Jazz
  • "Motherland" - Danilo Perez, Verve
Переиздания
(в продаже с 12 сентября)
  • "Coltrane Plays the Blues" - John Coltrane, Rhino
  • "Ole Coltrane" - John Coltrane, Rhino
  • "Lullabies of Birdland" - Chris Connor, Avenue Jazz
  • "'Round Midnight" - Claude Williamson, Avenue Jazz
Сентябрьские релизы российского отделения Sony Music:
  • Wynton Marsalis - The Marciac Suites, CK69877
  • Wynton Marsalis - Selections from the Box Set, CK62191
  • Marcus Roberts - Cole after midnight, CK69781
  • Miles Davis - Aura-Remastered, CK63962
  • Miles Davis - Blue Miles, 499824 2
Новые альбомы - Россия
(август - сентябрь):
  • Андрей Разин/Игорь Иванушкин - Something From The Past, Jazzland-Русская Серия
  • Олег Киреев - Love Letters, Landy Star
  • Алекс Ростоцкий/Юрий Парфенов - Oriental Impress, L-Junction
  • Валерий Киселев/Евгений Печников - Echoes Of Harlem, Jazzland-Русская Серия 
  • Джаз-рок-группа "Горизонт" - Summer In Town, Boheme Music
  • Джаз-рок-группа "Горизонт" - Portray Boy, Boheme Music
  • Джаз-рок-группа "Касеке" - Poletus, Boheme Music
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джаз около полуночи с Дмитрием Уховым", "Радио-1" (68.3 УКВ), вторник и четверг, 23.30-24.00
    14.09 - Джо Завинул и Уэйн Шортер вместе и по отдельности
    19.09 - Джазмены играют Хендрикса: J-P Bourelly, P.Moshner-Joe Sachse, Christy Doran, Phil Minton & Django Bates, Gil Evans
    21.09 - Perceptions: Dizzy Gillespie plays J.J. Johnson
    26.09 - Архивы Hot Club de France
  • "Вся музыка мира", "Радио России", четверг, 22.10
    14.09: Пол Уинтер и Дмитрий Покровский - вместе и по отдельности, Терье Рюпдаль, Игорь Григорьев и Родни Оукс - дуэт "Огого" - в студии и в спальне. Сквозная тема "Сентябрьская песня" - Стен Кентон, Дэйв Брубек, Брайан Ферри, Лу Рид

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Джаз и не только", телеканал "АСТ-Прометей", пятница, 21.45 (повторы: пятница/суббота, 03.00; воскресенье, 23.45; понедельник, 05.30):
    15.09 - первая программа из серии "Фестиваль "Богема-Джаз 2000"
  • "Под знаком джаза", "Радио России", 18.35, среда (внимание! В Москве передачи "Радио России" в связи с отключением передатчика на Останкинской башне сейчас можно слушать на частоте 104,2 FM).
    20.09 - из серии "Лауреаты премии "Джаз'Ухо-99" - Аркадий Шилклопер, "Второе приближение" Андрея Разина.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Игорь Гаврилов,
Леонид Переверзев,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
Billboard Online,
Down Beat,
Associated Press

Фото:
Павел Корбут,
Уильям Каупон,
Виталий Анохин,
Джорджио Бисерни,
Corbis.com,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков