ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #40
Похоже, зима все-таки будет
Владимир Волков Разговоры о том, что в Нью-Йорк приедут Леонид Федоров, Сергей Старостин и "Волковтрио" шли давно. И вот, наконец, свершилось! Приехали, выступили в "Локте" и отправились покорять Бостон. Организовала все это безобразие компания Bliss Records в лице Давида Гросса, не в первый раз привозящего в Америку российских музыкантов, а в последние годы устраивающего и гастроли американцев в России.
"Локоть" (Elbow Room) - место рок-н-ролльное, с соответствующими традициями: огромными охранниками, не пускающими внутрь без документа, удостоверяющего, что его обладателю больше двадцати одного года, или ... без десяти баксов взамен; прокисшим пивом; громоподобным звуком, который, похоже, нельзя выстроить так, чтобы нормально звучали акустические инструменты; не очень хорошей вентиляцией и огромным пространством для отдыха (lounge area), по размеру едва ли не превосходящим зал у сцены. Чтобы никаких сомнений в рок-н-рольности мероприятия не осталось, выступление заграничных гостей, и без того задерживающееся более, чем на час от заявленного на афишах времени, открыли музыканты местные. От многих, в том числе и от самого Давида Гросса, я слышал далеко не лестные отзывы об этом коллективе, который, ко всему прочему, выступал в неполном составе, а потому звучал (по словам знатоков) еще хуже, чем обычно. К счастью, сыграв всего несколько песен, аборигены отвалили со сцены, и на смену им почти тут же появились музыканты Волковтрио: Владимир Волков, Святослав Курашов и Денис Сладкевич...
Леонид Федоров Год назад, заехав всего на неделю в Москву, я слушал Федорова, Старостина и "Волковтрио" в "Доме" (см. Полный Джаз #46 за прошлый год). С той поры многое изменилось. Во-первых, Федоров-Волков-Курашов выпустили, наконец, долгожданный альбом "Зимы не будет", в который вошло многое из того, что играется на концертах. Во-вторых - а возможно, и в главных - программу откатали на многочисленных клубных концертах в России. Так же, как и в случае с "Аукцыоном", несколько лет исполнявшим один и тот же набор отработанных хитов везде, где только можно (лишь изредка меняя аранжировки и порядок песен), законсервировался и этот проект. Кроме того, если в прошлом году акцент был сделан на песнях Федорова (а все, что без него, подавалось лишь как гарнир), то большую часть концерта в Нью-Йорке Леня просидел на диване в lounge area, наблюдая за игрой остальных музыкантов через окно. Говорят, что оттуда было видно и слышно лучше всего.
Если бы не перегруженный звук в зале, я бы назвал это выступление "Волковтрио" самым интересным из всех, которые слышал до этого. То, что не так давно звучало чуть ли не как нью-эйдж, неожиданно превратилось в модный джаз-фанк-грув. Тяжелый ритм, сочный бас, пропущенная через многочисленные "примочки" гитара и смена мелодий, темпа и настроения несколько раз на протяжении одной композиции - лишь неполный список характеристик "Волковтрио". Между прочим, впервые на моей памяти во время концерта у Волкова не развалился контрабас, хотя лупил он по нему ничуть не меньше обычного. Жаль, что трио не выступило само по себе в каком-нибудь более джазовом клубе, где можно было бы услышать не только рокот барабанов, но и соло смычком на контрабасе - а во время выступления в "Локте" соло эти сливались в единый утробный вой с рожками и кларнетом Сергея Старостина.
Кстати, о Старостине. Он мне показался уставшим и каким-то вялым. Когда в начале концерта после нескольких вещей, сыгранных "Волковтрио" без вокалистов, он появился на сцене и затянул "Ой, да закатилось красно солнце...", самым большим моим желанием было просто повернуться и уйти. Не могу вспомнить концерта или проекта, в котором бы он не исполнял эту песню. Нет, она, конечно, очень красивая, но сколько же можно? Из всего его участия в концерте интересными были только несколько народных песен, исполненных сольно.
Владимир Волков Середины как первого, так и второго отделения были отданы тому, ради чего собственно и собрался народ. Когда поет Леня Федоров, разобрать слова почти всегда непросто, но большинство песен зал знает наизусть, поэтому на это давно уже никто не обращает внимание. Впрочем, разморенная публика на этот раз почти не подпевала, а лишь внимала сюрреалистическим текстам. Был тут и Хлебников из совместного проекта "Аукцыона" с Хвостом, была и волшебная "Голова-нога", были и песни собственно "Аукцыона". Другими словами, все то, что Федоров поет в своих многочисленных сольных и групповых концертах. Леня играл и пел совершенно свободно, и даже слегка небрежно. В этом не облагороженном естестве исполнения и есть его неповторимый драйв. Не будь его, песни потеряли бы свой шарм. Короче говоря, Федоров был как всегда мил, чертовски мил!
Отчет о концерте был бы не полным, если бы я не упомянул про песню, которую Федоров, Волков и Курашов сыграли на бис. Если не ошибаюсь, они спели "Далеко" - одну из самых лирических песен альбома. Это был, пожалуй, лучший момент концерта. Федоров, Курашов и Волков с контрабасом наперевес, тихо играющие перед самыми стойкими слушателями - вот то, что останется в моих воспоминаниях о странном концерте культовых российских музыкантов в самом центре Нью-Йорка.

Иван ШокинИван Шокин,собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
фото автора
Downtown Music

На первую страницу номера