502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #42
Что Зорн в грядущем нам готовит?
Джон ЗорнЧетвертый раз за этот год в Нью-Йорке выступал Джон Зорн с квартетом "Masada". Четвертый раз к удовольствию от восприятия непредсказуемого исполнения знакомой музыки примешивалось волнение за дальнейшую судьбу ансамбля. И далеко не в четвертый раз поползли слухи о том, что концерт этот был последним. А между тем, мало того, что играла "Masada" совершенно по-другому, даже по сравнению с недавними концертами, так еще и в репертуаре появились новые композиции, судя по всему, написанные совсем недавно, а не тогда, когда был сочинен практически весь материал из чуть более чем двухсот произведений. И все-таки, что будет дальше? Какие сюрпризы готовит Зорн? Запишет ли новый студийный альбом "Масады", распустит группу, образует еще один супер-проект или остановится на формуле последнего года с десятком концертов в разных городах и концертными же записями квартета, параллельно выпуская бесконечные свои и чужие альбомы, иногда дирижируя немасадовскими ансамблями и играя в джемах? И еще один вопрос: а так ли это вообще важно? Честно говоря, не знаю. Возможно, все это лишь бред моего воспаленного воображения. И все же...
"Masada" - не первый по-настоящему популярный проект Зорна. До него были мрачный эмбиентный "Painkiller" с барабанщиком из "Napalm Death" Миком Харрисом и басистом Биллом Ласвелом, был хардкоровый "Naked City" с не менее звездными Биллом Фризелом на гитаре, Уэйном Хорвитцом на клавишных, Фредом Фритом на басу и бессменным Джои Бароном на ударных. Впрочем, как всегда, четкой жанровой классификации они не поддаются. Аналогично фильмам, которые можно разделить на хорошие, плохие и индийские, все музыкальные произведения я бы разделил на классику, джаз, поп, рок и то, что делает Джон Зорн. Особенно удачной со всех точек зрения оказалась группа "Naked City", но именно небывалый успех и заставил Зорна ее распустить. Произошло это стремительно, мгновенно и не без последствий. В частности, из-за роспуска группы так никогда и не был записан и выпущен альбом "Radio, volume 2", для которого было приготовлено не только название, но и номер пять в каталоге лейбла "Avant".
Бешеная активность Джона Зорна и как музыканта, и как композитора, и как продюсера поражала и поражает всех, кто с ним сталкивается. При этом паблисити и компромиссы исключаются. Есть только музыка, все решения принимаются самостоятельно, разделить чью-то еще точку зрения невозможно, а все несогласные могут идти лесом - их мнение не интересует. Как следствие - только собственные лейблы, где нет других начальников, никаких журналистов, концерты нельзя записывать, а музыкантов нельзя фотографировать и, естественно, никаких веб сайтов ни у самого Зорна, ни у одного из его проектов. Все концептуально до мелочей, включая неизменные военные штаны защитного цвета в пятнах. Другими словами, герой без страха и упрека.
Но это желание Джона Зорна быть стопроцентно независимым и абсолютным музыкантом в действительности привело к несколько другим результатам. Так как почти никто ничего о нем не знает наверняка, его персона обрастает небывалым количеством слухов, а попытки этому воспрепятствовать приводят к противоположному эффекту. Ходит слух о том, что Зорн никогда больше не будет выступать в Knitting Factory, ходит слух и о том, что "Masada" собирается выпустить не то двадцать два, не то двадцать семь студийных альбомов (по числу букв в иврите), ходит еще и слух о том, что Зорн никогда не приедет в Россию, а еще - слух о том, что он дал слово по полгода ежегодно жить в Японии... И так далее, и тому подобное. Что-то из этого выглядит вполне правдоподобно, что-то вызывает недоумение, но все это непрерывно обсуждается, переползает из журналов в мейл-листы и обратно, а в конечном итоге порождает новые слухи. Ну, а самая популярная новость - конечно, о роспуске "Масады".
К чему я все это пишу? А вот к чему. Пока Джон Зорн оставался маргиналом, описанная модель поведения как самого музыканта, так и окружающей его тусовки работала вполне успешно. Культовый персонаж, небольшая толпа почитателей, ловящих каждое слово и обсуждающих каждый жест своего кумира, взаимное чувство нелюбви с журналистами. Не случайно до середины девяностых немногие джазовые энциклопедии могли похвастаться статьей о Зорне. "Masada" поставила все с ног на голову. О квартете заговорили везде, где только можно. Поисковый сервер "Google" выдает двадцать пять тысяч страниц, посвященных Джону Зорну, из которых по крайней мере на каждой десятой идет речь о "Масаде". Фотографии Зорна и трубача Дейва Дугласа украшают обложки джазовых журналов, по опросам популярности "Masada" номинируется как лучший джазовый ансамбль, а альбомы раз за разом получают высочайшие оценки. И дело тут не только в том, что подобная музыка входит в моду. Просто "Masada" - это не джазоподобная экстравагантная музыка, а самый что ни на есть джаз. И вот тут-то вся независимость Зорна оказывается бессмысленной. Хочет он того или нет, но журналисты будут писать про новые альбомы, залы будут переполнены, а магазины будут требовать допечатать тиражи. Конечно, никто не может помешать ему завтра же объявить о прекращении существования квартета, вот только верится теперь в это с трудом.
На этой почти радостной ноте неумирающей надежды можно было бы и закончить, если бы не одно "но". Кроме популярности и всеобщего признания заслуг, есть еще и одна проблема. Как мне кажется, у Джона Зорна сейчас нет ни одного достаточно крупного и сравнимого по масштабу проекта. И "Painkiller", и "Naked City" существовали до тех пор, пока им на смену не пришла "Masada", вытеснившая их из поля зрения не только Зорна, но и публики. Хорошо это или плохо, сказать сложно, но факт остается фактом.
Вот теперь все. Мой прогноз очевиден: в следующем году будут и новые концерты, и новые альбомы лучшего еврейско-фри-джазового квартета "Masada". О, вот тут как раз очередной слух до меня дошел на эту тему. Говорят Зорн кому-то сказал, что после того, как кончатся буквы в иврите, он начнет называть альбомы японскими иероглифами. Интересно, правда это или нет. Никто не в курсе?

Уже после того, как текст этих размышлений был написан, в зорновский мейл-лист пришло письмо от человека, сумевшего на последнем концерте поговорить непосредственно с Джоном Зорном. Тот подтвердил, что квартет распускает, а прозвучавший в концерте новый материал будет записывать с новым ансамблем. Как говорится, комментарии излишни.

Иван ШокинИван Шокин,собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
фото автора
Downtown Music

На первую страницу номера