502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #13
Наши и другие в Одессе
(заметки со II Международного фестиваля импровизационной музыки)
Когда произносят слово "Одесса", рядовому россиянину обычно представляется Привоз, Дерибасовская, Потемкинская лестница, море и еврейские анекдоты. Когда джазмен слышит слово "Одесса", он наверняка вспомнит, что этот город - родина Леонида Утесова (кстати, теперь на Дерибасовской стоит своеобразный памятник легендарному одесситу - телефон, по которому, набрав соответствующий номер, можно прослушать на выбор полюбившиеся песни в исполнении Леонида Осиповича). Когда же при мне упоминают Одессу, на ум приходят прежде всего многочисленные музыкальные фестивали, многие из которых уже обрели известность в Европе (в частности, грандиозные "Два дня и две ночи новой музыки", последний из которых собрал более 150 участников со всего мира). Фестиваль же "Искусство импровизации в современном мире" (17-21.04.2001) - не последний в череде музыкальных акций, проводимых местным фондом Сороса и одесской ассоциацией "Новая Музыка". Несмотря на свой несолидный возраст (первый фестиваль состоялся полтора года назад), праздник импровизации - известное в городе событие и в дополнительной рекламе не нуждается, а его аудитория широка и разнообразна.
То же можно сказать и о составе участников, представлявших шесть стран ближнего (и не очень, если иметь ввиду Чехию и Францию) зарубежья. Причем Россию представляли почти исключительно новосибирские коллективы: помимо автора - с саксофонистом Андреем Турыгиным (новоджазовый дуэт "Alter Ego") и Еленой Силантьевой (опять же дуэт, но с другим названием - "Shanti" и другой - арт-роковой - исполнительской эстетикой), приехал театр танца "Vampiter", ставший одним из фаворитов одесской акции (об этом чуть позже). Еще один гость из нашей страны - виолончелистка Зульфия Асадуллина из Казани, специализирующаяся на исполнении современной академической музыки, - представила несколько сочинений, написанных специально для нее и строящихся на едином принципе - взаимодействии живого инструмента и фонограммы. Один из самых мощных номеров программы - "Импровизация" самой Зульфии, где нехитрым приемом (игра с предварительно подготовленной записью той же виолончели) исполнительница добилась потрясающего эффекта звучания целого виолончельного оркестра.
Совершенно иной подход к импровизации продемонстрировал семейный дуэт из Праги - Войтех и Ирена Хавловы. На протяжении всей сорокаминутной (!) композиции громкость не превысила меццо-пиано, а сама музыкальная ткань разворачивалась настолько неторопливо и с таким минимумом средств, что буквально через несколько минут зал погрузился в медитацию. Несмотря на то, что оба участника дуэта - виолончелисты, основной инструмент не главенствовал, уступая место звонам тарелочек и колокольчиков, тихим всплескам рояля и виолы да гамба. Виолончель если и появлялась, то издавала звуки, на первый взгляд, совершенно не характерные для академического инструмента (в некоторых эпизодах возникали ассоциации с пеньем птиц и вообще с "голосами природы"). Невольно напрашивались параллели с минималистами типа Стива Рейха и музыкой дзэн.
Полная противоположность чехам - французский гитарист Эрик Грийо, присоединившийся к фестивальной программе сразу после очередных "Дней и ночей новой музыки" (обе музыкальных акции в этом году шли подряд, одна за другой). Собственно, чистого гитарного звука в его импровизациях никто и не услышал - скорее, благодаря многочисленным электронным обработкам, инструмент трактовался как шумовой. У меня, честно говоря, даже возникли сомнения, владеет ли Грийо гитарной техникой как таковой. Опасения, впрочем, оказались беспочвенными: на первом же джеме Эрик блестяще проявил себя как весьма подготовленный джазовый гитарист (причем играл уже "чистым" звуком - без обработок).
Выступление азербайджанского трио "Бакустик Джаз" - бесспорная находка фестиваля. Вокалист Анар Таги-заде, пианист и композитор Салман Камбаров и барабанщик Эльдар Кафаров (игравший только на одном инструменте - азербайджанской нагаре) показали невероятную экспрессивную программу, великолепно отстроенную, насыщенную неповторимым национальным колоритом, композиционно сбалансированную - ни одной лишней ноты! Обладатель потрясающе гибкого и очень разного, с фантастическим диапазоном, голоса, Анар Таги-заде виртуозно балансировал между би-бопом и мугамом, а игра Салмана Камбарова местами напоминала Билла Эванса, хотя и с бакинским акцентом. Полный восторг зала вызвала финальная пьеса трио, "East Or West?" - очень точное определение стилистики "Бакустика".
Не меньший успех у публики снискали два танцевальных коллектива - Arbore из Кишинева и наши земляки - театр Vampiter. Коллективы принципиально разные: у Arbore - продуманная режиссура и жесткий подход к форме, у новосибирцев - живость и ирония импровизации, почти игра. Вероятно, по этой причине Vampiter выгодней молдаван смотрелся на джемах (хотя в основных выступлениях убедительны были оба театра) - сказывается многолетняя практика спонтанных акций.
И, наконец, о местных исполнителях. Юрий Кузнецов - пианист, не нуждающийся в представлении, - в отличие от предыдущего фестивального выступления не использовал никаких инструментов, кроме рояля. Музыка - в нюансах от пианиссимо до фортиссимо. То же можно сказать и о стиле: похоже, Юра охватил всю историю музыки, не иначе. Однако какая-то затаенная грусть сопровождала выступление виртуоза... Струнный квартет "Гармония мира" в очередной раз с блеском исполнил собственные обработки джазовых стандартов, как бы напоминая, откуда все произошло. Хотя, как и у трио Shell из Еревана, игравшее околоджазовые произведения армянских композиторов, импровизаций никаких не было, но исполнительское мастерство (и у одесситов, и у ереванцев) - на высшем уровне.
И последнее. Уже после окончания фестиваля я с удивлением узнал, что украинский фонд Сороса не выделил отдельных средств на проведение этой акции, и по сути фестиваль явился как бы постлюдией к "Двум дням и двум ночам...". Как бы не исчезло это редкое событие с культурной карты Украины...

Роман СтолярРоман Столяр
Одесса - Новосибирск, 2 мая 2001

На первую страницу номера