502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 24 
Джазовые релизы лета-2001
"Антология джаза: Олег Лундстрем". Квадро-Диск.
Очередное издание из серии "Антология джаза", в которой уже вышли сборники Эдди Рознера, Леонида Утесова и т.п. В отличие от предшествовавших выпусков, посвященный оркестру Лундстрема альбом состоит не из плохо восстановленных "мелодиевских" оригиналов прошлых лет, а из относительно нового и ранее не публиковавшегося концертного материала, и представляет старейший в стране (и в мире) биг-бэнд в его практически нынешнем составе (хотя в первых треках - записях 1995-го, с концерта в Твери, -обильно солирует саксофонист Николай Панов, ныне украшающий собой клубную сцену Атланты, штат Джорджия). Качество записи неровное, но в целом неплохое, а репертуар хорошо представляет характерную для второй половины 90-х "эллингтоновскую" программу оркестра. Уровень издания, традиционно для любимого Отечества, невысок (в буклете наличествуют "Элтнгтон", "залуженный артист", две одинаковые фотографии Олега Леонидовича на разных страницах, не говоря уж про крайне причудливые схемы расстановки или нерасстановки запятых в тексте).

Алекс Ростоцкий - "Сновидения". Алекс Ростоцкий, Volkswagen.
Это - не коммерческий релиз, а презентационный (продаваться не будет). А жаль. Сильная работа, стилистически столь же отличающаяся от предыдущего альбома басиста/продюсера Ростоцкого ("Oriental Impress", 2000), как тот отличался от предшествовавших "Джазовых баллад" (1999) - хотя, возможно, не настолько же цельная и ровная. Разнообразный музыкальный материал (от Скрябина и Мусоргского до Арнхейма и Жобима), интересные аранжировки и превосходная работа солистов (среди которых - клавишник Яков Окунь, трубачи Юрия Парфенов и Виталий Головнев, аккордеонист Владимир Данилин и др.), но общее впечатление чуть более смазано, чем в двух предыдущих альбомах - за счет одного-двух то ли недорепетированных, то ли просто неудачно сыгранных треков. Впрочем, в целом - как обычно, хорошо. Дизайн, как обычно у Ростоцкого в последние годы - отличный.

Анатолий Бабий - "Когда-то в прошлом". "Медиаассоциация Эстафета".
После многолетнего перерыва сольная дискография Анатолия Бабия, мастера редкого в джазе (да и вообще редкого) пикколо-баса, продолжилась этим альбомом - и вновь в прежнем, знакомом еще со второй половины 80-х ключе: пикколо-бас солирует, а все остальное играет секвенсер. Электронику Бабий программирует сам, поэтому у него она не очень противоречит живому характеру соло: механическое, наполненное, сколько возможно, мелкими длительностями постукивание-позвякивание секвенсера играет роль своеобразного противовеса легкому, томительно плывущему и тянущему звуку пикколо-баса, на долю которого остается весь свинг, все перемены времени и смены характера. Трудно сказать, насколько сознательно Бабий использует такие механические, примитивно-одномерные тембры синтезатора: возможно, это потому, что таков имеющийся у него синтезатор (звучит это, как какой-нибудь детский Casio). Но кажется, что будь синтезатор у Бабия подороже - впечатление было бы испорчено: более дорогие (но все равно "неживые") звуки стерли бы ощущение, будто это где-то за печкой или под полом домовые или гномы наяривают джаз на подручных кастрюльках.

Gasan Bagirov - "Romantic Guitar". "Квадро-Диск".
Лучший петербургский джазовый гитарист Гасан Багиров, в предыдущей своей работе ("Квадраты", 2000) показавший впечатляющий стилистический спектр от ультраконсервативной традиции до авторского фьюжн, в новом альбоме обращается к довольно неожиданному музыкальному пласту - Easy Listening, мягкой, расслабленной, красивой музыке, главным образом - для фонового прослушивания. В России заниматься чем-то подобным всегда считалось как бы стыдно, мол, тут же "проклятые вопросы бытия" еще не разрешены, а вы тут с красивой музычкой. В результате эта ниша оказалась почти не заполнена или, вернее, заполнена простенькими компьютерно-синтезаторными поделками. Гасан от этого стереотипа очень далек: под красивые органные подклады (Николай Сизов, отличный питерский пианист молодого поколения) исключительно на акустической гитаре он играет изящно и нежно аранжированные версии мелодий, которые трудно не узнать - от битловских песен и "Georgia On My Mind" до джазовых стандартов типа "Smoke Gets In Your Eyes" или "Autumn Leaves" и даже до "Дорогой длинною" (впрочем, может, это "Those Were The Days"?). Играет мастерски. Хотя к джазу "как таковому" эта работа имеет не слишком много отношения, это отличный образец редкого у нас жанра, да еще и хорошо сделанного.

Yuri Goloubev - "Toremar Island". Landy Star Jazz.
Во всех отношениях сильная работа - первая "полноразмерная" сольная запись одного из самых необычных российских контрабасистов Юрия Голубева, да еще и спродюсированная саксофонистом Игорем Бутманом, продюсерский вкус и звуковое чутье которого несомненны. Среди участников записи - и сам Бутман, и валторнист Аркадий Шилклопер, и гитарист Игорь Бойко, и пианист Андрей Кондаков, и много других первоклассных музыкантов - со звездностью состава все в порядке, и это тот случай, когда звездность приглашенных имен работает не только на рекламу альбома, но и собственно на музыку. Весь музыкальный материал, в массе своей хитроумно-постбоповый, принадлежит самому Голубеву - материал весьма зрелый и, безусловно, интересный разным слоям слушателей. Отдельно следует отметить высокое качество редакторской подготовки издания: в полностью англоязычном буклете (на хорошем английском языке, что в наших условиях просто чудо!) - ни единой ошибки. По слухам, всего-навсего для вычитки текста был привлечен носитель языка. Ну что мешает делать то же и другим?

Leonid Vintskevich, Nicolai Vintskevich - "Фive Songs (Пять песен)". Landy Star Jazz.
Эту программу отец и сын Винцкевичи, пианист и саксофонист, обкатывали год - и записали с участием приглашенного музыканта, тоже курянина - перкуссиониста-шамана Николая Емельянова. Все-таки многолетнее сотрудничество Леонида Винцкевича с эстонским саксофонистом Лембитом Саарсалу не всегда давало ему раскрыть себя в полной мере - не только как пианиста, мастера полистилистической, по-монковски угловатой, по-рахманиновски гармонически богатой импровизации, но в первую очередь как композитора. И вот - получилось. Винцкевич-старший предстает в этой записи не просто зрелым мастером, а одним из самых интересных джазовых мыслителей в России, у которого и фортепианное мастерство, и редкое чувство формы, и поразительная эмоциональная динамика работают на просто-таки симфоническом уровне (при том, что тембральные средства создания этой мощи и проникновенности совсем не сверхъестественны). Винцкевич же младший впервые, пожалуй, проявляет себя не просто сильным саксофонистом, но мыслящим, чутким музыкантом, прекрасным партнером - мыслящим даже не вслед автору, а навстречу ему. Эта запись требует изрядного слушательского труда: слушателя призывают не поглощать, а со-мыслить, со-переживать.
При удивительных качествах собственно музыки и отличном дизайнерском решении удручает давняя отечественная болезнь: якобы английский текст в буклете на самом деле написан на несуществующем птичьем языке; провальность редакторской подготовки альбома доходит до того, что в фамилии исполнительного продюсера присутствует явно лишняя буква.

Ivanov Brothers Project - "Up To Olymp". Landy Star Jazz
После двухлетнего перерыва братья Михаил (фортепиано) и Андрей (контрабас) Ивановы предлагают слушателям новый проект - почти полностью авторский и записанный в очень сильном составе: на ударных- один из лучших в стране straight-ahead барабанщиков Эдуард Зизак, на саксофоне - выразительный и стилистически точный Алексей Николаев, на трубе - изысканный и мощный сибиряк Андрей Лобанов. К сожалению, запись отражает уже ушедшую реальность: с тех пор, как она была сделана, Лобанов уехал работать в Германию, а Николаев перебрался в США и пополнил собой сиэтлскую сцену. Ивановы давно не играют того, чем сделали себе имя в Бельгии в начале 90-х - джазовых стилизаций "а-ля рюс": с тех пор, как они занялись массовым клубно-ресторанным музицированием в российской столице, их стихия - не просто мэйнстрим, не просто straight-ahead, а наиболее консервативная, предсказуемая - но зато наиболее удобоваримая, наиболее понятная для широкой аудитории его форма. Альбом чрезвычайно добротный и ровный, в нем нет провалов и провисов, качество игры и записи очень хорошее, и он явно многих привлечет. Не будем останавливаться на редакторской подготовке издания - ну, подумаешь, пара-другая орфографических ошибок.

The Second Approach & Mike Ellis - "Ex Tempore". Landy Star Jazz.
Альбом этот вышел еще весной на германском лейбле NRW Jazz и получил в Германии хорошую прессу, но на территории России немецкое издание не распространялось, и вот оно переиздано Landy Star в измененном оформлении (вместо модного "диджипака" из грубого картона с силуэтом волка - серо-голубой буклет с бесконечными зарослями трав), но в том же составе композиций. Самый парадоксальный московский новоджазовый состав под водительством пианиста Андрея Разина объединяет усилия с американским саксофонистом Майком Эллисом в радостном и безудержно-импровизационом музицировании, абсолютно спонтанным, неподготовленном и от этого очень интересном. Приличное качество и записи, и редакторской подготовки, и дизайна позволяют отнести этот альбом к наиболее удачным релизам Landy Star.

Сергей Курехин - "Италия". SoLyd Records. (2CD)
Сергей Курехин - "Франция". SoLyd Records.

Продолжая начатое в феврале собрание сочинений покойного пианиста, клавишника, бэндлидера, композитора, провокатора, шоумена, актера и вообще одного из самых ярких российских музыкантов прошлого века Сергея Курехина, глава SoLyd Records Андрей Гаврилов выпустил на этих двух томах очередные концертные записи "Поп-механики", наиболее известного проекта Курехина - соответственно с фестиваля в городе Ночи (1990) и в Нанте (1991). Французский концерт уже выходил на лейбле Курехина Kurizza Records в 1994 г. под не вполне политкорректным названием "Ибливый опоссум".
На первую страницу номера