502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 26
Татевик Оганесян: "В Америке быть джазменом - уже вызов"
Армен Донелян и Татевик Оганесян"Самый лучший новый голос в джазе, который я слышал за последнюю четверть века". Так сказал о ней легендарный американский продюсер Джордж Авакян. А вот слова российского знатока джаза Алексея Баташева: "У нее прекрасный голос широкого диапазона, ее исполнение захватывает страстью и великолепным чувством свинга".
Появившись впервые на большой сцене в 70-е годы в составе Государственного оркестра Армении под управлением Константина Орбеляна, Татевик Оганесян сразу же обратила на себя внимание. Пять лет подряд музыкальные критики считали ее лучшей джазовой певицей Советского Союза. Не случайно в тот же период Татевик называли "Эллой из Еревана". В те годы она была буквально нарасхват - выступала и записывалась с ансамблем Игоря Бриля, эстонским трио Тийта Паулуса, рижским биг-бэндом Гунара Розенберга...
Как и многие другие творческие люди Союза в 80-е, волею судеб Татевик Оганесян оказалась в США и обосновалась в Нью-Йорке. К счастью, она смогла доказать свое собственное "я" и на родине джаза и все эти годы занималась тем единственным, чем и должна была - пела джаз. На ее счету десятки концертов в США, Европе и даже в Австралии, участие в международных фестивалях, выступления в таких престижных залах, как Карнеги-Холл и Линкольн-Центр. И где бы она ни выступала, она всегда рассказывала о своей стране, своем народе и его искусстве. Татевик вместе с квартетом Ларри Уиллиса (Ларри Уиллис - фортепиано, Игорь Бутман - тенор саксофон, Энди Макклауд - бас, Стив Вильямс - ударные) записала и выпустила альбом "Ballads from the Black Sea", который был на "ура" принят американской критикой и публикой. 
Но национальные корни, все эти годы питавшие ее, оказались слишком глубокими. Они постоянно давали о себе знать. Дочь выдающейся армянской певицы Офелии Амбарцумян, прославившей армянскую народную песню, Татевик не могла не вернуться к истокам. Познакомившись с американским джазовым пианистом армянского происхождения Арменом Донеляном, Татевик ставит перед собой цель - создать программу, состоящую из армянских народных песен. Естественно, в джазовой обработке. На осуществление этого проекта ушло около двух лет. И вот запись готова. Продюсером альбома стал тот самый Джордж Авакян, который продюсировал альбомы Майлса Дэвиса, Сонни Роллинса, Дейва Брубека, Дюка Эллингтона. Эту программу Татевик Оганесян и трио Донеляна (Армен Донелян - фортепиано, Бен Алисон - бас, Портиньо - ударные) уже показали в США живьем. Премьера прошла с огромным успехом: красота армянских мелодий в прекрасной обработке Армена Донеляна и великолепном исполнении Татевик не оставили равнодушными искушенных в джазе американских слушателей. Глубина чувств и сердечная теплота, которые отличают певицу, оправдывают и само название программы и диска - "Listen to My Heart" ("Прислушайтесь к биению моего сердца").


Татевик, как ты пришла в джаз?

Татевик Оганесян, 1978- Я ведь родилась и выросла в музыкальной семье. Я очень горжусь моей мамой, которая была лучшей исполнительницей армянских народных песен. Отец мастерски играл на кяманче, а мой старший брат - профессиональный скрипач и большой поклонник джаза. Так что я росла, слушая и изучая одновременно все эти жанры музыки. Говорят, что я начала проявлять интерес к музыке, и к пению в частности, в очень раннем возрасте. Ну, а когда я чуть-чуть подросла, я целиком и полностью была покорена джазом. Причем вначале мне больше нравилась инструментальная музыка. Я заслушивалась Оскаром Питерсоном, Дэйвом Брубеком, Дюком Эллингтоном, Каунтом Бейси. И лишь много позже я начала слушать, изучать и стараться подражать Элле Фицджералд, Саре Воан, Нату "Кинг" Колу и другим. С тех пор я не мыслю себя без джаза, без джазового вокала.

Почему из всех стилей музыки ты выбрала именно джаз?

- Мое сердце так приказало. Джаз для меня - это вызов, глубокая философия, интересная история, плюс свобода мысли и выражения.

Легко ли жить в Нью-Йорке и быть джазовым певцом?

- Жить в Нью-Йорке, и в Штатах вообще, и при этом быть джазменом - это уже вызов. Я никогда в жизни не выбирала легких путей. И это для меня своеобразное соревнование. Пока мне удается побеждать в нем. А вообще, если кто-то выбирает путь джазового музыканта, он должен быть готов к тяжелым испытаниям и трудностям вне зависимости от страны проживания.

Кто твой любимый певец и инструменталист?

- В мире так много прекрасных исполнителей, что очень трудно назвать одного или даже двух-трех. Я обожаю Марию Каллас, Энрико Карузо, Яшу Хейфица, Арта Тейтума, Эллу Фицджералд. Список можно долго продолжать. Все они большие мастера своего дела для всех поколений музыкантов. Они смогли достичь невероятных высот в своем творчестве и стать легендами музыки. Так что я, пожалуй, не могу сказать, кого же я люблю больше всех.

Ты только что подписала новый контракт с фирмой "Sony Classical" на запись и выпуск очередных пяти альбомов. Что это для тебя значит?

- Ну, очень много. Во-первых, быть артистом " Sony Classical" очень почетно. Во-вторых, это дает мне возможность выступать на различных фестивалях, с сольными концертами, разъезжать по всему миру. Это добавляет очень много к моей творческой жизни - работу, творчество, артистическое будущее.

Как слушатели, не имеющие армянских корней, слушают и понимают твои фолк-джазовые эксперименты?

Татевик (вторая слева) и ее группа- Это может показаться странным, но идея создать программу с армянскими фольклорными песнями была мне подана людьми, не имеющими ни капли армянской крови. Несколько лет назад я спела одну армянскую народную песню в очень престижном клубе Нью-Йорка и была поражена, как аудитория тепло приняла ее. Именно тогда одним их моих американских друзей была предложена мысль создать целую программу, состоящую из джазовых обработок армянских народных мелодий. В альбоме "Listen To My Heart" звучат джазовые версии песен великого армянского композитора Комитаса, народного ашуга Саят-Нова, старинных народных песен. И представь себе - альбом был прекрасно принят международной аудиторией. С этой программой я объездила полмира от Австралии до Европы, от Америки до Армении. А самое любопытное заключается в том, что записывали этот альбом музыканты самых разных национальностей: бразилец, кубинец, американцы, еврей, испанец, афроамериканец и армянин (Армен Донелян - фортепиано, Дэвид Финк - бас, Портиньо - ударные, Алекс Фостер - альт саксофон, Пакито Д'Ривера - альт саксофон, Стив Берриоз - перкуссия, Бен Райли - ударные, Арто Тунчбояджан - перкуссия).

И какой же джаз ты поешь сейчас - американский или армянский?

- Оба и даже больше. Мои программы состоят из джазовых стандартов, латиноамериканских ритмов, и вот, наконец, к ним прибавились и армянские песни, конечно, в джазе.

А существует ли такое понятие - армянский, русский или, например, польский джаз? Или это по существу тот же самый американский джаз, лишь с легкой стилизацией?

- Все зависит от исполнителя. Я думаю, что в принципе, джаз - искусство интернациональное, но у него много национальных путей развития. И все зависит от того, насколько исполнитель глубоко чувствует свои национальные корни и понимает искусство традиционного джаза. И насколько органично он может соединить эти два понятия в одно.

Что, на твой взгляд, убедило Sony подписать контракт с тобой на выпуск альбома?

- Ну, лучше будет, если ты спросишь об этом представителей Sony. Но, я думаю, их привлекло то, что я всегда работаю очень добросовестно, отдаюсь целиком работе и пытаюсь получить наилучший результат. Мне кажется, они "прислушались к биению моего сердца"!

Обговаривалось ли содержание или стилистика последующих четырех альбомов с руководством Sony?

- Нет, они, кажется, целиком доверяют моему вкусу и чутью. Сейчас они наблюдают, как расходится первый альбом. А там видно будет.

Ну и традиционный вопрос о планах. Будешь ли ты продолжать этно-джаз или же вернешься к стандартам?

Автор и Татевик Оганесян, 2001- Для меня музыка и пение - не развлечение и не хобби. Мои пристрастия не меняются от месяца к месяцу. С моей стороны это настоящая и глубокая любовь. А настоящую любовь не предают.
Что касается планов, то в июле я выступаю на Монреальском джаз-фестивале, потом -концерты и фестиваль во французском городе Юнасе. В этом году этот фестиваль посвящается армянскому джазу, и там будут выступать музыканты-армяне со всего света. Затем опять концерты в Бостоне и Нью-Йорке. Буду готовить две песни замечательного композитора Мишеля Леграна, которые он написал специально для меня. Ну, и конечно, продолжаю учить джазовому пению студентов в США. Что будет дальше - предугадать и предусмотреть трудно.

Армен МанукянБеседовал Армен Манукян
собственный корреспондент "Полного джаза" в Ереване

На первую страницу номера