| 
         
          
        Rodney Jones 
        - 
        "Soul Manifesto" 
         
        Blue Note, 2001  
        68:05 
        * * * *
         | 
       
     
     | 
    
    
      
        Приятно, когда музыкант может одинаково 
        хорошо играть в разных стилях. Это редко бывает. Но гитаристу Родни 
        Джонсу удается. Интересно, что в джазе он ценился главным образом как 
        гитарист вполне мэйнстримовый, хотя в его карьере фанка - в том числе в 
        группе самого Джеймса Брауна и (долгие годы) в группе соул-дивы Рут 
        Браун - было больше, чем мэйнстрима. Однако первый его альбом для Blue 
        Note в конце 90-х все поставил на свои места: на пороге своего 45-летия 
        гитарист показал себя истинным мастером современного пост-бопа. И вот 
        новый поворот: второй альбом на Blue Note демонстрирует очередной 
        поворот - назад к фанку, предлагая слушателю мощный джазовый соул-грув. 
        Джонс не стремится доминировать: несколько его изысканных, с огромным 
        вкусом сделанных соло (кстати, зачастую вполне-таки мэйнстримовых) 
        существуют на равных с победительными альт-саксофонами мастера соул 
        Масео Паркера и авангардиста Артура Блайта (кстати, они впервые 
        выступают в грамзаписи совместно), мощными барабанами Идриса Мухаммада - 
        61-летний мастер в очередной раз демонстрирует, что лучше многих 
        балансирует на грани джаза и фанка - и, особенно, Хаммонд-органом д-ра 
        Лонни Смита, одного из главных мастеров фанк-джазового (даже, точнее, 
        фанк-блюзового) грува. Картину дополняет опытный басист Лонни Плэксико, 
        играющий здесь исключительно на электроинструменте.  
        Плотная, исключительно стильная запись (нью-йоркская студия Sound On 
        Sound, где записывается множество фанк- и соул-проектов; звукорежиссер 
        Питер Дарми, неоднократный лауреат "Грэмми"), по словам самого Джонса, 
        была сделана за один день, практически без дублей и вообще без 
        наложений: музыканты с самого начала "почуяли" друг друга, и сложившаяся 
        в ансамбле, как говорят американские джазмены, "хорошая химия" отлично 
        слышна, удачно компенсируя некоторое однообразие мелодического (но не 
        ритмического!) материала.  | 
       
      
         | 
       
     
     | 
  
  
    
    
      
        | 
         
          
        Kurt Elling 
        - 
        "Flirting With The Twilight" 
         
        Blue Note, 2001 
         
        60:24  
        * * * *
         | 
       
     
     | 
    
    
      
        Это не лучший альбом 33-летнего 
        чикагского вокалиста, и только поэтому я даю ему четыре звезды вместо 
        пяти; сам по себе он превосходен - редкое доказательство того, что 
        джазовый вокал может быть так же изыскан и тонко структурирован, как и 
        инструментальное мастерство. Увы, джазовые вокалисты все больше уходят 
        либо в совсем уж поп-джаз, либо в соул. Эллинг - приятное исключение. 
        Мастер выписывать довольно сложные поэтические тексты на сложные 
        вокальные вариации, по-инструментальному опевая темы, он не только 
        глубоко понимает и чувствует, что именно поет (что вообще большая 
        редкость для англоязычного вокалиста!) - он прекрасно владеет всем 
        вокальным арсеналом и, что еще более важно, хорошо работает с ансамблем, 
        в котором его голос оказывается если и не совсем равноправным по 
        балансу, то вполне инкорпорированным по музыкальной функции. 
        Хотя запись делалась в знаменитой голливудской студии Capitol, вкус и 
        мастерство великого звукорежиссера Ала Шмитта позволили избежать 
        характерного голливудского звукового гигантизма - интимный и теплый звук 
        вполне гармонирует с притушенными, слегка тусклыми (по определению 
        самого Эллинга - "темно-бронзовыми") эмоциональными тонами и 
        замедленными темпами альбома, заметно контрастирующими с мощью 
        предыдущей, концертной записи вокалиста. Кстати, удивительно, но факт: 
        теплота и живость вокала достигаются весьма скромными средствами - Керт 
        Эллинг поет только в микрофоны Shure (он - "эндорсер" этой компании).
        
         Константин 
        Волков 
            | 
       
      
         | 
       
      
        | 
         На первую страницу номера  | 
       
     
     |