502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 39
Как Ростоцкий брал Казань
Приступ

Евгений Борец, Алекс РостоцкийИстория умалчивает о том, откуда Алексу Ростоцкому пришла идея воспользоваться для своего альбома 1992 г. старинной русской песней "Как во городе то было во Казани...". Но какая-то мистика в этом факте явно присутствует, и многочисленные примеры взаимного притяжения известного музыканта и старинного поселения на Волге, которое совсем недавно от историков узнало о своем тысячелетнем "трудовом стаже", этому явно свидетельствует. Еще месяц тому назад никто и предположить не мог, что в конце ноября "Джаз-Бас Театр" Алекса Ростоцкого появится в нашем городе, но случилось так, что вдруг:
А) босс местной страховой компании "НАСКО", которая собиралась шумно отпраздновать свое десятилетие, решил украсить праздничный концерт выступлением своей любимой джазовой группы (а у таких людей желания подкрепляются финансовой базой);
Б) узнав об этом, хозяйка джаз-клуб-бара "Веселый Роджер" (такие вот фантастические сочетания рождаются в умах казанских бизнес-дам) решает устроить прием в честь Ростоцкого с выступлением его квартета;
В) и независимо от этих фактов некий молодой казанский любитель творчества Ростоцкого решает устроить именно в Казани премьеру нового "модного джазового проекта года" "Сновидения Фрейда" в сопровождении "суперзвука, суперсвета и компьютерных инсталляций", и что самое важное - под это находит деньги!
Г) и вдобавок ко всему именно к концу ноября появляются сигнальные экземпляры нового диска Ростоцкого/Парфенова под названием "Once Upon A Time In The City Of КАЗАНЬ"
Попробуйте после всего этого сказать, что все это произошло чисто случайно!
Все произошло очень быстро. Времени на рекламу и продажу билетов оставалось всего пару недель. Тем не менее, все, что планировалось, случилось, и вот свежие впечатления от этого штурма, который произошел 23, 24 и 28 ноября (соответственно диспозиции по пунктам А, Б и В).

Штурм

Сергей Остроумов, Юрий ПарфеновОставим тайную вечеринку (см. А) на совести страхагентов, тем более, что доступ вольной публике на праздник мытарей был действительно закрыт. Сам Ростоцкий об этом особо не распространялся, но, усмехаясь в бороду, заметил, что босс остался доволен и пожал руку. 
Б. Выступление в "Веселом Роджере" было озаглавлено "Просто Джаз", и должен заметить, это скупое именование полностью отвечало содержанию. Репертуар практически полностью состоял из джазовых стандартов, и у меня возникло впечатление, что удовольствие музыкантов от исполнения старых, но отнюдь не заигранных мелодий нисколько не меньше, чем у публики. Два часовых отделения промелькнули совсем незаметно. Каждый из музыкантов смог проявить себя во всем блеске, а это были Алекс + Юрий Парфенов (труба), Евгений Борец (клавишные) и Дмитрий Власенко (барабаны). В заключении выступления, после всей джазовой классики и нисколько "не испортив песни", а даже совсем наоборот, прозвучал хит (не побоюсь этого определения) Ростоцкого "Сады Алькасара". Честно признаюсь, сам я получил огромное удовольствие от этого выступления, а мнение менее искушенной в джазе публики я позволю представить в лице своей жены (к ее чести, она никогда не пытается выглядеть "понимающей" джаз женщиной, и, к примеру, второе отделение блестящего концерта Moscow Art Trio провела в театральном буфете, после чего выдала такую фразу: "как ты можешь слушать эту хренотень...") Так вот эта строжайшая выразительница чаяний масс сказала: "Это было совсем не скучно". В моих глазах - это высшее признание успеха, с чем я и поздравляю дорогого мне Ростоцкого.
В. Концерт 28 ноября назывался "Сновидения Фрейда" и в первом отделении сопровождался компьютерной инсталляцией. Как признался мне Александр, концерт в этом формате - довольно сложное испытание, и, по всеобщему обоюдному согласию, это испытание трио в составе Ростоцкий- Евгений Борец - Сергей Остроумов выдержало с блеском. И в этом также успех организаторов этого сложного концерта в лице Стаса Калабанова (техника не подвела!), звукооператоров и Его Величества Зала. Я уже писал о сложном характере этого существа, и особенно опасался за звук баса Ростоцкого и барабанов Остроумова. Что произошло - не знаю, но я во время концерта испытывал давно забытое (в этом зале) ощущение звукового комфорта: все звучало, как на записи, и даже лучше. После концерта подошел отдельно к Сергею Остроумову и выразил ему свое восхищение (как бывший барабанщик): таких музыкантов в России больше нет! По крайней мере, Сергею можно присвоить звание лучшего "ударника" Казанского концертного зала - ни один из игравших здесь барабанщиков не смог добиться такого баланса, сохранив при этом потрясающую энергетику и динамический диапазон.
По поводу "инсталляций" могу сказать следующее: этот огромный труд выполнен на очень высоком профессиональном уровне. Каждая из семи пьес сопровождается динамическим зрительным образом, и временами достигается удивительное дополнение к музыке Ростоцкого. Сам Александр впервые увидел свое творение "в действии", и, по его словам, во время исполнения испытал особого рода потрясение: " не ожидал такого эффекта". Мне кажется, что цель, которую ставил перед собой автор, - полностью достигнута. Для людей, которым требуется усилие "вхождения" в музыку, этот зрительный ряд представляет очень важное подспорье. Для людей с развитым музыкальным восприятием видеоряд играет несколько другую роль, но этот специальный вопрос требует, по моему мнению, особого разговора. (К сведению читателей ПД: в Казани уже много лет существует своя "школа" светомузыки, есть даже свой доктор наук, защитивший диссертацию по этому вопросу, мой добрый знакомый Булат Галеев. Но к джазу все это имело довольно отдаленное отношение - пока сюда не вмешался наш Алекс.)
Второе отделение - в отличии от первого - проходило при полном освещении, и уже этим составило контраст. Я на месте Александра пошел бы еще дальше, и, как в "Роджере" закончил бы все джазовой классикой. По крайней мере - это маленькое и необязательное напутствие уважаемому музыканту - два отделения, как это значится в программе, сопровождаемые зрительным рядом - это, на мой взгляд, лишнее. Как сказал совсем недавно Миша Альперин (в споре о делении концерта на части), два отделения- это как два отдельных концерта, в каждом из которых должна быть "своя интрига". Мне кажется, он прав.

Песнь Победителя

В любом случае непреложным является факт: Казань Ростоцкому сдалась. Музыкальная победа состоялась. Что может быть слаще для победителя ... и побежденного? 
Только новая победа.
(В этом отличие музыкальной битвы от всякой другой.)

Эпилог

Визит Ростоцкого в Казань был осложнен некоторыми немузыкальными обстоятельствами. В середине сезона стало ясно, что не все ладно в казанском джазовом ханстве, как это видится со стороны . Мне кажется, что "Джазовый перекресток", как организационная структура, нуждается в переменах. Если мне позволят, я подведу итоги нашего сезона как-нибудь в следующий раз. 

Игорь ЗисерИгорь Зисер
Казань

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service