502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 13
2002
Томск: два концерта, два дуэта
Каждый раз, когда в Томск приезжают хорошие джазовые музыканты (все равно, откуда), возникает на некоторое время приятное ощущение, что у нас все же есть джазовая жизнь. Но, разумеется, ее необходимое условие - энтузиаст, который эту жизнь будет поддерживать, не даст ей угаснуть. И такой энтузиаст в Томске, к счастью, есть: хорошо известный не только в городе, но и далеко за его пределами музыкант, а последние годы еще и продюсер, обладатель губернаторской премии "За вклад в культуру" Асхат Сайфуллин. Много лет он радует томских любителей музыки своими музыкальными проектами, которые непременно осуществляются, какие бы трудности организационного и финансового характера не стояли перед ним. К сожалению, самая большая проблема - поиск постоянных спонсоров и отношение к джазу местных деятелей от культуры, но это отдельная тема. 
После триумфальных декабрьских концертов чернокожей американки Дениз Перье, которые надолго запомнятся томичам, заполнявшим до отказа зал драматического театра, 11 февраля 2002 года Сайфуллин представил нового гостя с родины джаза - выдающегося нью-йоркского джазового гитариста Пола Болленбэка. 
Известно, что Пол давно дружит со многими российскими музыкантами и играл с ними много раз и у себя на родине, и в России. Достаточно назвать таких выдающихся музыкантов, как контрабасист Виктор Двоскин, Игорь Бутман, Даниил Крамер... Все они не однажды были в нашем городе и доставляли удовольствие своим творчеством томским любителям джаза. 
Естественно, как сложилось в последнее время - где Пол, там и великолепный петербургский пианист Андрей Кондаков, игра которого очаровала томичей во время его выступления с Дениз Перье. А о необъятном по разносторонности репертуаре Андрея и говорить нечего. Все подвластно его рукам, включая композиторство. Всегда интересно наблюдать, какое удовольствие испытывает Андрей от своей собственной игры. 
О дуэте уже многое написано на страницах "Полного джаза" в связи с их ежегодными гастролями по российским большим и малым городам. Везде их преследует неизменный успех.
В Томске (как, впрочем, и в других местах нынешнего заезда) музыканты представили свой новый альбом "Alone and Together". Начав вечер вдвоем, Андрей и Пол исполнили несколько авторских вещей - и из альбома, и не вошедших в него. Первую пару пьес собравшиеся в зале встретили несколько настороженно, но учтиво. Происходила как бы проверка музыкантами публики, "приглядывание" друг к другу. Но слушатели быстренько разобрались, что перед ними настоящие мастера своего дела, хотя они и играли музыку, нестандартную для слуха, воспитанного на узнаваемости материала с первых тактов. Все последующие номера публика встречала "на ура". Очаровывало поразительное понимание музыкантов друг друга: еле заметный жест, взгляд, мгновенная реакция на музыкальный выпад партнера. Все это напоминало воздушных гимнастов в цирке, которые всегда вовремя подхватывают друг друга. Хотя заведомо знаешь, что музыканты играют уже опробованные и записанные вещи, все равно складывалось впечатление, что они выражают свои именно сиюминутные ощущения. Вдобавок еще оба ненавязчиво "шоуменствовали" на сцене, слегка подтрунивая друг над другом.
Во втором отделении к дуэту присоединились любимец томской публики контрабасист Асхат Сайфуллин, а также старый и добрый наш знакомый "мистер-ритм" барабанщик Сергей Кушилкин (Иркутск), которые, как и всегда, были достойными партнерами приезжих гостей.
Не буду перечислять всю программу вечера. Она была бесподобна и звучала на едином дыхании. Зал был в восторге от пьесы Андрея "Погружение", написанной в темпе медленного лирико-романтического, но все же джазового вальса. Разумеется, не обошлось и без классики. Когда Пол начал первые такты "Lady Be Good", а остальные музыканты подхватили, то зал дружно встал и уже больше не садился. Все поняли, что это конец очередного праздника... Но публика потребовала "продолжения банкета". И скрывшиеся за кулисами музыканты вновь вернулись на свои места, и наш американский гость на своей гитаре затянул такой тягучий и могучий блюз, что зал просто застонал и вновь упал на свои места. 
Музыка, звучавшая в этот вечер, оказалась на любой, даже самый взыскательный вкус.
А как выяснилось со страниц "Полного джаза", приезд в наш город вдохновил Пола Болленбэка на создание композиции "Siberian Landscape", которую мы пока не слышали. 
Конечно, очень трудно подобрать слова, которые бы полноценно описали встречи с настоящими Мастерами! Это всегда - восторг, полет, радость! Только услышав и увидев воочию необыкновенный музыкальный спектакль, можно получить то ни с чем не сравнимое удовольствие, которое бывает при долгожданных встречах... 
И вот 25 марта всех томских любителей джаза и вообще хорошей музыки ждала новая встреча. На сцене драмтеатра искусством импровизации поделились с нами два выдающихся музыканта, принадлежащих к разным поколениям, но одинаково бесконечно преданных джазу: пианист-виртуоз, лауреат международных конкурсов Леонид Пташка (бывший наш соотечественник, ныне живущий в Израиле) и народный артист России, лауреат Государственной премии 2000 года саксофонист Георгий Гаранян.
Оба музыканта знакомы томичам по прошлым гастролям в нашем городе. Леон Пташка запомнился любителям джаза по совместному выступлению с Георгием Гараняном в сентябре 1998 года на вечере, посвященном 100-летию великого американского композитора Джорджа Гершвина. 
Если концерт Пола и Андрея в основном состоял из авторской музыки, то Георгий и Леон привезли программу, целиком построенную на всеми любимых стандартах. "Straight, No Chaser", "Blue Bossa", "Lover Man", "Bye Bye Blackbird", "Nights In Tunisia", "Stardust", "Oleo" ... Ну, казалось бы, все уже слушали и переслушали. Ан нет! Музыканты обрушивали такой водопад звуков, такое буйство импровизации - и все это в каком-то сумасшедшем темпе, - что зал просто визжал от восторга.
Пташка, конечно, тоже пианист от Бога, "монстр рояля", как он шутливо подписался, давая мне автограф. Но, как принято - в каждой шутке... Разумеется, не хотелось бы проводить какую-то параллель с Андреем Кондаковым. Каждый из них идет своей творческой дорогой, ищет свой неповторимый имидж и стиль в музыке. Но что оба музыканта невероятно техничны и темпераментны, это несомненно. И опять рояль не выдержал темперамента пианиста, теперь уже Леона. При исполнении "Дороги на Иерихон" вновь отскочила злополучная клавиша, и пришлось все поправлять на ходу. Возможно, рояль надо бы сменить...
А Георгий Арамович, ничуть не отставая от своего молодого партнера, блеснул невероятной изобретательностью, безудержным напором и фонтаном звуков на своей золотой "альтушке". Сегодня можно услышать разное мнение о нем, как о музыканте, но что "есть еще порох в пороховницах", это он доказывает в каждом концерте. По крайней мере, в Томске, где философствующих снобов от музыки поменьше. Мы просто радуемся каждой встречи с любимой музыкой. Да и, благодаря Асхату, второсортных музыкантов у нас не бывает. Посмотрите мои прошлые репортажи. 
И вновь в концерте приняла достойное участие надежная опора многих звезд джаза, выступавших на сцене драмтеатра - наша ритм-секция: Асхат Сайфуллин и барабанщик Сергей Кушилкин, получивший уже "постоянную прописку" на томской музыкальной сцене. Оба музыканта выдавали блестящие соло, получая свою порцию квадратов и оваций.
В заключении зазвучал спиричуэл "Когда святые в рай идут...", но оба приезжих "святых" пошли не в рай, а спустились в зал, в народ, к его полному удовольствию. Все-таки джаз - это музыка настроения и оптимизма.
Ну, а как же без верблюжьей музыки? Конечно, "Караван" стал последним аккордом и завершением очередного удивительного вечера. 
Думаю, мало кто остался равнодушным, проведя вечер в этой великолепной компании, в очередной раз насладившись прекрасной игрой выдающихся звезд мировой величины, окунувшись в не передаваемый словами мир звуков джаза. Этот мир нужно слушать, а не забалтывать. Ну, об этом как-нибудь в другой раз.

Валерий РыбаковВалерий Рыбаков
Томск

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service