502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 20
2002
О "Джазовой дуге" в Эстонии: апрельские тезисы
Говорят, что "Яззкаар" - это крупнейший в Прибалтике джазовый фестиваль. Наверное, это так и есть, коль там каждый год гробят чуть не 100 000 долларов США. Первоначально название "Яззкаар" - джазовая дуга - обозначило желание хозяйки фестиваля Анне Эрм соединить под джазовой дугой разные примыкающие виды музыкальной деятельности. Так и на "Яззкаар 2002", уже тринадцатом фестивале.
Продлился он на этот раз рекордное время - с 17 по 28 апреля. Правда, в начале концерты проводились не каждый день, но зато в конце - несколько и в разных городах.
Прелюдия фестиваля была солидная. "Die Big Band Des Bundeswehr " рекламировали, как оркестр, с которым однажды солировал Билл Клинтон, а в другой раз дирижировал Борис Ельцин. В Таллинне немецкие солдаты играли музыку, которая очень по душе женам офицеров бундесвера - ну, как мелодии Элвиса Пресли в аранжировках под Джеймса Ласта. С немецкой точностью и порядочностью они исполнили и пару джазовых вещей.
На этот раз фестиваль открыл несколько новых концертных площадок, например - переделанную из советского склада киномеханики церковь Св.Катарины. Там дал концерт многократный "Джаз-музыкант года" Польши Лешек Можджер. Всем обещали, что он будет играть Шопена в джазовом переложении, однако молодой и талантливый пианист предпочел выступить в роли гениального созидателя сам. В его изящном исполнении чередовались энергичные каскады капиталистической перестройки с милыми костровыми романсами польских партизан. Правда - была и пара цитат великого Шопена, а на второй бис - воистину джазовая трактовка " What A Wonderful World " (не "Как прекрасен этот мир!").
Кристиан Рандалу - сын важного эстонского пианиста, ныне профессора в Карлсруэ, Германия. Сын почти умеет все, чему его папа учил, но плюс к тому - как он показал в ходе первого визита в родной Таллинн этой зимой - он куда лучше отца владеет ритмикой и даже композицией. На этот раз мальчик приехал с двумя немецкими друзьями. К ним на месте примкнула звезда нашего варьете Сиири Сисаск. Вместе им удалось создать искушенную атмосферу индейского колдовства в дадаистском кабаре. Вывели завороженную публику из транса коронной песней бессмертного Георга Отса "Сааремааский вальс".
С самого начала выступления финской группы, которой руководит Пекка Похйола, было чувство, что мы слушаем очень длинные интро к фонограммам. Уж как-то не хватало мелодического инструмента и материала. Хотя музыка очень хорошо подошла бы, например, к документальному фильму об ограблении английского цирка на гастролях в северной Финляндии.
Предварительные концерты фестиваля проходили в разных, более или менее почтенных местах: в кабаках, ратуше, барах, зале национальной библиотеки. Выступили там, кроме описанных, музыканты из Норвегии, Швейцарии и, конечно, Эстонии. Далее фестиваль сосредоточился на главной сцене в соборе Св.Кирилла. Таким названием эстонский трудовой народ удостоил скромный дворец, который изгнанный из Москвы на должность первого секретаря компартии Эстонии Кирилл Воинов (он же Карл Вайно) построил для своих посиделок.
Первые на главной сцене были испанцы. Уже который раз "Яззкаар" представляет гитаристов из Испании и называет это фламенко. Гитарный дуэт Эдуардо Ниэбла действительно умел играть на своих шестиструнных! Любая Дульсинея, под чьим балконом такие музыканты дали бы серенаду, уже давно вышла бы, да не из себя, а на руки кавалера! Присутствовали и признаки фламенко, и публика была довольна.
Идея дружбы народов до сих пор жива в музыке венгерской группы "Кампец Долорес". Они исполнили деревенские песни Непала, Индии, Турции и даже Венгрии. Правда - последняя звучала как-то по-болгарски, но в их игре вообще царила идея, что в своих корнях фольклор разных народов весьма близок.
Когда я слышу Джорджа Харрисона, Рика Уэйкмана, Рави Шанкара, струнный оркестр и мужской хор, а вижу только красавицу-певицу и парня с хвостиком и в очках, который нажимает на кнопки, у меня сразу возникает впечатление, что я в каком-то пригородном кабаке. Под таким соусом подается сейчас один из лучших перкуссионистов мира Трилок Гурту (Индия). Когда эти двое оставили мастера в одиночестве, стало ясно, что это действительно гуру игры на индийских (и не только) ударных инструментах. Невероятный фейерверк! А потом эти двое вернулись. Но дали мастеру еще две возможности.
Наконец-то и джаз поиграли! Дирижировал нашим Estonian Dream Big Band один из лучших тромбонистов мира Рэй Андерсон, уже четвертый раз приехавши на "Яззкаар". Вместе с ним солировал прекрасный трубач Лу Солофф. ЕДББ доказал лишний раз, что им можно давать любые аранжировки, но хорошие они сыграют отлично даже практически без репетиции. А наши солисты чувствуют себя весьма уверенно даже рядом с лучшими музыкантами мира.
Следующим украшением фестиваля был сумасшедший баянист из Финляндии Киммо Похьонен. В его сценической деятельности нашли отражение все диагностируемые и недиагностируемые искажения человеческой психики, причиненные мучительной длиной полярной ночи. И это в квадрофоническом исполнении!
И опять на главной сцене поиграли джаз! На этот раз из Швеции. Молоденькая Ригмор Густафсон была чуть слабее своего ансамбля, особенно пианиста. Значительно лучше они звучали бы в более интимной обстановке.
Вместо ночного джема устроили ночное диско.
Суббота была на редкость джазовым днем. 
Чико Фримэн со своим квартетом показал, насколько важна личность в музыке. Вот не хочет мужик играть горячие латинские ритмы громко - и не играет! Вы думаете - и не дал жару? Дал , и еще как!
Единственный фестивальный проект - созданный специально для этого фестиваля - был Aces of Basses. Молодые эстонские музыканты - три бас-гитары, контрабас, барабаны и перкуссия - делали низкий поклон всем знаменитым басистам современности. Естественно, в духе "ближе к рок-джазу", но идея сработала, и хорошо!
Лучший концерт всего фестиваля дал чудный басист Ричард Бона (рожденный в Камеруне, теперь - Нью-Йорк) со своим ансамблем. Первое впечатление - атмосфера та же, что создавал несколько лет тому назад Пол Саймон со своими чернокожими друзьями из Южной Африки, только джазовая! Ричард пел на своем языке доуала - на одном из 200 языков Камеруна. Играл легко и изящно самые сложные ритмы, и дал своим партнерам возможность показывать себя в самых разнообразных ролях. Публика аплодировала стоя! На второй бис Ричард Бона вкратце показал, что, помимо всего прочего, владеет и вокальной техникой Бобби Макферрина.
Второй звездой фестиваля попытались протолкнуть Дайан Шуур, слепую певицу-пианистку. Но не тут-то было! Звезду фестиваля поневоле сравниваешь с знаменитыми леди джаза, тем более, что Шуур пела тот же репертуар. Но голос у нее неприятный - в высокой тесситуре узкий, в нижней - без всякого тепла. Вибрато ужасное, словом - поющая домохозяйка. Были и яркие моменты, особенно выученные скэт-соло в унисон с фортепиано. Басист Скотт Стид и барабанщик Регги Джексон были отличные.
После знаменитой американки я шел на выступление молодых эстонских певиц с определенным опасением. И зря! Все четыре девочки уже зарабатывают на эстраде, но это не отняло у них желания и умения петь джаз. Полное владение голосом и фразой - эти молоденькие девочки еще далеко пойдут!
Финальное выступление дала на органе г-на Хаммонда Барбара Деннерляйн (Германия) с барабанщиком Даниэлем Мессина (Аргентина). После первых двух вещей я подумал: ладно, женщины вроде и в шахматы играют! Но чем дальше, тем больше появлялась своя, можно даже сказать, действительно женственная фразировка и звуковой мир. Даже в вещи, что она сама называла "старый жирный медленный блюз". И ножки у нее действительно быстро бегали по педальным клавишам.
В заключение - для информации. "Яззкаар 2002" состоял всего из 50 концертов, кроме многих заведений Таллинна прошедших и в семи других городах. Это много! Но не слишком.
Впрочем - после появления названия "Яззкаар" (джазовая дуга) в народ пошло и другое название - "яскар", капустник. И в целом можно сказать, что капустник удался!

Мати Брауэр,
Таллинн

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service