| Выпуск
      # 232002
 
 | 
      
        | Рецензии |  
        | 
          * * * * * - шедевр* * * * - отличная работа
 * * * - хорошая работа
 * * - хорошо, но скучно
 * - не стоит затраченного времени
 |  | 
  
    | 
      
        |  Vienna Art Orchestra
 -
 "Art & Fun"
 
 EmArcy/Universal, 2002
 
 CD1 - 73:49
 CD2 - 63:57
 * * * * * |  | 
      
        | Впечатляющий двойной альбом отмечает 25-летие уникального Венского художественного оркестра и представляет собой не сборник, как можно было бы предположить, а самую что ни на есть оригинальную и свежую работу, причем из двух радикально разных частей. Часть первая - это фиксация юбилейной концертной программы VAO, которую, кстати, оркестр в этом году показывал и в Москве. Стилистически VAO последних лет - это, так сказать, крайний предел развития искусства джазового биг-бэнда: неправдоподобно сложные, головоломные аранжировки, отыгрываемые оркестром с неправдоподобным искусством. Парадокс в том, что участники бэнда (в массе своей - австрийские, немецкие, швейцарские инструменталисты) - не просто грамотные, хорошо сыгранные и оттренированные оркестранты; большинство из них - весьма убедительные солисты-импровизаторы. Для тех, кто интересуется развитием искусства биг-бэнда, все это особенно интересно; остальные могут просто с удовольствием следить за развитием импровизаций и за хитроумной авторской и аранжировочной мыслью лидера оркестра Матиаса Рюэгга (весь первый диск - его авторские композиции, кропотливо собранные методом постмодернизма из сотен крохотных цитат и полуцитат, охватывающих все десятилетия развития искусства биг-бэндов в джазе). Интересно, что запись этого альбома делалась не в студии: в качестве студийного павильона было использовано помещение лучшего венского джаз-клуба "Porgy and Bess", которым также руководит Рюэгг.
 Второй же диск - это альбом ремиксов, в которых гитарист оркестра Мартин Коллер выступает в роли ди-джея - и очень интересного ди-джея! Для анализа этой второй части нужен, видимо, отдельный специалист, понимающий природу и специфику ди-джейского творчества; во всяком случае - результат получился очень веселый, живой и вполне джазовый.
 |  
        |  |  | 
  
    | 
      
        |  Kornstad Trio
 -
 "Space Available"
 
 Jazzland Recordings, 2001
 
 43:02
 * * * |  | 
      
        | Зубастое, радикальное молодежное фри-джазовое трио из Норвегии. Все сделано точно-преточно в выбранном стиле: лидеру, саксофонисту
          Хокону Корнстаду, меньше 25 лет; альбом помещен в модный до отвращения диджипак из грубого упаковочного картона с нарочито дурно пропечатанными надписями; запись нарочито "самодельная", сделанная живьем на аналоговое двухканальное стерео, с как бы самопроизвольными гуляниями саксофона из канала в канал (временами раздражает, как и задумано); музыка содержит все полагающиеся кунштюки стиля - "гармолодию", атонализм, алеаторику и т.п., все на своем месте, все точно дозированно, сыгранно мастеровито, сильно, интенсивно... Но - скучно. Увы, банальная истина: те, кто создал фри-джаз четыре с лишним десятилетия назад, всю его предполагавшуюся неслыханную свободу и исчерпали в течение считанных лет. Свободная импровизация пошла другими путями, тогда как "свободный джаз" окостенел, превратился в застывшую традицию, едва ли не более консервативную, чем диксиленд. Соблазн попытаться на этом пути переплюнуть старых мастеров - велик. Но вот только результаты, как правило, не впечатляют... Да, этот альбом - крепкое, мастерское воспроизведение канонов фри-джаза. Вот только каноны эти перестали быть творческим, поисковым авангардом лет тридцать назад.
  Константин Волков
  
  |  
        |  |  
        | На
          первую страницу номера |  |