502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 40
2002

"Vilnius Mama Jazz": интервью двух из трех китов нового фестиваля
плакат фестиваляЕще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый "Birstonas Jazz", традиционно проводимый ранней весной. В апреле целую неделю царствует самый амбициозный и коммерциализированный "Kaunas Jazz", а в первую неделю лета стартует "Klaipeda Jazz". Осенью эстафету перехватывает новоджазовый "Vilnius Jazz".
Казалось бы, охвачены все стили и все времена года! Но нет, литовские джаз-фестивали продолжают плодиться и размножаться. Весной этого года стартовал "Vilnius Band", а 14 ноября запускается машина "Vilnius Mama Jazz", интригует уже само название которого. Фестиваль, который мы уже анонсировали, делает потрясающая джазовая команда, "великолепная троица" - известнейший литовский джазмен Витаутас Лабутис, одна из самых авторитетных джазовых критиков Юрате Кучинскайте и собственно "Мама Джаз" - Юдита Бартошевичене, хозяйка Вильнюсского джаз-клуба.
Забыв на время про лихорадку последней предфестивальной недели, женская половина оргкомитета фестиваля - Юдита Бартошевичене и Юрате Кучинскайте - согласились ответить на вопросы "Полного джаза".


Как родилась идея начать делать свой фестиваль при таком обилии джазовых фестивалей в Литве? Думается, это большой риск?

Юрате КучинскайтеЮрате Кучинскайте (Ю.К.): Идея фестиваля родилась давным-давно. Вернее, это была мечта, которая жила на протяжении всех лет, что Юдита, в джазовом народе именуемая "Мама Джаз", организовывала джазовые концерты в литовских клубах. А так как в последние годы эта ее деятельность складывалась весьма удачно, то мечта начала обретать реальные очертания. И примерно год назад "Мама Джаз" начать делать свой фестиваль.
Юдита Бартошевичене (Ю.Б.): Я думаю, что музыки, как и любви, не бывает слишком много. Особенно, если мы говорим о хорошей музыке. Что касается конкурентов, то организовывая свой фестиваль, я меньше всего думала о них. Я думала о друзьях, которые придут послушать джаз.

Как я понимаю, на подготовку фестиваля ушел примерно год?

Ю.К.: Да, год активной подготовки фестиваля. Самым сложным было совместить каждодневную трудовую деятельность нашей троицы с новым и достаточно большим трудом по подготовке фестиваля. Времени не хватало катастрофически! Даже слеты нашего "художественного совета" (как мы его в шутку называем) чаще всего проходили ночью, после окончания нашего рабочего дня и концертов Лабутиса.
Ю.Б.: Мы все трое и без фестиваля очень загружены работой: концерты, репетиции и гастроли Лабутиса, моя занятость в джаз-клубе, интенсивная музыковедческая и педагогическая деятельность Юрате. Все это пришлось совместить с подготовкой фестиваля, который требовал не только свободного времени, но и полной отдачи, свежей головы и полета мыслей.

Ваша команда - исключительно звездная. Как вы распределили свои обязанности в оргкомитете фестиваля?

Ю.К.: Очень смешно говорить о себе, как о "звездах", "известных людях мира литовского джаза". Хотя действительно мы все трое в этом мире не инкогнито.
Каждый из нас имеет свою задачу в организации фестиваля: Витаутас Лабутис, активно гастролируя (и это интервью застигло его на гастролях в Германии), лучше всех чувствует реальный пульс сегодняшнего европейского джаза. Я более всех "подкована" теоретически, а Юдита "Мама Джаз" - организаторски, она очень точно угадывает ожидания джазового слушателя в Литве. Юдита этой "материнской" деятельностью занимается уже 20 лет. С тех пор, как 20 лет назад при помощи Владимира Чекасина она из зрителя и слушателя джаза превратилась в организатора джазовых выступлений. Свой первый большой концерт она организовала в небольшом городке недалеко от Вильнюса. Это было выступление чекасинского биг-бэнда с Валентиной Пономаревой, организованное тайно, подпольно. Юдита 20 лет назад заразилась джазовой бациллой и с тех пор не перестает заражать ею других, постоянно организовывая концерты в разных джаз клубах Литвы.
Юдита БартошевиченеЮ.Б.: "Мозг" нашей команды - Юрате Кучинскайте, очень опытный музыковед и джазовый критик. С 1994 года она ведет на литовском радио еженедельную джазовую передачу "Dziazo pasazai" ("Пассажи джаза"), автором которой является. Она входила в команду организаторов фестиваля "Birstonas Jazz", составляет буклеты для фестивалей в Бирштонасе и Вильнюса, является автором статей "Музыкальной энциклопедии" и соавтором литовской "Истории джаза", ведет концерты и еще преподает в музыкальной школе им. Дварионаса.
Ю.К.: А Лабутис... Это одна из самых ярких личностей современного литовского джаза: саксофонист, композитор и Творец. Для нас всех его имя равно знаку качества!

Почему именно середина ноября была выбрана вами для проведения фестиваля?

Ю.К.: Мы думаем, что эта дата будет традиционной. Как время уборки урожая!
Ю.Б.: За те 20 лет, что я организую разные концерты, я очень хорошо поняла, что это идеальное время: длинные вечера, закончены все летние и осенние хлопоты и люди хотят что-то для души. А что может быть лучше для души, как много хорошей музыки в одном месте?!

По размеру своего бюджета, какое-место в литовской фестивальной шкале займет ваш фестиваль?

Ю.Б.: Мы не думаем вступать в игру "у кого бюджет побольше", но бюджет у фестиваля большой. Достаточно привести в качестве примера такой факт, что мы будет принимать 11 музыкантов из США (Brass Fantasy) и почти 20 из Австрии (Vienna Art Orchestra). Это затраты на прием, не говоря уже о гонорарах. Государственного источника финансирования у нас нет. В основном это спонсоры, продажа билетов и частично помощь культурных фондов. Но ни одной группы фестиваль не получил бесплатно! Хотя со своей стороны мы сделали все возможное, чтобы сделать для нашего "джазового будущего" бесплатные мастер-классы. И надеемся, что эта инвестиция в будущем окупится сторицей.

"Kaunas Jazz" ориентирован на коммерческий джаз и мировых звезд, "Birstonas Jazz" на литовские кадры, "Vilnius Jazz" - это новоджазовый репертуар. Какую стилистическую нишу собирается занять ваш фестиваль?

Ю.Б.: Мы не хотим занимать какую-то конкретную нишу и ограничивать таким образом возможность выбора приглашаемых музыкантов. Наша цель - показать разные стилистические грани такого уникального и живого явления, как джаз. И надеемся остаться такими же свободными в своем выборе, как весь джаз. 

По какому принципу проходил подбор участников первого фестиваля? Личные пристрастия, личные знакомства, рейтинг, случай, концепция?

Ю.К.: Практически все, что ты упомянула! Есть, конечно, и личные пристрастия - без них не обойтись, ведь мы предлагаем слушателю то, что любим сами. Но все же во главе угла была фестивальная концепция: сами для себя мы определили несколько стилистических "камней", на которых строим фундамент фестиваля. Были и личные знакомства. Например, Витаутас Лабутис уже много лет сотрудничает с Анатолием Вапировым, который был приглашен на наш фестиваль реализовать проект с литовскими джазменами.
Глядя на фестивальную программу, любой джаз-фэн поймет, что не обошлось и без рейтингов, я имею ввиду Vienna Art Orchestra и Lester Bowie's Brass Fantasy. Были и счастливые случайности: как-то нам в руки попал CD прекрасного финского трио Trio Toykeat и мы просто не могли не пригласить их на фестиваль. Были и личные пристрастия: с тех пор, как на фестивале в Киеве "Мама Джаз" услышала Vienna Art Orchestra, она мечтала привезти их в Вильнюс...

Возможно ли ожидать, что джаз фестиваль станет прибыльным делом в Литве?

Ю.К.: На этот вопрос я могу ответить только анекдотом: Что нужно сделать, что бы через год джазовый музыкант имел миллион долларов? - Ему надо дать два миллиона!

Какую основную идею вы хотите донести до своего зрителя посредством фестиваля?

Ю.К.: Мы надеемся расширить знания джазовой (и неджазовой) литовской аудитории, представив ей самые разносторонние и качественные примеры мирового джаза. Мы ставим себе цель образования публики и музыкантов, и для этого совместно с Литовской музыкальной академией организуем мастер-класс, который будет вести Джералд Брэйзел из Brass Fantasy, а также открытую репетицию проекта Анатолия Вапирова. А также будем углублять знания пишущих о джазе журналистов посредством проведения пресс-конференций с музыкантами.

Но, как я поняла из программы фестиваля, вы ставите себе еще и цель повеселить публику: ночные концерты в клубах вы постарались умышленно сделать "танцевальными", не так ли?

Ю.Б.: Да, все верно. Поскольку в дневных и вечерних концертах будет действительно много музыкальной информации, т.е. музыки не только для души, но и для головы, то в ночных программах фестиваля мы даем возможность мозгам публики отдохнуть и предлагаем немного "поработать ногами", чтобы подготовить голову для следующих концертов. Совсем не обязательно все время слушать джаз, умно кивая головой и повторяя: "Да, да...".
Ю.К.: Ведь джаз зародился когда-то именно как музыка для отдыха и развлечения, и мы хотим напомнить нашей публике об этом. 

Анастасия Костюкович

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service