| Выпуск
      # 22003
 
 | 
      
        | Рецензии |  
        | 
          * * * * * - шедевр* * * * - отличная работа
 * * * - хорошая работа
 * * - хорошо, но скучно
 * - не стоит затраченного времени
 |  | 
  
    | 
      
        |  Diana Krall
 -
 "Live In Paris"
 
 Verve, 2002
 
 70:13
 * * * * |  | 
      
        | Самые популярные джазовые артисты в Америке (да и во всем мире) - вокалисты. Это - реальность. Ну и что с того, что в современном джазе почти не осталось действительно великих вокалистов? Так ведь и инструменталистов тоже: по меткому замечанию Джо Сигала, владельца старейшего джаз-клуба в Чикаго (который приглашал играть у себя еще Чарли Паркера), "хороших музыкантов сейчас много, а гигантов больше нет". Приходится любить тех, какие есть. Канадка Дайана Кролл в их ряду - не самый худший вариант, хотя, конечно, никакого сравнения с титанами классического джазового вокала она не выдерживает. И это при том, что она играет как раз на поле традиционного джазового вокала, в слегка салонной, слегка декадентской манере, прославленной кинофильмами 50-60-х гг. Слабости очевидны: тут у нее нота недотянута, здесь заявленный было пассаж не допет, а там - необходимость играть на фортепиано одновременно с пением (запись-то концертная) приводит то к потере нужного акцента на клавиатуре, то к упрощенному голосоведению вокальной партии.
 Но все это - мелочи. Народу нравится. Переполненная парижская "Олимпия", где великим звукоинженером Алом Шмиттом сделана эта запись, то и дело взрывается шумными, но по-буржуазному аккуратными аплодисментами. В веб-форумах на посвященных Кролл сайтах тысячи людей захлебываются восторгом по поводу каждого издаваемого ей звука. Поп-звезда, да и только. Кстати, предшествующий
          "Live In Paris" студийный альбом был продан в четырех миллионах копий - вполне попсовый тираж. Так что вполне приспело время для концертника (тем более, первого в карьере, которая, заметим, началась не так уж давно - в 1993 г.).
 Ал Шмитт, тем более - при продюсерстве одного из лидеров Verve Music
          Group, прежде возглавлявшего вошедший в 1999 г. в состав этого конгломерата лейбл GRP Томми ЛиПумы, свое дело сделал: альбом звучит чрезвычайно плотно и насыщенно, с яркими сольными партиями (гитарист Энтони Уилсон), прозрачным и ясным оркестром
          (Orchestra Symphonies Europeen, дирижер Алан Броудбент), весомой ритм-секцией (басист Джон Клэйтон и барабанщик Джефф Хэмилтон), и даже несложное, но довольно уверенное перебирание клавиш рояля самой Дайаной и ее же негибкий, небогатый, но с несомненной "изюминкой" в подаче низкий голос звучат убедительно и привлекательно. Безошибочный набор узнаваемых стандартов (от
          "Fly Me To The Moon" до "I've Got You Under My Skin"), модных ныне джазовых обработок неджазового репертуара (например,
          "A Case Of You" Джони Митчелл) и пара недурных авторских песенок бьют прямо в цель. Хороший поп-альбом. В джазе они встречаются еще реже, чем собственно в поп-музыке.
 |  
        |  |  | 
  
    | 
      
        |  Natalie Cole
 -
 "Ask A Woman Who Knows"
 
 Verve, 2002
 
 53:41
 * * * |  | 
      
        | Как мы уже отмечали, широкие массы любят вокалистов. Любых. А уж если вокалист хороший... особенно в такой стране, как Америка, где все много и охотно поют (в школе, в церкви, за рулем, дома); и тем более, если отец данного вокалиста тоже был вокалистом, причем популярным... Если сына/дочь бог не обидел голосом и слухом, то шансов на популярность много. Натали Коул, дочь легендарного черного поп-певца Ната "Кинга" Коула (первого черного, с успехом выступавшего на поле белой поп-музыки еще в 40-е), сполна насладилась своими шансами в 1991-м, когда вышел знаменитый альбом "Unforgettable" - где, благодаря чудесам цифровых технологий (оцененных премией "Грэмми"), она пела дуэтом с голосом своего покойного отца. Однако с тех пор о ней было мало что слышно. И вот - альбом, который знаменует новую ступень в ее карьере, ее первый альбом на лейбле Verve, спродюсированный самим Томми ЛиПумой и записанный (опять-таки самими) Алом Шмиттом и Эллиотом Шайнером - двумя крупнейшими величинами в современной звукорежиссуре.
 Эстетически альбом полон забавных компромиссов: филигранно проработанное, богато панорамированное и динамически широкое, светлое звучание сопровождения (и малых групп, и оркестра), характерное для работ ЛиПумы еще на GRP, и небольшой, старательно копирующий подачу покойного отца голосок Коул, уверенно владеющей базовым арсеналом вокала традиционной (а значит - приджазованной) американской эстрады середины пошлого века, по идее должны входить в некоторые противоречия, но удачно увязаны друг с другом. Поскольку в оркестре фигурирует огромное количество имен первой величины в обоих доминирующих направлениях джазового мэйнстрима (как smooth, так и straight-ahead) - от Джо Сэмпла на фортепиано и Расселла Малоуна на гитаре до Крисчена Макбрайда на басу и Роя Харгроува на флюгельгорне, - стилизация под 50-е не просто идеально выполнена, она еще и обогащена вполне современными приемами как игры, так и аранжировки (Джон Клэйтон). Нельзя не признать, что при ограниченных, в общем-то, исполнительских возможностях дочери великого Кинга результат получился удивительно цельным и может быть отнесен к лучшим образцам поп-джаза (или, скорее, все-таки приджазованной эстрады) последних лет, доказывающих неизменную притягательность этого ностальгического жанра. Говорить о его творческой состоятельности, конечно не приходится: канонам поп-джаза уже полвека, и существовать успешно он может только тогда, когда они скрупулезно соблюдаются. Что и проделано в этом альбоме.
 |  
        |  |  | 
  
    | 
      
        |  Stan Getz
 -
 "The Definitive Stan Getz"
 
 Verve / Blue Note, 2002
 
 65:57
 * * * * * |  | 
      
        | Всерьез рецензировать один из лучших изданных сборников Стэна Гетца, одного из важнейших тенор-саксофонистов 50-60-х гг., конечно, невозможно: каждый трек, каждая запись - классика, которую уже невозможно оценить, ее просто нужно знать. Дело здесь совсем в другом: этот альбом (а точнее - серия, в которой он выходит) отражает любопытный сдвиг в ситуации на рынке джазовой грамзаписи. Для выпуска The Definitive Series впервые объединились не просто два ведущих американских лейбла современного джаза, а два крупнейших конкурента - Blue Note (часть концерна EMI/Toshiba) и Verve (часть Universal). В результате стало возможным использование в одном сборнике записей из разных, ранее принципиально не пересекающихся каталогов - что вполне можно рассматривать и как историческое событие в джазовой грамзаписи, и как удачный пример гибкого изменения политики лейблов перед лицом меняющейся экономической реальности. Что до этого конкретного альбома, то интереснее всего в нем даже не игра сайдменов (Гэри Бертон, Чик Кориа, Кенни Баррон, Антониу Карлуш Жобим, Жуан Жильберто, Оскар Питерсон, Рэй Браун, Рон Картер - и это далеко не полный список!) или самого Гетца (в конце концов, по крайней мере два трека - "Desafinado" и "The Girl From Ipanema" - слышали все, даже и те, кто не относит себя к знатокам джаза), а сопоставление диаметрально разных продюсерских манер, поскольку в сборнике есть продукция и, допустим, Нормана Грэнца, который предпочитал "документировать" джаз, смеясь над студийными ухищрениями, и Крида Тейлора, который, напротив, тонкими и точными студийными штрихами добивался изящества звучания, свойственного скорее поп-музыке. История есть история, будем ли мы рассматривать ее с точки зрения продюсирования или с точки зрения исполнительства. А историю, безусловно, надо знать.
 
             Константин Волков
 |  
        |  |  
        | На
          первую страницу номера |  |