В вечере "Дюк
        Эллингтон и его время", организованном
        импресарио Майей Кочубеевой и музыковедом
        Алексеем Баташевым, участвовал оркестр
        Всеволода Данилочкина "Горячая девятка",
        работающий в арт-клубе "Ностальжи", и
        несколько приглашенных солистов. Первое
        отделение состояло из музыки "эпохи
        Эллингтона" - произведений из репертуара
        ранних джазовых оркестров 20-30-х гг. (биг-бэндов
        Чарли Барнета, Пола Уайтмена, братьев Дорси, Чика
        Уэбба и т.п.), исполненных "Горячей девяткой"
        (иногда вместе со своей штатной вокалисткой
        Анной Бутурлиной). Оркестр звучал действительно
        в стилистике 20-х гг., не осовремененной ни
        нынешними приемами игры, ни даже звукоусилением.
        Инструменталисты оркестра в коротких, как было
        принято в 20-е гг. (один, максимум два квадрата)
        соло демонстрировали отличное знание стилистики
        тех лет. Особенно это касается трубачей
        Владимира Галактионова и Виталия Головнева, то и
        дело вызывавших настоящую овацию своими
        "горячими" блюзовыми импровизациями с
        активным использованием сурдин и так называемых
        "граул-эффектов", характерных для 20-х гг.;
        касается это и маститого тромбониста Вадима
        Ахметгареева, и альт-саксофониста Игоря
        Тертычного, который играл также на кларнете и
        спел одну песенку ("Too Many Tears") сладким
        тенорком, в совершенстве копируя довоенную
        эстрадную манеру. В шоу "Девятки" входят и
        характерные для биг-бэндов 20-х вставные номера :
        тэп-дэнс (чечетка) в исполнении Владимира
        Беляйкина и белли-дэнс (танец живота) в
        исполнении Клавы Макаровой. Здесь об уровне
        исполнения судить было сложно (мы - не
        специалисты ни в чечетке, ни в танце живота), но
        как деталь а-ля "Коттон клаб" это было
        забавно. 
        Первое отделение завершилось премьерным
        исполнением нескольких сделанных Всеволодом
        Данилочкиным аранжировок ранних пьес Дюка
        Эллингтона, ранее, как утверждал ведущий
        концерта Алексей Баташев, в России не
        исполнявшихся никогда (интересно, в 30-50-е тоже?).
        Прозвучали такие раритеты, как "Harlem Airshaft"
        (изрядно замедленный и слишком спокойный по
        сравнением с развеселым оригиналом), "Black and Tan
        Fantasy" (ну точно как на записи 27-го года), "Jubilee
        Stomp" (тоже почти аутентичный) и "East St.Louis
        Tooddle-Oo" (Галактионов и Головнев с успехом
        поделили эпические блюзовые вопли Баббера Майли
        из оригинальной версии, сыграв их  даже
        еще более жарко и почти по-кошачьи страстно. 
        Во втором отделении к оркестру присоединился
        тенор-саксофонист Игорь Бутман, только что в
        очередной раз вернувшийся в Россию из США. Игорь
        исполнил две эллингтоновские темы - "Don't Get Around
        Much Anymore" и "Cottontail", впрочем, изрядно
        осовременив их в своих соло: Бен Уэбстер, роль
        которого пытался навязать Игорю г-н Баташев, так
        играть не умел и вряд ли захотел бы научиться. Но,
        если отвлечься от аутентики, это были классные
        соло. За Бутманом на сцене появился вокалист
        Сергей Манукян, отмечавший в этот вечер свой день
        рождения (оркестром и Игорем Бутманом тут же было
        невероятно бравурно сыграно, а Алексеем
        Баташевым спето "Happy Birthday To You"). Сергей тоже
        исполнил два эллингтоновских стандарта -
        "Sophisticated Lady" и "I Don't Mean a Thing (If It Ain't Got that
        Swing)". Пел он не так, как все привыкли - не скэтом,
        а со словами и очень точно по оригинальной
        мелодии, причем было заметно, что тональность для
        него чуть высоковата. От этого получилось
        неожиданно трогательно и нежно, хотя во второй
        вещи Сергей все-таки прошелся по скэту. Последним
        гостем стал альт-саксофонист Георгий Гаранян,
        также сыгравший две темы своим характерным
        пронзительно-вибрирующим звуком, после чего на
        сцену вышли все солисты-гости, и начался джем.
        Играли опять-таки эллингтоновскую классику -
        "Take the A Train" и "C Jam Blues", и все бы было
        хорошо, если б посреди пьесы у контрабасиста
        Виталия Соломонова не лопнула со стуком
        подставка под струнами. Виталий невозмутимо
        собрался и ушел со сцены, оставив музыкантов
        доигрывать джем без контрабаса (впрочем, пианист
        Юрий Луценко попытался исправить дело, громко
        заиграв басовую линию в контроктаве, но
        звукоусиления-то как такового не было...) |