502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 15
2003

Андрей Феофанов: "Богема Джазз" в пятый разз
С момента предыдущего фестиваля "Богема Джазз" прошел почти год. Что нового произошло вокруг и внутри компании "Богема Мьюзик"? Изменились ли приоритеты и направления деятельности в концертной, и звукозаписывающей деятельности?

Андрей Феофанов- В стратегическом плане ничего не изменилось. То есть все, что мы декларировали с самого начала, мы стараемся выдерживать. Безусловно, какие-то тактические моменты мы поменяли с учетом того опыта, который приобрели за пять лет работы на музыкальном рынке. В фестивальном движении за этот год мы вышли в регионы. В сентябре 2002 года в Калининграде мы сделали первый региональный фестиваль "Богема Джазз", который длился три дня и в котором приняли участие как наши, так и зарубежные артисты. С нашей стороны это были Алексей Козлов с "Арсеналом", Игорь Бриль с сыновьями, Даниил Крамер, Сергей Манукян, Андрей Кондаков - плюс местные музыканты, например, калининградский биг-бэнд. Из зарубежных артистов были приглашены Ричи Коул - весьма известный саксофонист, а также два очень крепких и профессиональных музыканта - певица Дениз Перье и саксофонист Джесси Джонс, которые известны меньше Коула, но работают на очень высоком уровне. Получился такой достаточно мощный десант в провинцию. В дальнейшем в наших планах, поскольку региональный опыт уже есть, - продолжать делать и другие региональные выездные сессии фестиваля "Богема Джазз". 
Если говорить о фестивале "Богема Джазз - 2003" в Москве, то мы для себя ставим новую планку. Во-первых, мы выходим на самую престижную концертную площадку страны - ГЦКЗ "Россия". Во-вторых, опираясь на опыт прошлого года, привозим звезд первой величины. Это Джон Скофилд, Таня Мария и Сезария Эвора. При этом концерт Эворы будет в некотором роде историческим, поскольку станет последним концертом певицы в Москве и вообще в России. Она заканчивает в этом году концертную деятельность, и, если и будет присутствовать каким-то образом в музыкальном бизнесе, то только продолжит заниматься выпуском своих пластинок. Ей уже трудно ездить на гастроли, поскольку у нее больные ноги. 
Россию на фестивале представят пианист Игорь Бриль с сыновьями - саксофонистами Дмитрием и Александром, а также гитарист Иван Смирнов.
Если описывать издательскую деятельность, то опять-таки мы не изменили своим стратегическим направлениям. Во-первых, продолжается джазовая серия, которую, например, пополняют проекты братьев Ивановых, переиздаются пластинки Георгия Гараняна, выпущенные на "Мелодии", выходят проекты Андрея Кондакова и многие другие. Если говорить о проектах в неджазовой сфере, то продолжается выпуск серии духовной музыки, совместно с издательством совета Московской Патриархии создается единый каталог православной духовной музыки. Издается и эстрадная серия - например, продолжается выпуск записей Александра Вертинского. И это далеко не все.

Чем еще пятый (юбилейный) фестиваль будет отличаться от предыдущих четырех фестивалей "Богема Джазз"?

- В этот раз мы не будем мельтешить. Мы сконцентрировались только на большом проекте - концертах на главной площадке. Если говорить об участии российских музыкантов в этом фестивале, то мы специально выбрали исполнителей, которые способны сделать оригинальную концептуальную программу, чему, к сожалению, в наше время далеко не все отечественные музыканты уделяют должное внимание. В 70-е - 80-е годы это была определенная традиция, и ее поддерживали такие коллективы, как, например, "Арсенал" Алексея Козлова, "Каданс" Германа Лукьянова.

Каким образом подбирались хэдлайнеры нынешнего фестиваля, почему на нынешний фестиваль приглашены именно эти артисты?

- Сезарию Эвору нам хотелось пригласить еще в прошлом году. Когда я узнал, что в этом году это - вообще последняя возможность пригласить ее на выступление, тут уже не стоял вопрос: брать или не брать. Мы, наоборот, старались ее добиться. Если говорить о Джоне Скофилде, то я также очень давно хотел пригласить этого музыканта в Россию, а в прошлом году он выпустил очень сильную пластинку "Uberjam". Это очень современная, на мой взгляд, и очень мощная работа, и именно с этим проектом он приезжает на фестиваль. Таня Мария - это представитель латиноамериканской ветви джаза. И выбор пал именно на нее, так как это еще одно направление, и каждый вечер фестиваля в результате будет индивидуален по музыке. Сезария Эвора - это world music, хотя и имеет косвенное отношение к джазу. Скофилд - очень жесткий фанк с элементами эйсид-джаза, достаточно модное направление в современном джазе. А Таня Мария - это традиция латиноамериканского джаза.

Речь зашла об экспансии фестиваля "Богема Джазз" в регионы. После первого такого фестиваля - калининградского - приходили ли предложения из других регионов в компанию "Богема Мьюзик", либо "Богема Мьюзик" сама инициирует подобные фестивали?

- Это не принципиально. И к нам приходят предложения, и мы выходим с предложениями. Важно, чтобы в итоге событие состоялось, и результат оправдал ожидание. Поэтому для нас это не принципиально. Важно найти в регионах понимание и людей, с которыми можно работать.

Можно ли сейчас говорить о каких-либо региональных мероприятиях?

- Мы надеемся, что в этом году сделаем второй фестиваль в Калининграде. Также есть еще несколько регионов, с которыми мы ведем переговоры, но об этом говорить пока рано.

Какие концертные события, кроме ежегодного фестиваля "Богема Джазз", Вы могли бы предложить московской публике?

Андрей Феофанов- Мы начинали пять лет назад, когда джаз занимал, можно сказать, если не унизительное, то довольно шаткое положение на российском музыкальном рынке. И за эти годы произошли большие изменения. Кроме нас, в Москве достаточно людей, которые проводят мероприятия и по клубам и по концертным площадкам. Появились новые джазовые клубы с большим количеством джазовой музыки. Мы стараемся за этим следить, стараемся принимать посильное участие, но свое основное стратегическое направление видим несколько в другом. С самого первого фестиваля у движения "Богема Джазз" были и есть три цели. Первая - вывести джаз на большую сцену, вторая - дать возможность российским исполнителям играть на одной сцене с зарубежными джазовыми звездами первой величины, и третья - вывести российских исполнителей на международный, мировой рынок. И по этим задачам мы стараемся находиться в авангарде. 
Если говорить о первых двух задачах, то мы их уже выполнили и смогли вывести джаз на большую сцену. Это произошло еще в прошлом году. Мы собирали такие площадки, как двухтысячный зал МДМ и тысячный зал Дома кино, в течение пяти дней. Наши музыканты играли на одной сцене со звездами первой величины, и это тоже произошло еще в прошлом году. В частности, Аркадий Шилклопер играл с Vienna Art Orchestra. И в этом году мы закрепляем этот результат. Перед Джоном Скофилдом выступит проект Игоря Бриля с сыновьями, перед Таней Марией будет играть группа Ивана Смирнова. При этом все это будет происходить опять-таки на большой сцене - в ГЦКЗ "Россия". 
Для решения третьей задачи нам надо еще поработать, и основная наша цель - это работа с российскими звездами. В последнее время мы уделяли несколько меньшее внимание маленьким концертным площадкам, на которых можно сейчас проверять молодых исполнителей и молодые коллективы. Я надеюсь, что с осени этого года мы к этому вернемся - для того, чтобы отслеживать, что происходит в джазовой жизни среди молодежи, поскольку все джазовые имена с нами либо уже работали, либо работают.
Есть один недостаток в российском джазе, который я всегда отмечаю. Это отсутствие оригинальных программ крупных форм - тех, что раньше делали "Арсенал", "Каданс". Джаз стал мыслить мелкими формами, потому что был вынужден лет семь-восемь тому назад уйти в клубы, чтобы выжить. И сейчас для того, чтобы придти вновь к мышлению крупными формами, требуется время. У нас есть сейчас талантливые музыканты, которые способны создавать такие большие программы и собирать приличные залы. Мне очень нравится то, что происходит с сыновьями Игоря Михайловича Бриля в творческом плане, и они были приглашены нами на фестиваль в Калининград. Мне понравился уровень этих музыкантов, вообще уровень этого состава, культура исполнения, техника. Все очень органично. Когда я отбирал, кто из наших исполнителей может выйти перед Скофилдом на сцену "России" и держать зал, выбор пал сразу на этот состав. Иван Смирнов тоже очень большой музыкант, и тоже не только с точки зрения техники, сколько с точки зрения концептуального и оригинального мышления большими формами. В дополнение к этому, я считаю, что очень большой потенциал у Андрея Кондакова, Аркадия Шилклопера, но, к сожалению, Аркадия в это время не будет в Москве, он будет на гастролях. Я бы мог назвать еще ряд имен среднего поколения джазменов. И особенно мне важно, и чего я жду, - это появления талантливых молодых исполнителей. Не только технарей, но и музыкантов с оригинальным мышлением.

Каким образом компания "Богема Мьюзик" может организовать поддержку молодым талантливым исполнителям? Может ли молодое дарование рассчитывать на помощь в записи своих альбомов, ангажементе?

- Все очень сильно зависит от проекта. Можно говорить и о записи, но все зависит в первую очередь от концепции и от качества проекта. На мой взгляд, среда, которая сейчас сформировалось в России для музыканта, этапы развития для молодых музыкантов - все достаточно логично. Молодой исполнитель может набраться опыта, играя по клубам с маститыми музыкантами. Есть возможность играть на небольших площадках. Важно, насколько человек умеет сам себя двигать. Ведь те джазовые музыканты, которые сделали себе имена в советское время, не имели никакой поддержки. Не было ни рекорд-компаний, ни рекламы. Сейчас все это есть. Есть естественный отбор. Наша задача - на этапе некоторой зрелости найти музыканта и дать ему возможность выйти на большую сцену. Но при этом работоспособность и талант должны быть неотъемлемыми качествами самого исполнителя.

Каковы перспективы ближайшего года или нескольких в рекорд-бизнесе у компании "Богема Мьюзик" и вообще у компаний, записывающих джаз?

- Если говорить о российских лейблах, то их мало. Не скажу, что мы единственные, но их мало. Перспективы развития? Я не вижу в ближайший год каких-то серьезных оснований или предпосылок для больших перемен. Ничего не поменялось в правовом аспекте музыкального бизнеса. Пиратский продукт как присутствовал, так и присутствует на рынке в не меньшем, если не в большем объеме. Никаких изменений для легальных игроков я не вижу, при этом речь идет не только о джазе, но и вообще о музыкальной индустрии. Появилась реальная организация - НФПФ (Национальная Федерация Производителей Фонограмм), в которую мы входим и которая представляет все легитимные лейблы и пытается ввести процесс в цивилизованное русло. Как только произойдут положительные изменения в этом направлении, они произойдут для всех лейблов, включая и наш.

В этом году фестиваль проходит как акция в защиту природы совместно с Всемирным фондом дикой природы (WWF). Как сложился такой альянс? Будет ли компания "Богема Мьюзик" продолжать дальнейшее сотрудничество с подобными организациями и что она ожидает от этого?

Андрей Феофанов и Ян Гарбарек- Безусловно, будем. Поскольку это мировая практика в музыкальной индустрии. И самые яркие крупные, в том числе PR-акции со стороны известных музыкантов, были широко известны в мире. Это хороший опыт, и мы, безусловно, будем его использовать и развивать. Мы - частичка этой природы, поэтому, если есть возможность помочь в чем-то, мы помогаем. Плюс к этому с Всемирным фондом дикой природы у нас есть общие стратегические направления. Это связано с изменением культурного облика человека в нашей стране. Наша музыкальная деятельность и эта акция - взаимосвязанные и взаимозависимые вещи в этом направлении, и было бы глупо отказываться от такого сотрудничества. Всемирный фонд пришел в Россию, мы встретились на одном из мероприятий, и решили, что можем сотрудничать.

Планирует ли "Богема Мьюзик" активно заниматься внеджазовыми проектами этим в ближайший год? Какие направления деятельности будут приоритетными?

- Мы сейчас активно занимаемся созданием единого каталога православной духовной музыки, и будем продолжать им заниматься. Это нам интересно, в первую очередь потому, что проект отвечает нашему мировоззрению, это наша корневая культура, в том числе и музыкальная, и во вторую - потому что это определенный рынок. Эта серия носит энциклопедический характер. Также обязательно будем продолжать деятельность, связанную с нашей классической эстрадой. Это, в первую очередь, Вертинский. У нас эксклюзивный договор с его наследниками. И, опять же, это определенная страничка нашей музыкальной культуры. Будем уделять активное внимание классическому каталогу. Сейчас мы издаем серию "Золотая классика" - самые известные классические произведения, написанные популярными авторами и исполненные известными музыкантами. Будем продолжать серию киномузыки совместно с киностудией "Мосфильм".

Планирует ли компания "Богема Мьюзик" организовывать концертную деятельность, связанную с классической музыкой?

- Мы рассматриваем такую возможность, и у нас уже есть опыт проведения больших концертов с симфоническими оркестрами на самой престижной площадке - в Большом зале Московской консерватории. У любого проекта должно быть логическое продолжение, поэтому мы намерены дальше двигаться в этом направлении. Но нам нужно будет еще понять, как концептуально к этому подойти, чтобы это приобрело систематический характер, например, как это произошло с нашим джазовым фестивалем с совершением логического поступательного движения и постоянным выбором новых более высоких целей.

Известно, что крупные концертные и фестивальные мероприятия сложно проводить без спонсорской поддержки. Есть ли у "Богемы" постоянные "союзники-спонсоры"? Планируется ли расширение деятельности по работе со спонсорами для увеличения масштабов фестивальной и концертной практики, чтобы иметь возможность приглашать еще более маститых и, соответственно, более дорогих исполнителей для российской публики?

- Очень многое зависит от денег. Безусловно, любой проект должен найти и заработать деньги. У нас есть спонсоры, с которым мы работаем не первый год. Но, безусловно, мы ведем переговоры и рассчитываем на расширение пула союзников, организаций, которые могли бы поддержать наши направления и проекты, поскольку это нормальная практика в мировой культуре. Мышление нашего бизнеса также начинает немного разворачиваться в сторону правильных имиджевых составляющих, в сторону культуры, в сторону духовности. Поэтому мы, конечно, рассчитываем, что, если в нашей стране все будет нормально, не произойдет опять 1998 года, то число наших союзников будет увеличиваться. Задача очень простая - создавать наших звезд, и всем, кто ими занимается, зарабатывать нормальные деньги. Пока, как в классической музыке, так и в джазе не будет создан механизм бизнеса, механизм зарабатывания денег - а пока все это достаточно шатко - не будет серьезных скачков и пока мы, к сожалению, остаемся музыкальной провинцией в мировом масштабе.

Для успешного развития джазовой инфраструктуры необходимы дружественные, а лучше "собственные" СМИ. Ведет ли "Богема Мьюзик" работу в этом направлении? Можно ли сейчас сказать, что компания планирует организовать выпуск джазовой периодической прессы, поддерживать передачи в радио- и теле- эфирах?

- Есть такие планы. И есть уже такой проект. Это интернет-портал "Джаз.Ру", который уже более пяти лет является ведущим ресурсом по джазовой музыке в русскоязычной части Сети. В прошлом году портал стал лауреатом Национальной Интернет премии как лучший музыкальный сайт. В этом году мы стараемся развиваться дальше. Этот проект является общенациональным. Если говорить о печатных изданиях, то не думаю, что в этом году что-то будет издаваться. По поводу теле- и радио- программ пока рано говорить, но мы нацелены на это. Сейчас все мысли заняты фестивалем "Богема Джазз", который сделал очень многое для джазового движения в Москве и России - как бы некий джазовый ледокол.

Что Вы могли бы добавить в заключение для читателей "Полного джаза"?

- Слушайте только хорошую музыку, покупайте только легальные, не пиратские пластинки, ходите больше на концертные мероприятия, безусловно, не только наши, и бережно относитесь к музыке и к людям. Хочется всем пожелать, чтобы поступательные движения в области культуры в нашей стране шли только вверх.

Дополнительно: персональная страница Андрея Феофанова

Владимир СмирновБеседовал Владимир Смирнов

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service