502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 23
2003

Дайан Ривз: "Просто будь собой"
Дайан РивзКогда речь заходит о современном традиционном джазовом вокале - "традиционном" в смысле "находящемся в русле традиции джазового мэйнстрима прошлых десятилетий" - одним из первых в голову приходит имя Дайан Ривз (Dianne Reeves). Ривз - наследница богатой традиции афроамериканских джазовых звезд прошлого, в первую очередь Сары Воэн и Кармен Макрэй, о голосах которых слегка напоминает ее манера. В последние годы дела у нее идут блестяще: она дважды удостоилась премии "Грэмми", причем подряд (за концертный альбом "In The Moment" в 2001-м и за посвящение Саре Воэн - "The Calling" - в 2002-м), пела в культурной программе Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, много гастролировала и даже появилась в качестве актрисы в одной из серий популярного телесериала "Секс в большом городе".
В декабре 2002-го Дайан Ривз записала в нью-йоркской студии Right Track новый альбом, который выйдет на лейбле Blue Note в начале августа текущего года. Помимо ее трио, с которым она в последнее время выступает (барабанщик Грегори Хатчинсон, басист Рубен Роджерс и пианист Питер Мартин), в записи приняли участие такие джазовые звезды, как трубач Николас Пэйтон и гитарист Ромеро Лубамбо.
Чтобы расспросить певицу об этой новой работе и о ее жизни, мы, благодаря любезному сотрудничеству представителей концерна EMI, в который входит лейбл Blue Note (Александр Беляев и Виталий Шмерлинг в Москве и Шэрон Расселл в Нью-Йорке) звоним ей домой, чтобы задать несколько вопросов.


Дайан, расскажите нашим читателям о вашем новом альбоме. Что за материал в него вошел?

- Это стандарты, и все они выдержаны в очень доверительном, интимном ключе. Альбом называется "A Little Moonlight".

Вы ведь уже 16 лет на Blue Note, верно? Вам нравится работать с этим лейблом?

Дайан Ривз- Очень нравится. Дело в том, что Blue Note предоставляет мне художественную свободу - то, что большинство других фирм грамзаписи артисту обеспечить не могут. Они всегда очень тщательно подходят ко всем решениям - например, кто будет продюсером моей очередной записи.

Насколько я знаю, ваш двоюродный брат - клавишник Джордж Дюк - тоже продюсировал многие из ваших работ...

- Целую кучу! Мы с ним очень много работали. Его музыкальный стиль сильно отличается от моего, но работать с ним как с продюсером очень здорово. Он, как продюсер, с огромным уважением относится к тому, что я делаю. На самом деле, это ключ к любому успешному музыкальному сотрудничеству - уважение к музыке друг друга. Поэтому с Джорджем очень приятно работать, он всегда так поддерживает меня... Мы с ним даже собираемся вместе гастролировать.

А кто продюсировал вашу новую работу, "A Little Moonlight"?

- Ариф Мардин.

О, открыватель звезд? Будет ли ваш альбом настолько же популярен, как "Come Away With Me" Норы Джонс, который он продюсировал?

Участники записи (Дайан и Ариф Мардин сидят)- Хотелось бы! Не знаю, конечно, будет ли. Знаю только одно: этот альбом мне очень-очень нравится. Обычно считают, что Ариф как-то особенно строг в отношении репертуара и так далее, но в моем случае ничего такого не было - наоборот, я увидела, что он с глубоким уважением относится к решениям артиста, поэтому и выбор репертуара, и выбор музыкантов был за мной. Получилась очень традиционная джазовая запись - по-моему, самая традиционная в моей жизни! (смеется).

Интересно, а в наше время можно найти какие-то новые пути в традиционном джазовом вокале?

- Ну, конечно! И каждый день кто-то обязательно находит что-то новое... дело в том, что даже в очень традиционном искусстве можно быть уникальным и особенным, и именно это происходит в джазовом вокале. 

В каком направлении, как вы чувствуете, развивается сейчас джазовый вокал в целом - не только традиционный?

- Это очень открытый вид искусства - открытый всем влияниям. Джазовые вокалисты сейчас развиваются наравне с инструменталистами, они так же исследуют разные музыкальные территории, разные подходы к музыке, как это делают инструменталисты. Они экспериментируют, пробуют новые выразительные средства. В каком-то смысле, я думаю, вокалисты возглавляют эволюцию джаза, они очень важны в развитии этой музыки.

На молодого джазового вокалиста, приходящего в эту музыку в нынешних условиях, сильно давит прошлое этой музыки, великие записи великих вокалистов. Как, по-вашему, молодому вокалисту лучше всего справиться с этим давлением - прослушать все великие альбомы прошлого и овладеть всеми манерами всех великих, или не слушать их вообще?

- Я думаю, слушать великие записи великих певцов очень важно. Ну, хотя бы для того, чтобы знать историю той музыки, которой ты хочешь заниматься. Но при этом не менее важно стремиться к тому, чтобы найти свою собственную концепцию, собственное лицо. Ведь для того, чтобы стать великими, великим именно это и пришлось сделать! Каждый из них прошел длинный путь и много и тяжело работать, чтобы стать тем гигантом, которого мы теперь так внимательно изучаем. Кроме того, время-то теперь другое, и твой голос не может отражать только то, как это делали много десятилетий назад великие - твой голос должен отражать сегодняшнюю жизнь, ТВОЮ жизнь. В общем, просто будь собой! 
Ведь я и сама прошла период такого, как бы назвать это, ученичества - я в молодости обнаружила, что мой голос по диапазону, по возможностям напоминает голос Сары Воэн, и я начал петь многие вещи именно так, как их, возможно, спела бы Сара. Потом я осознала это и практически перестала слушать ее записи: я хотела найти свой собственный голос, хотела петь то, что я действительно понимала и принимала как свое, личное. 

Какая музыка, помимо джаза, вдохновляет вас сейчас?

- Я самую разную музыку слушаю. В последнее время я слушаю музыку со всего мира. Однако меня всегда больше всего трогают записи тех людей, которые ни на кого не похожи, которые обладают собственным индивидуальным, уникальным звучанием. Правда, я слушаю музыку не каждый день. Дело в том, что музыка - настолько важная часть моей жизни, что мне нужно находить какой-то баланс... Иногда самой лучшей музыкой оказывается тишина (смеется), иногда послушать тишину - важнее всего!

Если вы все-таки слушаете что-то, помимо тишины - что это: пластинки? Радио?

Дайан Ривз- В основном - CD. Я получаю очень много CD в подарок, в основном от музыкантов. Но не только. Сейчас, например, слушала пластинку соул-певца Донни Хэтуэя, который работал примерно в той же стилистике, что и Марвин Гэй, но со своим, глубоко индивидуальным подходом к музыке (Донни Хэтуэй покончил самоубийством в 1979 г. - ред.). А вчера я слушала новый концертный альбом Уэйна Шортера - "Footprints Live!". Но должна признаться, что в основном слушаю записи, когда еду в машине (смеется).

Что еще составляет вашу жизнь - хобби, спорт, кино...?

- Вы знаете, я очень люблю ездить верхом. Очень люблю кататься на лыжах. И еще очень люблю пешие походы в горах. Лошадей люблю так сильно, что вот-вот куплю себе собственную лошадь: наверное, это случится еще до конца года. Но основное - все-таки музыка. Я много гастролирую, и у меня много разных проектов. Например, скоро я еду в Лос-Анджелес, у меня там программа с Лос-Анджелесским филармоническим обществом, точнее - я в их программе отвечаю за джазовые мероприятия: я стала первым в истории Общества директором их джазовых программ (раньше у них просто не было таких программ), и мне нужно поработать там над организационными вопросами. Это тоже часть моей жизни.

Кирилл МошковБеседовал Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service