502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #12
Бутман стал бэндлидером
Биг - бэнд Игоря Бутмана
По словам Игоря Бутмана, он два года говорил с разными людьми о создании нового биг-бэнда, а собрал его всего за одну неделю, и на премьере 29 марта в "Ле клубе" оркестр играл всего после двух репетиций. Кирпичный куб нового джазового клуба (напомним, джазовые вечера идут в "Ле клубе" с понедельника по четверг еженедельно) в вечер премьеры вместил больше двухсот человек, среди которых были светские ньюсмейкеры (Максим Леонидов, Наталья Ветлицкая и т.п.), джазовый бомонд (Юрий Саульский, Игорь Бриль, Анатолий Кролл и др.), множество журналистов и тьма джазовой молодежи из Гнесинки. Новый оркестр будет играть в клубе по понедельникам (прямо как в Нью-Йорке, где во многих джазовых клубах понедельник - оркестровый день), причем вход в этот день - бесплатный (а обычно, заметим, ОЧЕНЬ дорогой). Правда, в виде компенсации за отсутствие входной платы в клубе ОЧЕНЬ дорогое пиво ($6 за пол-литра). Но это не главное. Главное - что биг-бэнд создан. После распада "МКС Биг-бэнда" Анатолия Кролла в марте прошлого года единственным регулярно действующим биг-бэндом в Москве остался оркестр Олега Лундстрема (не считать же московским биг-бэндом краснодарский оркестр Георгия Гараняна?). Теперь (не считая студенческих) биг-бэндов стало два.
Кто же вошел в состав All Star Big Band Игоря Бутмана? Игорь, правда, говорит, что состав далеко не окончательный и, как во всех биг-бэндах, будет время от времени понемногу изменяться. Тем не менее перечислим тех, кто играл на премьере.
Музыкальный директор и аранжировщик оркестра - Виталий Долгов. Легендарная фигура, человек, которым сделаны лучшие аранжировки лундстремовского оркестра и с именем которого в значительной степени связана целая эпоха в истории отечественных биг-бэндов. Седой, худой, страшно энергичный Долгов дирижировал оркестром весь вечер.
Ритм-секция оркестра представляет собой нынешний состав квартета Игоря Бутмана: пианист Иван Фармаковский, контрабасист Андрей Иванов и барабанщик Эдуард Зизак. Из этих троих оркестровый опыт есть только у барабанщика - Эдик играл у Кролла в последние годы существования "МКС Биг-бэнда" - но звучат они вполне по-оркестровому, хотя в первых двух композициях в ритм-секции ощущалась некоторая нервозность.
Группа труб включает по крайней мере двух интересных солистов. Первый - Александр Беренсон, петербуржец, известный всей стране по соло в финале песни "Аквариума" "Иван Бодхидхарма" (1984). Игорь Бутман говорит об Александре: "одно это соло в истории музыки значит больше всего, что я сделал". Позволим себе усомниться, но соло и впрямь гениальное. В последние годы Беренсон много играет в питерских джаз-клубах, а теперь Бутман начинает потихоньку перетаскивать его в Москву (их связывает давняя дружба - в свое время, в 1984 г., они вместе пришли в оркестр Олега Лундстрема и вместе были оттуда уволены год спустя, когда тогдашний генсек Юрий Андропов запретил работать в Москве лицам без московской прописки). Еще один отличный трубач - 20-летний Виталий Головнев, который в последний год стремительно растет и превращается в одного из наиболее интересных музыкантов своего поколения. Всего в секции четыре музыканта (первая труба, то есть самый высокий голос - Владимир Мамыко; еще одного трубача зовут Вадим, но его фамилию мы прослушали, потому что отвлеклись - Игорь, представляя, назвал его "торсом нашего оркестра" и тот в доказательство встал и продемонстрировал титанически накачанные бицепсы).
Имена секции тромбонов нам ничего не сказали, кроме того, что кого-то из них мы видели в оркестре Кролла. Итак: бас-тромбон - Александр Коновалов, тромбоны - Алексей Секавский, Рашид Галеев и Роман Павлий.
И, наконец, саксофоны. Самый юный участник, талантливый 15-летний тенорист Дмитрий Мосьпан, в оркестре получил в руки баритон (потому что два тенориста в оркестре уже есть, пояснил Бутман) и справился с ним вполне прилично. Иван же Волков, владеющий всеми саксофонами (у Лундстрема как раз он отвечает за баритон), здесь играет на альте (как обычно, взвинченно, ярко и быстро). Еще один лундстремовец-альтист - молодой Евгений Соколовский. И, наконец, второй тенорист после Бутмана - Алексей Николаев, много лет бывший одной из главных звезд оркестра Анатолия Кролла.
Кроме вышеперечисленных, в оркестре работает еще один музыкант: он играет на кларнете и флейте и поет. Он - давний приятель Бутмана, и его приглашение в оркестр - сильный ход Игоря, поскольку способно привлечь достаточно широкую неджазовую (точнее, пока не джазовую, но склонную к тому) аудиторию. Это - вокалист группы "Моральный кодекс" Сергей Мазаев. Его стильный, несколько томный баритон весьма подходит для исполнения весьма широкого джазового репертуара, но особенно хорошо слушается в балладах. Ну, а то, что он пока не очень хорошо представляет себе развитие мелодий, которые поет - при наличии такого музыкального директора, как Долгов, большой проблемы не представляет.
Итак, оркестр создан и вполне впечатляюще заявил о себе: мощные, фирменные аранжировки, вполне уверенная игра и групп, и всего оркестра в целом после всего двух репетиций - впечатляют. Теперь логично ожидать, что под руководством Бутмана и Долгова оркестр обретет класс, а главное - научится столь же уверенно играть piano (тихо), как и fortissimo (очень громко и мощно). Заявка сделана сильная, главное - чтоб оркестр выжил (экономические основы его существования Игорем не афишируется, но нетрудно подсчитать, что при очень скромных гонорарах музыкантам один концерт может обходится как минимум долларов в пятьсот). Во всяком случае, мы это явление всячески приветствуем и всех призываем по понедельникам ходить в "Ле клуб" слушать биг-бэнд Игоря Бутмана.
На первую страницу номера