| Выпуск #12  
  | 
    
      
        | От редактора: Я
        впервые услышал историю Станислава Нидбальского
        год назад, когда в Россию приезжал директор
        джазового фестиваля Лайонела Хэмптона доктор
        Линн Скиннер, сыгравший в судьбе этого человека,
        что называется, критическую роль. Побывав в этом
        году в Айдахо, где живет Нидбальский-младший, я
        пытался встретиться с ним, но безуспешно - его не
        было в городе. Однако, купив в киоске местную
        газету, я обнаружил там статью о Нидбальском.
        Судьба?.. | 
       
      
         | 
       
      
        | Свобода стоила этого? | 
       
      
        | Латвийский барабанщик
        нашел новую жизнь в Соединенных Штатах | 
       
      
         | 
       
      
        Когда Стэн Нидбальский покинул
        свою родную Ригу (Латвия) в 1991 г., балтийская
        страна находилась на последней стадии обретения
        свободы от политического владычества Советского
        Союза. 
        Нидбальский вырос в музыкальной семье. Его отец,
        Леонид, был участником диксиленда в те времена,
        когда джаз в коммунистических странах был
        запрещен (кстати, Нидбальский-старший
        сопровождал группу в этой поездке как менеджер -
        ред.). Нидбальский говорит, что официальный
        лозунг гласил: "От саксофона до ножа один
        шаг". Но его отец был джазовым промоутером и
        возглавлял джазовый клуб - не ресторан с музыкой,
        а кафе авангардистов, где художники могли
        пообщаться друг с другом и где пару раз в неделю
        звучал живой джаз. Политики и другие влиятельные
        персоны часто приходили в клуб послушать музыку,
        благодаря чему заведение оставалось открытым. 
        Стэн Нидбальский мог слушать блюз и джаз по
        радио, на волнах "Свободной Европы",
        "Голоса Америки" и "Радио Люксембург".
        Он говорит чти Рига - гораздо более открытый
        город, нежели, скажем, Москва, потому что это -
        незамерзающий порт на Балтийском море. "Жизнь
        в Латвии была неплоха", - говорит он. - "В
        семье все было нормально, а политикой я не
        занимался... Только перед самым моим отъездом в
        Штаты стало как бы темнеть - СССР хотел усилить
        контроль, а Латвия этого не хотела". 
        Нидбальский поехал в США по программе
        культурного обмена с университетом имени
        Бригэма Янга в Прово, штат Юта. Он был
        барабанщиком в квартете Doctor Blues, блюзовой группе
        из Риги. 
        Частью тура было выступление группы на одном из
        концертов джазового фестиваля Лайонела Хэмптона
        в Москве, штат Айдахо. Doctor Blues играли в этот вечер
        вторыми, первым выступало джазовое трио Раймонда
        Раубишко, тоже из Риги. На дневной настройке
        музыкантов ждал сюрприз. "Я помню, как Лайонел
        Хэмптон дремал за сценой и проснулся, услышав
        нас. Он встал, вытащил свои палочки-маллеты и стал
        играть с нами".  
        Поскольку Нидбальский лучше всех в группе
        говорил по-английски, именно он представлял
        музыкантов. "Я не помню, что говорил. Я был
        напуган до смерти и весь трясся", - вспоминает
        он. - "Не знаю даже, понял меня кто или нет".
        Зато он помнит, что группа звучала хорошо. Они
        сыграли три вещи и успели начать четвертую, но
        тут истекли отпущенные им 15 минут, и они покинули
        сцену под аплодисменты. Группа оставалась в
        Москве на протяжении всего фестиваля и дала
        несколько мастер-классов. 
        "Их первый мастер-класс был у нас, в Школе
        музыки Лайонела Хэмптона университета
        Айдахо", - говорит директор фестиваля, доктор
        Линн Скиннер. - "Но вдруг выяснилось, что из их
        оборудования ничего не работает, потому что все
        на 220 вольт. Мы вывернулись наизнанку, чтобы найти
        адаптеры, но нашли..." 
        Вечером Нидбальский ходил на фестивальные
        концерты и пробирался за сценой меж живых легенд
        современного джаза, которые весь вечер
        беседовали там друг с другом. "Это было
        незабываемое чувство - быть частью чего-то столь
        важного..." Самым незабываемым стала встреча с
        Диззи Гиллеспи (это было его последнее
        выступление на этом фестивале). 
        Уехав из Москвы, Doctor Blues дали концерты в Рексфорде
        (Айдахо) и Прово (Юта), после чего направились в
        Нью-Йорк, чтобы вернуться в Латвию. 
        В Нью-Йорке они жили в отеле, дожидаясь своего
        рейса. Буквально за несколько часов до отъезда в
        аэропорт Нидбальскому позвонили в номер, и этот
        звонок изменил всю его жизнь. 
        "Вы хотели учиться музыке в университете
        Айдахо?" - спросил его доктор Скиннер. - "Мы
        нашли деньги для этого". 
        Скиннер предложил ему стипендию в университете
        Айдахо, и музыкант согласился. У него была
        студенческая виза, так что вернуться в Айдахо к
        осеннему семестру 1991 г. не было проблемой. 
        Он учился в Айдахо год, после чего выиграл
        грин-карту в лотерею Службы иммиграции и
        натурализации. Это дало ему возможность работать
        в США. 
        Он покинул университет и пошел работать,
        поскольку "не видел себя
        музыкантом-исполнителем: это тяжелая жизнь".
        Сначала он мыл столы в одном из ресторанов Москвы
        (Айдахо), затем стал работать могильщиком, в чем
        "удовольствия было мало" - он называет эти
        месяцы "своими темными днями". 
        Некоторое время он работал в ресторане CJs и пару
        раз заменял там барабанщика. Гитарист группы
        хотел собрать новый коллектив, и так Нидбальский
        получил "работу на клубной сцене". Новая
        группа называлась "Johnnie and the Marks" и играла
        классические рок-песни 50-70-х гг. Состав ее
        неоднократно изменялся, и некоторое время назад
        гитарист-основатель покинул коллектив;
        оставшиеся - Нидбальский, басист Дон Самптер и
        гитарист-вокалист Скотт Баук пригласили
        гитариста Скотта Каргилла, и группа под
        названием Hat Trick стала играть в клубе Boomer's в
        Луистоне, Айдахо. С мая 1998-го группа работает в
        клубе Capricorn в Москве, Айдахо. Но внезапно
        музыкантов постигла беда - в четыре утра 13
        сентября прошлого года они потеряли все свои
        инструменты и аппаратуру, когда популярный
        ночной клуб сгорел. "Сгорело все, но нас это не
        остановило", - говорит Стэн. - "На следующей
        неделе мы уже играли на арендованной
        аппаратуре". 
        С тех пор группа успела приобрести аппаратуру в
        кредит; сейчас они работают один уикэнд в месяц в
        восстановленном Boomer's, а три стальных уикэнда - в
        Oasis в соседнем Пуллмане. 
        Жизнь снова выглядит неплохо. Минувшим летом
        Нидбальский получил американское гражданство.
        Кроме того, он нашел хорошую работу: на родине он
        закончил три курса технического института и
        хорошо разбирается в электронике, так что его
        приняли в Швейцеровскую лабораторию в Пуллмане
        тест-оператором. Стэну там очень нравится, и он
        гордится этой работой.  
        "Ничего не далось мне легко, кроме
        грин-карты", - смеется он. - "Правда, оно того
        стоило - хотя поборолся я изрядно". 
        Он жил все эти годы в Москве (Айдахо), потому что
        там началась вся его американская эпопея и
        потому, что ему нравятся люди в этом городе,
        которые его поддерживали. 
        У него есть 15-летняя дочь, которая тоже
        эмигрировала в США со своей матерью. Они живут в
        Миннеаполисе, и Стэн видится с дочерью несколько
        раз в год. Его вторая жена и семилетний сын живут
        с его родителями в Риге, и он собирается в этом
        году выписать их в США.
          Мерф Рэккет 
          Moscow-Pullman Daily News, 28 февраля 1999 
         
         | 
       
      
         | 
       
      
        | На первую
        страницу номера | 
       
     
     |