Выпуск # 41
2003
|
Джаз в красном поясе, или Идеи "Джазовой провинции" живут и побеждают |
|
Кто бы мог сказать лет эдак ...надцать тому назад, что бывший Красный день календаря 7 ноября ознаменуется началом очередной "Провинции" в Курске, да еще и в 8-й раз. Ветераны рассказывают, что фестиваль в первые годы вообще носа из Курска не высовывал. Сам я уже помню многочисленные Брянски, Калуги, Орлы, Тамбовы, "Газели", Самары, поезда, самолеты, пресс-конференции, микрофоны, коньяки, омлеты, гостиницы, краеведческие музеи, американцев, итальянцев, литовцев, тарелки, клавиши, грамоты, буклеты, автографы, переезды, мальчики налево, девочки направо, горячая есть, холодной нет, утром не встать, и это тоже джаз? А вам какое дело! Все равно горящие глаза из зала начинаются в Курске. Потому что там Леня Винцкевич и его команда. У него-то глаза на лоб, у остальных тоже. Музыканты приезжают днем и ночью, потом часть уезжает куда-то в другой город, а вместо них появляются третьи и десятые, и их нужно устроить, накормить, привезти, дать саундчек и выгнать с него же предыдущих, встретить мэра и из управления культуры, найти ключи от комнаты, переодеть брюки, поскольку уже на сцену...
Потому что там, на сцене начинается первый концерт "Джазовой провинции". Всем по 30 минут - и ни секунды больше. Курск ложится спать рано, концерт не резиновый. Вот смотрите - самый дисциплинированный - любимец публики петербуржец Давид Голощекин. Все неизменно: свингующая скрипка, черный костюм, розовощекий ветеран джаза Виктор Епанешников из Москвы, неизменный Денис Дудко на контрабасе, но теперь из Киева и, в довершение, пианист Алексей Подымкин - надежда современного джаза из Новосибирска, хотя теперь тоже в Москве, но без прописки. Зал подвывает от восторга, все как обычно, но не все. На груди у Народного артиста России - орден. Называется орден "Чести и достоинства". Кто бы мог подумать, что в этой стране есть такой орден. Но еще более странно, что его дали как раз тому, кому надо - даже в джазовой среде Давид Семенович среди очень немногих, кто понимает значение этих слов. Орден, между прочим, весьма элегантный.
Итак, машина фестиваля запущена, она уже крутится в ключе неумирающей традиции, которая здесь поддержана не таким уж большим процентом выступающих. На сцене еще одна константа многолетнего фестиваля - вокалистка из Нью-Йорка Ив Корнелиус. Хотя, как выяснилось, мы с ней знакомы по многим городам, не исключая и Москву, а вот в Курске ее не знают, сюда она попала впервые. Ощущается некий дискомфорт. Видимо, резкая смена часового пояса, усталость, затянутый саундчек смягчают энергетический напор на сцене, не очень звучат связки. Хотя певица показывает хороший нью-йоркский класс. Стандарты и не вполне стандарты звучат с известными интонациями то Сары, то Эллы, то еще кого-то, а "Body and Soul" повторяет классическое соло Коулмана Хокинса, известное еще и по версии Manhattan Transfer. Рядом - чувствительные партнеры, готовые поймать мимолетный взгляд. Любопытно, что часть из них давно сыграна - Леонид Винцкевич (ф-но), Лембит Саарсалу (саксофон), Йоэль Гонсалес (перкуссия), а часть с утра и не слыхали про Ив - это Игорь Кондур (контрабас) и Дмитрий Севастьянов (ударные). Ничего, им еще играть и играть вместе - 14 городов впереди.
За эти первые три дня Ив приняли очень тепло, причем тоже трижды: 6 и 8 ноября в зале Курской филармонии и 7 ноября в Белгороде. Да, командированная команда 7 ноября имела неистовый прием в Белгороде. Через дорожные рытвины и туман в хмурое утро годовщины Октябрьской революции поближе к украинской границе отправились отец и сын Винцкевичи, Ив Корнелиус, литовское трио (Витас Лабутис, Арвидас Иоффе и Леонид Шинкаренко), "Лера Гехнер Бэнд", а с украинской стороны к ним навстречу двигались знаменитые Man Sound'ы. Говорят, концерт вышел на славу.
Однако в это время в Курске, как и положено, 7 ноября краснофлажный люд отправился на демонстрацию с лозунгами "всех на свалку - от олигархов до президента - и вернуть все, как было". Я как раз вышел из гостиницы на завтрак. До ресторана 10 метров, так что пальто осталось в номере. А жаль, так захотелось слиться в едином порыве с безликой массой, ощутить "дух" свободы от мысли, надеть красную нарукавку. Нет, без пальто не пойду. Зябко, да и пора надевать галстук. Ведь в городе джаз, который тоже свобода и тоже не всегда с мыслью.
Впрочем, это я зря. Мысль была, и особенно четко прослеживалась у литовцев. Их было четверо, только появились на сцене они вразбивку. Сначала Лабутис, Шинкаренко и Йоффе представили интереснейшую сюиту для электробаса, саксофонов, ударных, клавишных и трех голосов, в которой в непрерывном и контрастном движении были все состояния и настроения, лирика и веселье, танец и медитация. Даже названия трех частей образовывали единое целое с музыкой: "Уходя, закрой двери", "Женщина", "Открой двери".
Организаторы успели забегать, засуетиться за кулисами. Мол, сложная музыка, непривычно, длинные пьесы. Опять публику держат за массу, не понимая, что масса уже готовится к демонстрации и красит плакаты, а в зале не массы, а люди. И это правильно - люди в зале восприняли литовский евроджаз абсолютно адекватно, выдохнули "браво" и на нарушение регламента не сетовали.
Четвертый литовец с именем европейского уровня - перкуссионист Аркадий Готесман - принял на себя роль партнера семейства Винцкевичей. Леонид и Николай вновь, теперь уже родной курской публике, представили свои русско-ECM-овские лирико-драматические композиции, требующие тонкой работы перкуссии. Готесман со своим общеевропейским опытом оказался весьма кстати.
В сущности, эти два состава и показали серьезное современное направление импровизационной музыки высокого уровня. Была надежда на иностранцев в лице... точнее, в двух лицах - итальянцев трубача Давида Боато и пианиста Клауко Веньера, представленных на фестивале бас-гитаристом Аркадием Овруцким. Оба иностранца - типичные европейские фрилэнсеры, переигравшие с множеством знаменитостей, от Чучо Вальдеса до Ли Коница и Кенни Уилера. И, хотя у пианиста чувствуется солидный уровень компетентности благодаря консерватории в Удине и колледжу Беркли, в целом музыка оказалась весьма средней, какой-то бесцветной, а ритм-секция не была в состоянии улучшить этот уровень. Может быть, рядом с именитыми партнерами что-нибудь получается, но...
Приятные открытия приходили с другой географической стороны. Например, порадовал казанский дуэт пианиста Андрея Руденко и тенор-саксофониста Сергея Баулина. Сам по себе жанр дуэта труден, но музыканты, играющие в родном городе в составе оркестра Виктора Деринга, справились с ним не только уверенно, но еще и с индивидуальным почерком, не сводящимся в интонации к классическим прототипам.
Если продолжать о пришельцах с другой стороны, то откровенный успех выпал на гостей с "неджазовой" территории. В высших строках рейтинга трех фестивальных дней в верхних строках оказался квартет гитариста Ивана Смирнова, с некоторым удивлением воспринявший само приглашение на джазовый фестиваль. В сущности, джаза в их тоже весьма коротком (все должно укладываться в 30 минут, и ни миллиметра сверху) выступлении было больше, чем в иных составах, десятки лет олицетворяющих наш джаз в общественном сознании. Да, свинг другого рода, да, тематизм не афроамериканский, да, форма не сводится к теме с вариациями. Но публика опять оказалась не глупее музыкантов, почувствовала, откликнулась на кельтско- фламенко- русско- роково-академические интонации, оценила безудержную страсть, юмор, лиризм, наконец, профессионализм замечательного гитариста Ивана Смирнова, прошедшего огромный путь от электронной музыки, через рок, "Арсенал", стремление к акустике и к собственному почерку в этно-рок-джазе. Да и партнеры Ивана - его сын Михаил (клавиши, перкуссия, гармоника), Сергей Клевенский (кларнет и народные духовые), Дмитрий Сафонов (гитара) исключительно умелы и функциональны в ансамбле. Каждый из них - личность, но вместе явно немало репетируют.
Выступление квартета Смирнова пришлось как раз на 8 ноября. В этот день на сцену филармонии выходили наши заслуженные мэтры: Александр Осейчук и его ансамбль "Зеленая волна" (в составе: Сергей Васильев - контрабас, Константин Горбатенко - фортепиано, Павел Тимофеев - барабаны), а попозже - "Каданс-Миллениум" Германа Лукьянова. Об этих ансамблях в "Полном джазе" уже немало писалось, и в коротком репортаже с места событий трудно что-либо добавить. Отмечу лишь, что в "Зеленой волне" продолжает выделяться характерным интересным почерком Константин Горбатенко, а Герман Лукьянов в свою программу, напоминающую по конструкции построения ансамблей Дейва Холланда последних лет, ввел женский голос в лице Ани Бутурлиной. Я не заметил, чтобы публика восприняла этот шаг, как важный компромисс со стороны Германа Константиновича, но - возможно - я не прав.
А вот что публика восприняла с энтузиазмом ярым, так это питерский "Лера Гехнер Бэнд". Мы-то его уже слушали многажды, а в Курске вокалистка Лера и состав саксофониста Алексея Попова появились впервые. Я даже позавидовал курянам.
Такое впечатление, что украденный Сихотэ-Алиньский метеорит прямо на курскую сцену с небес и свалился. Пела эта публика вместе Лерой весьма стройно, и не знала, что выступление было на грани срыва. Басист Владимир Кольцов-Крутов на поезд опоздал, пришлось догонять на самолете, приземлившемся минут за двадцать до намеченного выхода на сцену. Заодно выяснилось, что в Курске тоже есть аэродром.
А еще выяснилось, что фестиваль был с сильным вокальным уклоном. И не просто с вокальным, а с a-capell-ным.
Киевский ManSound не только сеет в городах и поселках городского типа в Европе и в Америке доброе и вечное. Он еще и оставляет семена вокально-ансамблевого вируса. Только за последнее время в местах временного пребывания киевского секстета возникли: мужской коллектив в Белгороде, вокальная группа Deja Vu в Казани, а теперь и женский секстет "Шестое чувство" в самом Курске. Последний ансамбль, получив минут десять на сцене фестиваля, был взволнован и счастлив, чувствуя себя скромным дебютантом. Однако, выйдя на сцену, показал вполне самостоятельный стиль не женского, а скорее женственного ансамбля. Все барышни-участницы под руководством Любови Тулинцевой - педагогини, хорошо слышат себя, настроены самокритично, а это уже залог будущего роста. Во всяком случае, их выступление оказалось приятным сюрпризом.
А еще приятным и неожиданным для курской публики оказалось выступление московской вокальной группы A'Cappella ExpreSSS в составе: Екатерина Надареашвили, Диана Поленова, Алексей Заволокин, Этери Бериашвили, Максим Костра и Андрей Туник. Эта группа, возникшая всего полтора года назад из недр ансамбля Cool & Jazzy, достигла впечатляющего уровня и в уровне аранжировок, и в балансе, и в ритмической слаженности. Но главное впечатление - свобода при условии строгой аранжировки: чувство, достигаемое большим опытом и внутренней установкой. Быть может, они звучат не настолько вычищенно, как ManSound, но по энергетике уже сейчас выглядят не хуже. Во всяком случае, Гран-при конкурса Vokal - Total в австрийском Граце кому попало не дают. Зал ликовал не хуже, чем на "Саунде Мэнов", а ведь последним впору в Курске бронзовые бюсты ставить. Ребята поют там каждую "Провинцию", вопль в зале зарождается даже не тогда, когда ведущий их объявляет, а только стоит ему об этом подумать.
И что характерно, у каждого ансамбля есть своя национальная линия. У ManSound - украинская, а у A'Cappella ExpreSSS... грузинская, но только в аранжировках по принципам New York Voices.
Из всего этого следует, что трехдневное начало в Курске получилось неслабым, т.е. сильным. При этом два дня из трех были аншлаговыми, что дало мне возможность разъяснить слушателям разницу между "аншлагом" и "полным аншлагом" (она такая же, как между "дебютом" и "первым дебютом"). Однако "Провинция" отправилась по маршруту в Орел и в Воронеж, а я поспешил к тебе, дорогой читатель... Может быть, встретимся 13 ноября на "провинциальном концерте" в Международном доме музыки в Москве.
Михаил Митропольский
Фото Анатолия Иванова (Курск)
и Вениамина Нудельмана (Белгород)
|
|
На первую
страницу номера |
|