502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 4
2004

Череповец: "Джазовая панорама"
ЧереповецЕжегодная "Джазовая панорама" проходит в Череповце уже далеко не в первый раз. Как говорит организатор фестиваля Геннадий Лысцов, первоначально главной идеей концертов было "показать городу, что джазовые музыканты в Череповце еще живы". И если на первой "панораме" исполнителей действительно было немного, то на последней - десятой по счету - их оказалось достаточно, чтобы считать происходившее полноценным всероссийским фестивалем: кроме Череповца и областного центра Вологды, на сцене были представлены Ярославль, Санкт-Петербург и Самара, до которой отсюда добрых полторы тысячи километров.
Как и всегда, "Джазовая панорама" прошла на сцене Детской Музыкальной Школы № 1 имени Е.А.Колесникова - местной достопримечательности, о которой (и оправданно) написаны целые монографии. Школа была создана более 55 лет назад по... недосмотру культурного управления местного горисполкома, которое выписало сильного столичного педагога для работы на ставке, которая оказалась уже занята; приезжему специалисту не оставалось ничего иного, как искать альтернативное применение своим способностям. А потом директором стал Евгений Колесников, кипучая энергия которого привела к появлению в Череповце не только начального музыкального образования в виде нескольких музыкальных школ, но и к становлению среднего звена - музыкального училища.
Валерий СтоляровК джазу, правда, все это имеет отношение лишь постольку, поскольку нынешний директор школы Валерий Столяров активно поддерживает местных энтузиастов в организации концертной жизни. Как ни парадоксально, здешние промышленные гиганты пока проявляют больше интереса к хоккею, чем к культуре. Но очень и очень неплохой зал школы, рассчитанный на 350 мест, позволяет проводить фестиваль в своем помещении - и это помещение уже который год заполнено до отказа.
"Вестники джаза"Все первое отделение на "Панораме-2004" было отдано череповчанам. Они выступали по нарастающей, начав с молодого ансамбля самой ДМШ № 1 под названием "Вестники джаза" (по чистосердечному признанию руководителя, это совершенно осознанная калька с "Jazz Messengers"). В их выступлении была техническая изюминка, которая наверняка понравилась бы "санитарам леса": "Lullaby Of Birdland" ведущая концерта подала как "Колыбельную птичьего острова", а "It Don't Mean a Thing" как "Без света нет джаза". В музыкальном же плане коллектив на фоне более маститых товарищей по сцене можно бы было, наверное, и не расписывать в деталях, если бы не одно "но". В нем играет саксофонист Евгений Никифоров, частый посетитель чата "Разговоры о джазе", ставший в результате вроде бы невинного перешучивания с вашим корреспондентом прямым виновником появления на фестивале гостей из Самары, да и самого этого репортажа.
вокальный ансамбль из КадуяВслед за "Вестниками" выступил вокальный ансамбль из близлежащего города Кадуй, который, хотя и смотрелся много внушительнее, в плане именно джазовом (ни в коем случае не музыкальном вообще!) ушел от воспитанников ДМШ недалеко. Молодые ребята, которых странно бы было рассматривать как зрелых музыкантов, все-таки импровизировали. Одиннадцать же вокалистов показали программу академического толка, хотя и с любопытными находками: если можно спорить с уместностью попытки джазового переложения народной песни "Жили у бабуси два веселых гуся", то нельзя по крайней мере отказать вокальному ансамблю в оригинальности решений.
Я даже не скрою, что именно в момент "двух веселых гусей" сидящий рядом самарский музыкант посмотрел на меня с тоскливым испугом и сказал "Куда мы попали?". Не скрою потому, что ближе к концу отделения, когда Череповец выставил свои основные силы, увидел совершенно бесспорное качество местной джазовой среды. А ближе к концу концерта, когда большая часть зрителей уже покинула зал, чтобы не расплескать накопленные за пять часов впечатления, я понял и главное: Череповец, при всем уважении, все-таки не только не Москва, но даже и не Самара. Имея в городе музыкальный вуз и несколько музучилищ, как-то забываешь о том, что в некоторых местах и одно музучилище - предмет гордости. И не понимаешь, что наверняка в России множество мест, где для любого "непопсового" музыканта любая возможность публичного выступления - это в прямом смысле слова удача. Так что упрекать вокалистов из Кадуя за отсутствие свинга - это то же самое, что упрекать оргкомитет "Панорамы" за неумение выгнать в шею все местные коллективы и ограничиться привозом Джона Скофилда... Да, на Череповецком фестивале был и НЕ джаз. Это и одиннадцать вокалистов в строгих костюмах, и совершенно, казалось бы, неуместный кантри-проект с безумным количеством самых разнообразных гитар. Но дело-то не в том, что не выдержаны на сто процентов стилистические рамки. Дело в том, что на джаз наверняка пришли и те люди, которым было интересно посмотреть только на кантри...
КираТак что мы попали в очень и очень неплохое место. Тому свидетельством - третьи выступавшие, ансамбль "Мультисаунд". Довольно странный местный проект, в котором почти все участники, согласно анонсу руководителя Сергея Журавлева, играли "не на саксофоне" (а саксофонная школа в Череповце весьма сильна). "Не на саксофоне" играл сам Сергей Журавлев (ему досталась бас-гитара), любовно названный им "Майклом Миллером" Михаил Мельников (севший за фортепиано) и вокалистка Кира, узнать фамилию которой не удалось (это, кстати, обидное упущение организаторов - музыкантов со сцены по именам не называли). "Мультисаунд" исполнил несколько стандартов, в ряде из которых бас-гитара руководителя несколько, скажем так, либеральничала, но зато вокал Киры был выше всяких похвал. Было искренне непонятно, зачем при таких данных уделять внимание еще и саксофону. Великолепный высокий тембр и интересная работа с мелодией - так же, как лучшая молодая самарская вокалистка Юлия Землянская поет с заметной оттяжкой, отставая от ритма, Кира поет с легким опережением, очень неожиданно расцвечивая такие, казалось бы, знакомые вещи, как "How Insensitive" и "Once I Loved"...
Вслед за "Мультисаундом" выступили Сергей Зюрин и Артем Савенков, ныне питерские студенты, которым не удалось привезти с собой ритм-секцию и которые сыграли три авторских композиции в дуэте (синтезатор и сопрано-саксофон). Интересная композиторская работа, временами уводившая исполнителей от мэйнстрима современного толка к конструкциям а-ля Дайнюс Пулаускас, была оценена слушателями по достоинству.
Ансамбль "Кантри-бас Ч", вышедший на сцену в ковбойских шляпах, в контексте джазового фестиваля упоминания при всем уважении не заслуживает.
"Данилов-бэнд"А вот "Данилов-бэнд" - заслуживает. Унаследовав от череповецких ковбоев бас-гитариста, а от "Мультисаунда" теперь уже саксофониста Михаила Мельникова, этот комбо с отлично звучащей альт-саксофонисткой наконец раскачал зал по полной программе - уже без всяких ссылок на предпочтение стиля или понимание джаза как такового. Начав сравнительно скромно, "Данилов-бэнд" на глазах оброс полновесной секцией духовых (труба, тромбон и альт с тенором), его поначалу малозаметный пианист заиграл тембром органа "Хаммонд" и заставил уважительно присвистнуть кого-то из наиболее раскованных зрителей, а гитарист блюзового плана вдруг блестяще вписался в стилистику очередной композиции - и практически на ровном месте "даниловцы" по-настоящему завели аудиторию, подняв на порядок и энергетику, и громкость исполнения. Эстеты, правда, впоследствии говорили, что это слишком напоминало лучшие годы ансамбля Chicago, но мало кто из музыкантов сочтет это не за комплимент. Тем более если речь идет о лучших годах... Исполненная же "Tequila" украсила бы итоговый компакт любого самого представительного фестиваля.
Завершал первое отделение биг-бэнд череповецкого училища искусств под управлением Павла Панфилова, в котором показались в своей основной специальности те, кто раньше был "не на саксофоне". Признаюсь, меня несколько смутил репертуар биг-бэнда, который чуть ли не композиция в композицию повторил репертуар знакомого мне до ноты самарского "Ритма", но - что куда важнее - не возникло ни единого вопроса по качеству исполнения. Не знаю, что преподает Павел Панфилов, но учиться у такого педагога должно быть большой удачей.
Второе отделение было целиком отдано музыкантам из Вологды. Областной центр представил несколько коллективов, которые, к сожалению, вашему корреспонденту не удалось посмотреть по чисто техническим причинам: назвавшись груздем (в данном случае - администратором группы), приходится уделять преимущественное внимание ей, а не всему остальному. Впрочем, отдельные вологодские музыканты явно не прошли бы тест на наличие допинга в крови, а потому есть довольно серьезный повод дисквалифицировать все второе отделение так или иначе. О вологодцах следует сказать только, что в их делегации было достаточно сильных инструменталистов, которые даже под дополнительной стимуляцией сумели засвидетельствовать свой класс; но упоминать имена этих музыкантов, при всем уважении, я буду не раньше, чем увижу этот класс в его нормальном проявлении. Готов продолжить дискуссию с любым, кто не считает спиртное в заметных дозах помехой выступлению на фестивале.
Впрочем, подавляющему большинству молодежи шоу, устроенное вологодским трио (саксофон, бас-гитара и ударные) явно оказалось по вкусу. Барабанщик сломал две пары палок, басист периодически наступал на шнур и выдергивал его из инструмента, а саксофонист не только пел и плясал, но даже пытался импровизировать на забытой кем-то сурдине, выдувая из нее довольно пикантные звуки во всех возможных направлениях. Ситуацию как нельзя лучше описывает избитая фраза: "эту бы энергию - да в мирных целях"...
Третье отделение открыл питерский дуэт пианиста Дмитрия Братухина и альт-саксофониста Андрея Блинчевского, который уже без всяких оговорок достоин выступить на любом фестивале федерального уровня. Сам инструментальный состав заставлял предположить, что музыка в исполнении петербуржцев будет как минимум не развлекательной, и это впечатление оправдалось полностью. Присоединившийся в одной из композиций к дуэту ярославский тромбонист (в очередной раз не названный по имени) добавил изысканной музыке неожиданно традиционного звучания, сделав ее если не сильнее, то как минимум интереснее.
New AА завершала фестиваль самарская группа "NEW A" под руководством гитариста Олега Примака, появление которой на фестивале было бы невозможно без помощи Дорожного Центра Культуры Куйбышевской ж.д., который активно поддерживает набирающий обороты коллектив. Как человек, наблюдавший за сценой теперь уже изнутри, не могу не признать, что группа появилась перед публикой нехорошо взвинченной, во многом расстроенной неожиданным "подарком" от вологодцев, после клоунады которых чуть ли не две трети аудитории покинули зал, решив не перебарщивать с впечатлениями. И тем отраднее было видеть, как уже в первой своей композиции самарские гости перебороли свои негативные эмоции; авторская же баллада Олега Примака "Love And Gold" стала, без преувеличения, одной из ключевых тем фестиваля. В конце концов, недаром после выступления одна из местных джазовых активисток сказала буквально следующее: "Я жалею только об одном - что этого не слышал весь наш город".
организаторы фестиваляНе жалейте, череповчане! Мало ли чего не слышал ваш город и мало ли чего не слышали другие города. Будет "Джазовая панорама-2005", которую оргкомитету уж точно придется разбивать минимум на два дня. А очередная партия ваших студентов вновь пополнит джазовые ряды обеих столиц. Мало кто будет относиться к череповецкому фестивалю как к чему-то второсортному, если узнает, сколько профессиональных музыкантов начинали именно здесь.
Вы не знаете? Приезжайте на "Панораму" в конце января две тысячи пятого. Геннадий Лысцов вам расскажет. 

Юрий Льноградский,
собкор "Полного джаза" в Самаре

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service