502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 10-11
2004

Даниил Крамер: "Музыкантом был, музыкантом и остаюсь"
12 марта в Большом зале Московского Международного Дома музыки пианист Даниил Крамер играл со своим постоянным партнером последнего времени - французским скрипачом Дидье Локвудом. Через несколько дней после концерта мы беседуем с Даниилом, обсуждая его планы и достижения.
Даниил Крамер и Дидье Локвуд
Даниил, вы известны в разных ипостасях, не только как исполнитель. Расскажите, чем вы сейчас занимаетесь помимо концертной деятельности?

- Моя деятельность развивается по трем направлениям: концертная, менеджерская и педагогическая. Ну, и частично композиторская, но сейчас поменьше. Я преподаю в Московской консерватории и в ЦМШ (Центральной музыкальной школе при консерватории - ред.), а сейчас меня пригласили возглавить джазовое отделение при Институте современного искусства. Помимо этого я являюсь менеджером как отдельных музыкантов, так и восьми российских джазовых фестивалей. Что касается концертной работы - она очень интенсивна. Это и концертные абонементы "Джазовая музыка в академических залах", которые проходят по всей России, и отдельные выступления. Помимо этого идет интенсивная гастрольная работа за пределами России. Я в этом плане один из самых счастливых музыкантов: у меня два генеральных менеджера в Европе и один в Восточной Европе. Кроме того, мною занимаются и в Японии, и в США.

Абонемент "Джазовая музыка в академических залах" завоевал большую популярность в российских городах. Чем он ценен лично для вас?

- Сейчас этот абонемент проходит уже в 15 городах, и аналогов ему я не знаю. Такого нигде нет, чтобы один и тот же артист три раза в сезон приезжал в одно и то же место и привозил с собой разных артистов. И я с гордостью могу сказать, что абонемент этот оказался аншлаговым, хотя никто не ожидал такой реакции. В этом году он уже 10 лет идет в Екатеринбурге, и это10 лет аншлагов! Ценен он тем, что туда приглашаются и русские, и зарубежные артисты, и русские музыканты, живущие за рубежом. Вот на будущий абонемент будет приглашен, например, литовский саксофонист Витаутас Лабутис. Абонемент "Джазовая музыка в академических залах" составляет гастрольную цепочку по многим городам: Тюмень, Омск, Пермь, Челябинск, Уфа, Самара, Тольятти, Саратов, Киров, Ижевск... И это обычная серия. Я говорю "обычная", но как правило она состоит из 12-15 концертов - каждый день новый город, следующий концерт. Тур нелегкий, но все музыканты уезжают очень счастливые. 
Понимаете, я ставил своей задачей возродить в российских регионах практически умершую джазовую концертную сцену. Любая филармония считала, что если в этом году был уже один джазовый концерт - все, хватит. Сейчас же по следам моих джазовых абонементов начинают появляться другие фестивали и концерты. Например, абонемент "Сибирский джаз", который охватывает территорию Урала и Сибири.

Но есть и еще фестивали, арт-директором которых вы являетесь...

- Да, на сегодняшний момент их восемь. А начиналось все с Тюмени - это был первый фестиваль, который я организовал. И он прошел с успехом, об этом узнали мои партнеры, и стали предлагать мне сделать джазовые фестивали и в других городах. Причем в Перми и без меня существовал джазовый фестиваль, я просто стал его арт-директором. И вот сейчас эти фестивали идут в Тюмени, Екатеринбурге, Перми, в Омске, Сургуте, в Самаре, в Нижнем Новгороде, в Суздале, и их планируется еще больше. Часть из них ежегодные (Пермь, Тюмень), часть проводится раз в два года. Я даже не ожидал, что у меня это получится., что я смогу с этим справиться. Потому что у меня нет в России какой-то специально фестивальной дирекции, я все делаю сам. Моя задача сделать все это быстро, качественно и все успеть. Мне очень помогает моя семья: моя жена и дочь. Собственно, мы и есть менеджерское агентство, которое весьма успешно работает на русском джазовом рынке. 

Как вы выбираете музыкантов, которых приглашаете для участия в фестивале? 

- Главный принцип - качество. Поставлена определенная планка, и ни один ансамбль или музыкант ниже этой планки не будет приглашен. Поэтому у меня существует такой странный договор с публикой в российских регионах, и я его озвучил открыто на концертах. Он звучит так: дорогие слушатели и зрители! Я прошу вас мне поверить. Все, что будет представлено и под чем будет стоять мое имя, обладает совершенно определенным уровнем. Знаете вы этих людей, не знаете - пусть вас это не волнует. Их знаю я, и я вам их покажу. Этот кредит доверия я заслуживал всей своей многолетней деятельностью. Я без зазрения совести пользуюсь неким карт-бланшем, который мне предоставлен российскими слушателями, твердо зная, что если я хоть один раз обману их доверие, на этом карт-бланш закончится раз и на всегда. 

И какова бывает реакция публики, если вы привозите совершенно неизвестного музыканта?

- На фестивалях часто появляются люди, которых российская публика не знает. Собственно говоря, на этом построен принцип гастрольного абонемента: показать людям новое, вывести на сцену еще не известных музыкантов. По моим наблюдениям, по тем мониторингам, которые я проводил, 80 процентов музыкантов, которых я показывал на этих абонементах, очень нравятся. Остальные нравятся чуть меньше. Но качество их совершенно определенное - это только высокие профессионалы. Другое дело - и это все должны понимать - никто не гарантирован от неудачного выступления. Вдохновение - такая вещь, которую Господь Бог может отнять в любую секунду. Вот, например, я этой зимой играл в Уфе и неудачно ударил палец о клавиши. Я доигрывал концерт с распухшим, совершенно онемевшим пальцем.. Естественно, мне было труднее играть, но я не сорвал концерт. Есть профессиональный уровень музыканта, и когда он высокий, артист просто не сможет этого сделать. 

Всегда ли вы приглашаете тех музыкантов, творчество которых нравится вам лично?

- Знаете, я не ханжа, который уперся рогом во что-то в джазе и только это и видит. Я совершенно открыт. Бывает и так, что я приглашаю на свои фестивали коллективы, музыка которых лично мне не очень нравится. Но я отдаю должное их мастерству и вижу, что они нравятся другим. Такое уже было, и не один раз. 

Кого из зарубежных музыкантов можно будет услышать на фестивале в ближайшее время?

- Сейчас идет речь о приглашении на один из фестивалей квартета великого саксофониста Бенни Голсона. На зимнюю серию должна приехать Рене Мари и великолепный польский ансамбль Анджея Ягодзинского с программой "Шопен в джазе". Кстати, Анджей Ягодзинский появится и в моем цикле в московском Международном Доме музыки, где я планирую со следующего сезона цикл "Мировое музыкальное ревю". Там будет не только джаз, но и этническая музыка, роковая, эстрадная, классика, обязательно. Я отношусь к джазу очень широко. Должен приехать немецкий ансамбль, который называется "Сlassiс meets Cuba" - "Классика встречается с Кубой". Эта программа получила премию "Эхо Классика", и об успехе этой программы вы можете судить по тому, что только за один сезон в Германии у них было 40 концертов. Это шоу-программа, в которой есть много несерьезного. Но не всегда ведь, встречаясь с джазом, классика должна решать мировые проблемы. Я помню слова Моцарта о том, что музыка создана для наслаждения. Даже когда музыка Моцарта решает мировые проблемы - ею наслаждаешься. Это черта гения. Но, играя или сочиняя музыку, надо помнить и о многом другом. О том, что одна и та же музыка не может наслаждать всех подряд. Приходят тысячи людей с разными характерами, разными вкусами, разным настроением. Одни скажут: это плохо, другие - это гениально. Так и надо. Если музыка бесспорна - что-то тут не так. Я никогда не забываю, что опера "Кармен" была освистана на первом представлении. Хотя это и не говорит в пользу французской музыкальной критики... 

Даниил, вы многое сделали для возрождения филармонических джазовых абонементов не только в регионах, но и в Москве...

Да, я вел когда-то переговоры с прежней администрацией Большого зала Консерватории, и после долгого перерыва на его сцене были первые концерты трио Кузнецов-Шилклопер-Крамер и Кузнецов-Гаранян-Крамер (1996-97 гг. - ред.). Теперь все больше и больше джаз звучит со сцены зала им.Чайковского, в Большом зале Консерватории, и в Малом зале, и в ММДМ - во всех лучших залах Москвы. Идут абонементы Гараняна, Фейертага... И слава Богу! Для этого все и делалось. Джаз стал частью интенсивной концертной жизни. Что, кроме счастья, должен испытывать по этому поводу джазовый музыкант и джазовый организатор, который вложил в это столько лет и столько сил?
Вся эта работа была предназначена для того, чтобы вытащить часть наиболее талантливых музыкантов из клубов. Не поймите меня превратно, я - за клубы. Клуб - это кухня, где все варится. Но дальше что делать, когда это сварилось? Нужна сцена: концертная, фестивальная. В этом пока Россия очень отстает от Запада. В советские времена (многими ругаемые, и быть может зря) существовало 62 джазовых фестиваля! Они умерли, но по объективным причинам. Эти фестивали сыграли гигантскую положительную роль, выведя на сцену огромное количество ныне известных джазовых музыкантов, и воспитали часть менеджеров, которые и сегодня успешно действуют на фестивальном рынке. Таких, как, например, Толя Берестов из Новокузнецка - это один из лучших, на мой взгляд, российских менеджеров. Таких, как Владимир Фейертаг, - которые воспитывали публику и умели это делать. Но сыграли эти фестивали и отрицательную роль, разложив часть потенциальной публики, приучив ее к халяве, приучив ее к тому, что на джазовом фестивале можно ходить по залу, пить пиво, и вообще, что джаз - это не серьезно. 

А в чем различия, на ваш взгляд, между клубным, фестивальным джазом и джазом, исполняемым на концертной сцене?

Я для себя резко различаю концертный, фестивальный и клубный джаз - это одна из моих принципиальных позиций. Это разные программы, разное исполнительство. Концерт - музыкант выносит одну картину на сцену, фестиваль - это парад музыкантов, временные рамки картины сокращаются, она может быть либо парадной, либо развлекательной. А клубный джаз - это совершенно другой способ исполнительства, совершенно другой менталитет. Но он не хуже, чем первые два. Просто это три разные ипостаси. Клубного джаза сейчас в России (ура!) очень много, уже почти Нью-Йорк! Уже существует множество клубов, таких как "Ле Клуб", "Б-2", "Форте", и музыкантам есть, где работать. 

Даниил, где и с какими музыкантами вы будете играть в этом году? Какие особенно интересные программы вы могли бы выделить?

Должен сказать, что моя летняя серия будет состоять из фестивалей в Монтре, Сант-Тропе, Марсьяке, Вьене, Антибе, Тулоне, Дрездене... И это только фестивальная серия, где я буду играть и соло, и вместе со скрипачом Дидье Локвудом. На этих фестивалях я буду играть в очень разных программах: это и чисто джазовые программы, и программы, больше связанные с этническими видами музыки. Будут программы, связанные с классикой, с классикой и джазом. Скажем, в некоторых местах я буду выступать не только с Дидье Локвудом, но и с его женой - Каролин Казадеюс, оперной певицей. Получается такое очень странное трио: два джазовых музыканта, из которых один джазово-классический (это я) и один джаз-роковый (Дидье Локвуд). Плюс оперная певица. Такое, знаете ли, шоковое сочетание. Но программа уже опробована на различных фестивалях, и даже один раз в России (в Саратове), и произвела великолепное впечатление. Должен с гордостью сказать, что прошлым летом, после фестиваля Джанго Рейнхардта под Парижем, наш дуэт с Локвудом назвали одним из лучших малых составов в Европе. Мне было очень приятно об этом прочитать. 

Скрипач Дидье Локвуд - знаток не только джаза и джаз-рока, но и кельтской музыки, да и вообще этнических стилей. Вы ведь не впервые играете вместе с музыкантом такого плана?

- Судьба сводила меня с людьми, очень интересными в этом плане. Из русских музыкантов можно назвать того же Аркадия Шилклопера. Он ввел меня в этот мир, в этот менталитет, что во многом мне помогло потом, когда я начал делать программы, где использовал и этнические элементы. Скажем, в последнем моем парижском диске я записал в одной из пьес ирландскую музыку. И когда я начал играть с Локвудом, мне было очень легко с ним.

С Аркадием Шилклопером вас связывает не только дружба и сотрудничество. Вы еще являетесь его менеджером в России?

Да, а также ансамбля "Маримба Плюс". Это молодые, очень талантливые ребята, за которыми я вижу гигантскую перспективу, и я с удовольствием стал их менеджером. Я очень аккуратно к этому отношусь и не возьму к себе в менеджмент людей, которые не будут отвечать моим стандартам качества. А "Маримба Плюс" отвечает им на 100%.
И я очень рад, что этот молодой ансамбль включен в программу фестиваля Кролла "Все звезды джаза" - это признание их класса. 
К тому же, сейчас идет речь о создании продюсируемого тремя странами этнического джазового ансамбля, в котором с русской стороны будет участвовать "Маримба Плюс". Я, как директор русских джазовых музыкантов, семь месяцев назад подписал протокол о сотрудничестве. Это будет в июне этого года, в Монтобо. Будут три разные программы: Игорь Бутман - вершина чистого джаза, Валерий Гроховский с программой "Бах в джазе" и "Маримба Плюс" - удивительное сочетание, на мой взгляд, композиторства и импровизации, классических, этнических и джазовых элементов.

Даниил, у вас очень насыщенная жизнь, разные виды деятельности... И все же, кем вы себя прежде всего считаете: музыкантом, менеджером, педагогом? 

- Да, просто не хватает времени жить и дышать! Тем не менее я ужасно счастлив. Потому что любой музыкант, который столь востребован, не может не быть счастлив. Могу вам откровенно сказать, что очень часто, когда я ложусь спать, я произношу молитву Богу (я не принадлежу ни к какой религии, у меня есть свой собственный Бог, в которого я очень верю). Я молюсь, чтобы Он у меня это не отнял. Я имею в виду - не сломал палец, ногу, не убил раньше времени. И все же я никогда не буду в первую очередь менеджером или педагогом. Пока я жив и могу играть, я всегда буду сначала концертным музыкантом. Это главное, чем я занимаюсь: музыкантом был, музыкантом и остаюсь.

беседовала Светлана Аввакумова

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service