502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 19-20 (257-258) - 29 мая 2004 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий номер (259) выйдет 9 июня 2004 г.

Слово к читателям
На Россию и вообще экс-СССР (ну, главным образом все-таки на Москву и столицы других постсоветских стран - но ведь и значительная часть джазовой аудитории пост-Союза сконцентрирована в столицах, если не качественно, то по крайней мере количественно) обрушился вал джазовых гастролеров и внутрироссийских джазовых событий, причем гастролеров и событий высокого и высочайшего уровня. Когда концертно-гастрольные планы на апрель-май были обнародованы, первой реакцией была оторопь - что творят организаторы, неужели не понимают, что совершают коллективное самоубийство? Поначалу казалось, что энергетических, эстетических и, главное, финансовых возможностей и ресурсов публики хватит только на мизерную часть предлагаемого, после чего другие, не менее достойные посещения события окажутся в провале, организаторы прогорят, и следующий концертный сезон превратится в пустыню. Ан нет. Концерты, гастроли и фестивали идут себе и идут, народ их более или менее исправно посещает (ну, может, чуть менее исправно, чем если бы этих событий было бы все-таки чуть поменьше), а нам - авторам "Полного джаза" - нужно посещать не только избранные мероприятия, но практически все, ну или хотя бы все интересные. Именно этим вызваны апрельско-майские изменения в графике выхода "Полного джаза": мы попросту физически не успеваем отслеживать все то яркое и важное, что случается на российских джазовых сценах в эти дни, с тем чтобы рассказать об этом нашим читателям, проанализировать, сделать выводы и вообще как-то поделиться происходящим с теми, кто в силу географических или экономических причин лишен возможности лично сходить на все, что происходит и что безусловно достойно внимания!
И то сказать: в предыдущем, рекордном по объему выпуске "Полного джаза" мы отчитались за фантастический по энергетике и насыщенности музыкальной мыслью московский концерт Джона Зорна и Electric Masada, за удачный и хорошо организованный фестиваль в Донецке, за "месячник джаза" в Ереване... В текущем выпуске пришла очередь московских концертов вокалиста Бобби Макферрина (в предыдущем выпуске мы успели осветить только его пресс-конференцию) - два текста двух разных авторов! - блюзового гитариста/вокалиста Би Би Кинга, гитариста/вокалиста Джорджа Бенсона, размышлений Дмитрия Ухова по поводу уже освещавшегося нами концерта Джона Зорна и концертов легенды экс-советского нового джаза Вячеслава Ганелина (более подробный рассказ о которых еще впереди), рассказов двух (а учитывая фотографа Павла Корбута, чьими глазами мы увидим эти выступления - трех) авторов о двухдневном фестивале в подмосковной усадьбе Архангельское и первых визуальных впечатлений с фестиваля "Богема Джазз"... А впереди - в следующем, 259 номере "Полного джаза", который выйдет в среду 9 июня (да, мы возвращаемся к обычному графику выхода - еженедельно, со среды на четверг) - у нас отчеты, в том числе и визуальные, о двух протяженных мероприятиях в центре "Дом" (Фестивале Сергея Курехина и фестивале Николая Александровича Дмитриева), финальном в этом сезоне концерте цикла "Европейский джаз - XXI век", подробный рассказ о концертах фестиваля "Богема Джазз", репортажи из Киева, Калуги, Екатеринбурга и многое, многое другое. В общем, читать нам с вами - не перечитать.

Редактор

Как это было
в Москве
Открывает сегодняшнюю московскую рубрику самое "горячее" событие столичной джазовой жизни - фестиваль "Богема Джазз", в рамках которого в Доме Музыки прошло два сенсационных концерта - пианиста Хэрби Хэнкока и вокалистки Кассандры Уилсон. В сегодняшнем выпуске - первые визуальные впечатления (глазами фотографа Льва Дайчика)...>>>>

12 мая в Концертном зале им.Чайковского произошло событие, которым давно уже грезили и "просто слушатели", и люди, посвятившие себя профессиональному вокальному творчеству: в Москве дал концерт выдающийся музыкант и композитор, уникальный вокалист Бобби Макферрин - человек, о котором хочется говорить только в превосходной степени, и никак иначе. Чисто автоматически чуть было не охарактеризовала Бобби Макферрина как "джазового вокалиста" - а это было бы не вполне корректно. Действительно, по ходу своей творческой биографии он неоднократно обращался к джазу, в его репертуаре время от времени фигурируют джазовые стандарты, но исполнительская концепция его настолько далека от мэйнстримового вокала и настолько непохожа на какое бы то ни было направление вокального творчества вообще, что, пожалуй, подобной стилистике со временем могли бы дать его имя. 
Наверное, ни один другой вокалист не подходит к вопросу звукоизвлечения настолько инструментально. При этом речь идет не только (и не столько) об имитации, сколько о стремлении наиболее полно раскрыть возможности человеческого голоса как такового и использовать их в качестве беспрецедентного средства музыкальной выразительности. Публичные концерты Бобби Макферрина и его студийное творчество представляют собой два самостоятельных культурных пласта, первый из которых ориентирован, прежде всего, на ответную реакцию публики и взаимодействие с ней, тогда как второй более интровертен и направлен в большей степени на художественные изыскания и творческие эксперименты. 
Свет в зале постепенно угас, на сцену вышел Макферрин и - запел. Сложно сказать, чего было больше в этой композиции - продуманного сюжетного драматизма или импровизации, работы на публику или свободного полета фантазии. Так или иначе, слушатели внимали исполнителю, как загипнотизированные, время от времени разражаясь овациями, которые Бобби Макферрин тут же гасил мягким, но не предполагающим возражений жестом, намереваясь довести композицию до логического финала. Здесь во главу угла была поставлена не музыка в традиционном смысле этого слова, а создание некоего сверхмузыкального звукового коллажа, в котором музыкальные тоны в привычном смысле этого слова растворялись в потоке самых неожиданных голосовых тембров. Слушатели стали свидетелями своеобразной звуковой инсценировки, которая время от времени ложилась на отчетливую ритмическую основу, тем самым поддерживая связь с музыкальным восприятием слушателей. 
Следующие две композиции, исполненные Бобби Макферрином, были "омузыкалены" намного сильнее. Одна из них своей ритмикой и тембральной окраской вызывала ассоциации с латиноамериканской этникой. Другая была более "европеизирована" и представляла собой остинатный бас и мелодию, которую зал тотчас же подхватил. Макферрин (точнее, его звукорежиссер: хотя в концерте Бобби электронные эффекты, от реверберации до хоруса, использовались очень широко, сам певец не нажимал никаких кнопок - за него это делал человек за звуковым пультом) использовал эффект холла, благодаря чему взятая им нота тянулась чуть дольше, чем пелась; это позволяло достигнуть небольшого наложения, в результате чего получалось, что вокалист как бы аккомпанирует сам себе. 
Затем Бобби выразил свою радость по поводу возможности спеть для московской публики, а главное - спеть вместе с россиянами. И тут же перешел от слов к делу. На сцену вышло молодое дарование - Виктория Войтенкова, юная обладательница академического вокала. Она исполнила "Ave Maria" Гуно в дуэте с Макферрином, который аккомпанировал ей, точно выпевая сложные ломаные арпеджио в соответствии с гармонической сеткой оригинала. Следующим гостем программы был "Терем квартет", с которым Бобби Макферрину, увы, не удалось достигнуть взаимопонимания на пути к плодотворному сотрудничеству, поскольку музыканты явно вышли на сцену не столько людей посмотреть, сколько себя показать, и принялись честно наяривать заученный по нотам репертуар, в котором места для самовыражения кого бы то ни было еще, тем более всяких там импортных Макферринов, предусмотрено явно не было. В результате хэдлайнер постепенно прекратил бесплодные попытки вклиниться в культурный процесс коллектива, предоставив ему возможность спокойно исполнить "Sertao" Ришара Гальяно практически без вмешательства посторонних идей, чуждых коллективному сознанию квартета. 
- "Round Midnight!" - крикнул кто-то. И Макферрин, в ответ улыбнувшись в темноту зала, проникновенно и как-то очень доверительно запел желаемый стандарт Монка, щедро сдабривая его скачками через две октавы, головокружительными мелизмами и поразительной красоты мелодическими построениями. Вслед за этим было исполнено одно из наиболее любимых поклонниками Бобби Макферрина произведений - битловский "Blackbird", сорвавший шквал аплодисментов. 
Затем маэстро "пошел в народ", выискивая в зале заинтересованные лица и предоставляя их обладателям возможность спеть с ним дуэтом. При этом эффект оказывался более чем положительным каждый раз, вне зависимости от вокальных данных и слуха новоявленных певцов: просто Бобби умеет любой поворот сюжета обратить не столько даже в свою пользу, сколько в пользу музыки. Потом настало время для еще одного дуэта: маэстро вернулся на сцену и пригласил к роялю Андрея Кондакова - хорошо известного читателям "Полного джаза" питерского пианиста (с ним Бобби выступал и в Санкт-Петербурге на следующий день), с которым совместными усилиями было предпринято исполнение двух стандартов - "Stella By Starlight" и "Autumn Leaves" (в девичестве "Les Livres Mortes"). 
По счастью, с Кондаковым общий музыкальный язык был найден быстро. Хотя и не сразу: сначала Андрей начал было аккомпанировать Бобби, как обычному вокалисту, но тут же оставил эту затею, обнаружив вдруг, что Бобби, как ни в чем не бывало, сам аккомпанирует ему, выпевая затейливый "блуждающий бас". С этого момента на сцене стало происходить совместное музицирование двух инструменталистов, вылившееся в развеселую "поп-латину", тепло встреченную публикой. 
После этого Бобби Макферрин попросил выйти на сцену двенадцать певцов из зала, что вызвало впечатляющий ажиотаж с торопливыми прыжками через ряды и всползаниями на подиум, в результате чего на сцене оказалось ровно в два раза больше народу - в основном молодые московские вокалисты и студенты вокальных отделений училищ и ВУЗов Москвы, пришедшие послушать своего кумира и не желающие упускать уникальный шанс с ним спеть. Что и было исполнено. 
Разумеется, публика потребовала выхода музыканта на "бис". И тогда Бобби исполнил "Полет шмеля", замахнулся на увертюру к "Свадьбе Фигаро" Моцарта и завершил свое выступление исполнением "Болеро" Мориса Равеля под аккомпанемент поделенного на голоса зрительного зала (выходящий в одной соседней стране уважаемый джазовый журнал, впрочем, руками московского корреспондента на своем сайте сообщил, что это был "Свадебный марш" Мендельсона - завидная точность, достойная всяческих похвал - ред.). 
Таков был финал этого выдающегося действа, имеющего полное право претендовать на звание одного из наиболее значимых культурных событий российской столицы и, надеюсь, продемонстрировавшее наконец нашим соотечественникам, что не стоит отождествлять Бобби Макферрина с одной лишь песенкой, что когда-то прославила его имя и которую он уже 17 лет как перестал исполнять на концертах - "Don't Worry, Be Happy". 

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков  (фото)

И еще один текст, поводом к написанию которого послужил московский концерт Бобби Макферрина: музыковед Зинаида Карташева подробно разбирает музыкальную программу этого события, анализируя ее в сравнении с виденным ею три года назад концертом Бобби в Бостоне, что приводит автора к интересным выводам о сравнительных особенностях американской и российской публики...>>>>

17 мая в ГЦКЗ "Россия" состоялся концерт Джорджа Бенсона, вокалиста, гитариста, композитора, одного из наиболее популярных ныне светил джазового и околоджазового небосклонов. 
Джордж Бенсон и биг-бэнд Игоря Бутмана
Концерт прошел при участии биг-бэнда Игоря Бутмана и при поддержке компаний Bosco Di Ciliegi и "Тройка Диалог" в рамках открытого фестиваля искусств "Черешневый лес". 
На протяжении всей творческой биографии Джордж Бенсон неоднократно менял свои композиторские и исполнительские пристрастия, успев оставить заметный след и в джазовом мэйнстриме, и в джаз-роке, и в smooth-джазе. Именно smooth-джазу посвящал он свой концерт во время последнего визита в Москву (2003). На этот же раз организаторы пообещали, что нынешнее выступление Бенсона будет в большей степени ориентировано на традиционный джаз. 
Джордж Бенсон и Игорь БутманВ общем-то так оно и вышло. Первое отделение целиком состояло из джазовых стандартов и произведений в стилистике джазового мэйнстрима, хотя происходило это в большей степени усилиями Игоря Бутмана и его биг-бэнда, нежели хэдлайнера концерта - самого Бенсона. Биг-бэнд исполнил несколько инструментальных композиций, в том числе заводную "Soul Bossa Nova" Куинси Джонса - одну из самых любимых публикой пьес в репертуаре этого состава, аранжировка которой построена таким образом, что каждый участник бэнда успевает сыграть соло. Особенно уместно исполнение этой композиции было в свете того, что состав биг-бэнда по сравнению с прошлым концертным сезоном претерпел существенные изменения, в результате пьеса прозвучала как своеобразное представление обновленного коллектива, где, скажем, секция труб поменялась почти целиком (например, основные импровизационные соло играет теперь Артем Ковальчук, так как прежняя звезда группы труб, Виталий Головнев, теперь осваивает клубные сцены Нью-Йорка). Отдельно стоит отметить, что партию первой трубы в оркестре исполнял американский трубач Джо Джорджанно, который уже сотрудничал с оркестром Бутмана в самом начале истории этого коллектива (в 2000 г.). 
Оркестр с блеском исполнил также другой свой trademark - "Eternal Triangle" Сонни Ститта, скоростную виртуозную пьесу, которая обычно особенно поражает воображение молодых музыкантов.
Джордж БенсонСам же Джордж Бенсон в первом отделении предстал перед публикой в амплуа традиционного джазового вокалиста, спев под аккомпанемент биг-бэнда Игоря Бутмана стандарты "You Don't Know What Love Is" и "Fly Me To The Moon" и продемонстрировав сильный, качественный джазовый вокал. Для многих слушателей появление Бенсона в подобном качестве оказалось в новинку: на записях последних лет в вопросах вокальной техники маэстро, как правило, ограничивается негромким, почти бытовым пением, часто - в унисон с гитарной мелодией. 
Второе отделение прошло в более привычном для современных поклонников Джорджа Бенсона ключе. На сцене оказался приехавший с ним аккомпанирующий состав (клавишные, гитара, бас-гитара, перкуссия, ударная установка, бэк-вокал), и выступление продолжилось в духе smooth jazz, характерном для Бенсона в последние годы. В частности, были исполнены композиции с его последних альбомов, в том числе с "Irreplaceable", официально поступившего в продажу 6 января текущего года. 
Публика принимала музыкантов исключительно тепло. Приезд Джорджа Бенсона в очередной раз обеспечил одному из самых вместительных московских залов полный аншлаг, что свидетельствует о неугасающем интересе российской аудитории к творчеству музыканта. 

Феликс Волошин (текст)
Павел Корбут (фото)

18 мая в Кремлевском дворце состоялся прощальный концерт Би Би Кинга. Великий блюзмен джаза как такового никогда не играл, конечно, но он а) действительно один из самых влиятельных музыкантов ушедшего века, б) оказал огромное влияние на множество джазовых музыкантов, гитаристов в первую очередь, и в) в широком смысле его музыка не просто пограничная с джазом, но образует с некоторыми эстрадными его формами неразрывное родство. Поэтому для рассказа о его последнем приезде в Россию мы с удовольствием предоставляем страницы "Полного джаза" одному из авторов братского портала "Блюз.Ру" - Михаилу Бирюкову, создателю замечательного сайта "Блюзовая архаика", посвященного блюзу довоенной эпохи...>>>>

Следующий материал - не столько отчет о том или ином концерте, сколько аналитика, связанная с появлением в российской столице двух очень разных, но в целом имеющих некое глубинное если не духовное, то методологическое музыкальное сродство музыкантов - нью-йоркского саксофониста Джона Зорна (подробный отчет о его концерте в Москве был опубликован нами в предыдущем выпуске) и экс-лидера самой влиятельной формации советского нового джаза - израильского пианиста Вячеслава Ганелина, рассказ о московских концертах которого у нас еще впереди. О Зорне и Ганелине размышляет Дмитрий Ухов...>>>>

22-23 мая джаз впервые за обозреваемые нами годы шагнул в Подмосковье: в России вообще довольно мало джазовых мероприятий под открытым небом, и проводится большинство из них, как это ни странно, за Уральскими горами, в азиатской части страны. И вот нашлись люди, ресурсы и воля к тому, чтобы учредить первый фестиваль под открытым воздухом в одной из красивейших княжеских усадеб Подмосковья. О фестивале "Русский стиль. Усадьба. Джаз" рассказывают - каждый по-своему - два автора: Михаил Митропольский и Александр Эйдельман...>>>>

Говорите,
вас слушают
Тирни СаттонСегодня мы слушаем американскую джазовую певицу Тирни Саттон - одну из звезд аудиофильской фирмы грамзаписи Telarc. Ее свежий альбом "Dancing In The Dark" уже удостоился крайне противоречивых - от ругни до апологии - оценок американской джазовой критики; в телефонном интервью, сделанном для "Полного джаза" и журнала Play, мы пытаемся разобраться в ее стилистике, пристрастиях, эстетических позициях и обнаруживаем прелюбопытные вещи...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
Рассел Малоун14-17 июня в "Ле Клубе" играет дуэт выдающихся американских музыкантов современного джазового мэйнстрима - гитарист Рассел Малоун (Russell Malone) и пианист Бенни Грин (Benny Green).
Рассел Малоун родился 8 ноября 1963 года в штате Джорджия. На пятый день рождения маленькому Расселу родители подарили игрушечную гитару. Играть он научился самостоятельно - просто садился рядом с проигрывателем, ставил пластинки Би Би Кинга, Уэса Монтгомери, Джорджа Бенсона или Кенни Беррелла и пытался подбирать услышанное. Так Малоун начал играть джаз.
Профессиональная карьера Рассела Малоуна началась в 1988 году, когда он работал с джазовым органистом Джимми Смитом. В 1990-94 гг. он гастролировал с Гарри Конником-мл., а в конце 90-х съездил в мировое турне с Дайаной Кролл. По мнению критиков и поклонников певицы, Рассел стал правой рукой Дайаны как в турне, так и на ее альбомах. Но этими именами список артистов, с которыми сотрудничал Рассел, не исчерпывается: он играл также с Бакки Пиццарелли, Джеком Макдаффом, Джоном Хоксом, Фреди Коулом, Малгру Миллером, Кенни Барроном, Роем Харгроувом и многими, многими другими.
Свои первые альбомы Рассел Малоун записал на лейбле Columbia. Альбомы "Russell Malone" (1992), "Black Butterfly" (1993), "Wholly Cats" (1994) получили хорошие отзывы у критиков. Затем музыкант подписывает контракт с компанией Impulse! (входящей в концерн Universal). На этом лейбле вышли такие альбомы, как "Sweet Georgia Peach" (1998) и "Look who's here!" (2000). Рассел участвовал в записи нескольких альбомов своего друга - пианиста Бенни Грина ("Kaleidoscope", 1997, и "These Are Soulful Days", 1999). Как уже упоминалось, очень плодотворным было сотрудничество музыканта с Дайаной Кролл. Альбомы певицы "All For You" и "Love Scenes", где играл Рассел, номинировались на премию Grammy. Среди тех, с кем Малоун записывался - Гарри Конник-мл., Брэнфорд Марсалис, Дон Брэйден и Этта Джонс.
Пианист Бенни Грин родился в 1963 г. в Нью-Йорке. Детство музыканта прошло в Беркли (Калифорния), где в возрасте семи лет он начал посещать музыкальную школу по классу фортепиано. Вскоре - не без влияния своего отца, тенор-саксофониста - Бенни заинтересовался джазом. "Я начал учиться импровизировать на фортепиано, слушая записи из коллекции отца. Этот процесс самообучения был очень важен для меня". Первым опытом профессиональной работы для Грина стало участие в группе певицы Фэй Кэррол, затем он играл с Эдди Хендерсоном и в биг-бэнде Чака Израэлса.
В 1982 г. музыкант возвращается в родной Нью-Йорк. За несколько лет Бенни Грин накопил опыт выступлений со многими известными музыкантами (Бобби Уотсон, Бетти Картер), играл в биг-бэнде Арта Блэйки. В 1993 г. пианист сменил Джина Харриса в трио контрабасиста Рэя Брауна и проработал с великим музыкантом до 1997 г. 

Жан-Лу Лоньон1 и 2 июня в "Ле Клубе" играет Jean-Loup Longnon Quintet: французский трубач Жан-Лу Лоньон и четверо молодых санкт-петербургских музыкантов (Кирилл Бубякин - тенор-саксофон, Владимир Черницын - контрабас, Алексей Черемизов - фортепиано, Алексей Шихов - ударные инструменты).
Трубач, композитор, дирижер Жан-Лу Лоньон (Jean-Loup Longnon) родился в Париже в артистической семье в 1953 году.
После занятий игрой на фортепиано и виолончели в возрасте 15 лет он приступил к самостоятельному изучению джаза, в частности - джазовой трубы, которая стала его профессией. В настоящее время Лоньон - один из ведущих джазовых трубачей Европы. Он играл с огромным количеством джазовых звезд как Нового (Диззи Гиллеспи, Кларк Терри, Уинтон Марсалис, Стэн Гетц, Джеймс Муди), так и Старого Света (Стефан Грапелли, Дидье Локвуд, Мишель Петруччиани, Мартьяль Солаль, Антуан Эрве, Мишель Легран).

Хайрам Буллок4 и 5 июня в "Ле Клубе" выступает трио американского фанк-джаз-рокового гитариста Хайрама Буллока (Hiram Bullock Trio): Хайрам Буллок - гитара, вокал; Фрэнк Грэвис - бас; Джереми Гэдди - барабаны.
"Для меня музыка всегда была забавой", - так объясняет свое отношение к музыке гитарист/вокалист Хайрам Буллок. "Музыка всегда была удовольствием для меня. Я занимался ею ради шутки! Таким образом, она - отражение всего, что я делаю".
Хайрам Буллок родился в Осаке (Япония) в семье американского военнослужащего и был перевезен в США, когда ему было два года. С шестилетнего возраста он уже учился игре на фортепиано в музыкальной школе консерватории Пибоди в Балтиморе, затем освоил бас-гитару и только в 16-летнем возрасте, играя в школьной рок-группе, перешел на гитару (по его собственным словам, чтобы знакомиться с девушками, которые предпочитали не басистов, а гитаристов). В начале 70-х Буллок учился в одном из самых престижных и серьезных джазовых учебных заведений США - Музыкальной школе университета Майами, где вместе с ним обучались Пэт Мэтини и Джако Пасториус. Затем он начал профессиональную карьеру. Сотрудничество с вокалисткой Филлис Хайман привела Хайрама в Нью-Йорк. Его уникальные способности помогли ему стать членом оркестров двух очень популярных телешоу - "Шоу Дэвида Леттермэна" и "Ночная музыка" (в последнем он работал вместе с саксофонистом Дэвидом Сэнборном и басистом Маркусом Миллером). Буллок записывался с десятками музыкантов - как джазменов (Майлс Дэйвис, "Бреккер Бразерс", Ал Грей), так и рокеров (Стинг, Пит Тауншенд, Эрик Клэптон, Ринго Старр, Steely Dan и др.). Помимо этого Хайрам Буллок выпустил несколько своих сольных альбомов. В последние годы трижды выступал в Москве.
In Memoriam
Элвин Джонс (09.09.1927 - 18.05.2004)

Элвин Джонс и Джералд Каннон-мл.Днем 18 мая в Нью-Йорке остановилось сердце одного из самых значительных барабанщиков в истории джаза - Элвина Джонса. Несколько недель назад американские СМИ писали о трогательном прощании с музыкой и публикой, которое Элвин, сознавая свое состояние, устроил в клубе Yoshi's (Окленд, Калифорния, на другой стороне залива от Сан-Франциско) - он был уже в настолько плохом состоянии, что его жена буквально вкладывала палочки ему в руки, но его фантастическое чувство времени при игре, времени, в ощущении которого (и возможностях игры с которым) ему не было равных, все еще было с ним. И вот земной путь великого ударника завершен.
Элвин Джонс родился 9 сентября 1927 г. в Понтиаке (штат Мичиган). На джазовую сцену он вышел в Детройте, а в 1955 г. переехал в Нью-Йорк, где играл с такими гигантами, как Майлс Дэйвис,Сонни Роллинз, Джей Джей Джонсон, Бад Пауэлл, Дональд Берд и др. С 1960 по конец 1965 г. он был членом легендарного квартета саксофониста Джона Колтрейна, одного из самых значимых ансамблей в джазовой истории. Однако, когда за ударными у Колтрейна его сменил Рашид Али, история Джонса не закончилась. Он один сезон был барабанщиком оркестра Дюка Эллингтона и затем основал собственную группу, существовавшую до самого недавнего времени - в последнее десятилетие под названием Elvin Jones Jazz Machine. Десятки ведущих музыкантов прошли через эту группу, и среди них саксофонисты Фрэнк Фостер, Джо Фаррел, Джордж Коулмен, Рави Колтрейн (сын Джона Колтрейна), Пеппер Адамс, Дэйв Либман, трубач Николас Пэйтон и многие другие. С этим коллективом (в составе которого были, например, контрабасист Джералд Кэннон-мл. и тромбонист Делфийо Марсалис, член знаменитой нью-орлеанской музыкальной семьи) он посетил и Москву, где в феврале 2002 г. выступил на фестивале "Триумф джаза". Кроме интенсивной концертной практики, Элвин записывался с другими музыкантами как сайдмен - его имя стоит на обложке нескольких сотен (!) альбомов.

Виктор Зельченко (13.06.1933 - 13.05.2004)

"Восьмерка"Кто из джазовых стариков в Москве не помнит знаменитой "Восьмерки" 50-х годов? Ритм-секция - Борис или Юра Рычков, Игорь Берукштис, Саша Гореткин! Передняя линия - Гаранян, Эрик Дибай, Леша Зубов, Бахолдин, Зельченко!
Виктор Зельченко.
Тогда он был самым стильным джазовым трубачом. Отличился сразу и как аранжировщик. Слышал великолепно и вкус имел. У него за плечами была музыкальная школа и очевидный талант к новой гармонии. Магия притяжения.
Виктор ЗельченкоКак многие тогда, он после школы поступил в Строительный - биг-бэнд МИСИ славился в те поры. С приходом Виктора оркестр заметно посвежел, новые люди потянулись туда. Появился кто-то из знаменитых в будущем юмористов, Хаит с Хазановым, если не изменяет память. Нет, ребята, у нас не кабаре, у нас серьезный джаз. Пришел первокурсник Володя Высоцкий: "Хочу быть у вас гитаристом". Послушали - не взяли. Не свингует. 
Жизнь кипела, чуть ли не первую сессию прошли, и тут прослышали, что в моссоветовском строительном, где-то на набережной, бэнд еще лучше. Легенда гласит, что Зеля перешел туда именно по этой причине. Такое действительно бывало.
Этот оркестр во второй половине 50-х часто выступал на самодеятельных концертах в Саду Баумана, в домах культуры, в институтах, играли на вечерах, на танцах, славясь исполнением таких хитов, как "Sentimental Journey", "Mister Anthony's Boogie", "Парад трубачей", "Lullaby of Birdland". 
Мне довелось поиграть там за пультом второго тенор-саксофона. Рядом со мной сидели такие "зубры" тех лет, как Виталий Дроздов, Юрий Линник, Виктор Лобанов, Виктор Рагулин. Рагулин до сих пор в строю. 
Зельченко доверял мне еще и петь третий голос в вокальном квартете. В этом маленьком коллективчике я подружился с Евгением Барановым. Он и сегодня поет и играет на трубе. Пожалуй, ни у кого из действующих трубачей нет такого сценического стажа!
Ах, какое это было счастье!
Потом пути наши разошлись, я оставил саксофон, а он постепенно сосредоточился на сочинительстве, вступил в Союз композиторов, писал что-то для театров, для цирка, в 70-е стал преподавать в Царицынском училище, вел там оркестр, в котором играли Владимир Данилин, Андрей Решетцов, Евгений Пырченков. Этот оркестр записал несколько его оркестровок на пластинку "Джаз-78". Потом у него еще был оркестр, вроде бы в Курчатнике, где-то еще. Попутно и как бы случайно Виктор открыл в себе способности рисовальщика, увлекся этим, а потом необходимость зарабатывать вернула его к живой игре, но уже в качестве электроклавишника, и тут, мне кажется, он раскрывался не как виртуоз, а скорее как музыкант, размышляющий вслух. Он на наших глазах вскрывал и исследовал известные темы, подбирал для них новые контрапункты, гармонические и тембровые краски. Это были сеансы мгновенной, спонтанной оркестровки. Слушать его было благодарным занятием. Возможно, что не для всех. Дела его шли не блестяще. 
В последние годы появился неожиданный луч надежды. Мне пришло письмо из Чикаго, от журналиста Питера Зелченко, нашедшего свою фамилию в моей веб-страничке на главном российском джазовом портале. Питер 12 лет занимался родословной "одной из редчайших в мире фамилий", гордился своим российским кузеном Виктором и готов был на большие сближения с ним. Но:
О последних месяцах его жизни и обрушившихся на Виктора страданиях не хочется писать. Рассуждать, кто виноват, уже поздно. 
Отпевали его в храме Воскресения в Кадашах 18 мая. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Алексей Баташев 

Новые релизы
В продаже 
с 18 мая (США)
  • Juraj Bartos/Peter Breiner: Gershwin for Trumpet, Naxos 8554302 
  • Gordon Beck Trio: Not the Last Waltz, Art of Life 1008 
  • Ed Bickert/Don Thompson: At a Garden Party, Sackville 4005 
  • Barry Danielian: Common Ground, Orchard 804531 
  • F. Gerard Errante: Beyond Noend with Errante - переиздание, Orchard 804516 
  • Dizzy Gillespie: 1952-1953, Classics 1347 
  • Benny Goodman & His Orchestra: 1944-1945, Classics 1345 
  • John Gross/Billy Mintz: Beautiful You, Origin 82426 
  • Ace Harris: 1937-1952, Jazz Classics 5087 
  • Kees Hazevoet: Pleasure - переиздание, Atavistic 234 
  • Intuit: Intuit, Compost 165 
  • Brent Jensen/Rob Walker: Art of the Groove, Origin 82427 
  • Sean Jones: Eternal Journey, Mack Avenue 1016 
  • Lee Konitz: One Day With Lee, Capri 74064 
  • Pete Malinverni: Tempest, Reservoir 177 
  • Diane Marino Quartet: On the Street Where You Live, M&M 132 
  • Harvey Mason, Sr.: With All My Heart, RCA 52741 
  • Billy May: By Arrangement, Jasmine 406 
  • Anthony Mirabile: Portrait of an Artist, Orchard 804522 
  • Paal Nilssen-Love/Hakon Kornstad: Schlinger, Smalltown Supersound 77 
  • Bill O'Connell Latin Jazz Project: Latin Jazz Fantasy, Random Chance 18 
  • Pleasure Principle: Pleasure Principle, Orchard 804533 
  • Randy Porter: Brio, Heavywood 7883 
  • Andre Previn: Hallelujah, Avid 779 
  • ReBirth Brass Band: Ultimate Rebirth Brass Band, Mardis Gras 1085 
  • The Red Heads: Red Heads, 1925-27, Jazz Oracle 8043 
  • Django Reinhardt: H.C.Q. Strut, Naxos 8120707 
  • Melvin Rhyne: Tomorrow Yesterday Today, Criss Cross 1252 
  • Jim Rotondi: New Vistas, Criss Cross 1251 
  • Ricardo Scales: Destiny, Bay Sound 1014 
  • Mario Schiano: On the Waiting List - переиздание, Atavistic 235 
  • George Shearing Quintet/Teddi King: George Shearing Quintet Live at Birdland 1952, Baldwin Street Music 503 
  • Willie "The Lion" Smith: Lion 1950, Classics 1349 
  • Gene Stone/Vince Wallace: Vintage Stonejazz, Rhombus 7041 
  • Various Artists: Best of Big Band [Madacy] [Bonus DVD], Madacy 50389 
  • Various Artists: Golden Age of American Dance Bands: Spin A Little, Jasmine 12 
  • Joe Venuti: 1933, Classics 1348 
  • Fats Waller: Handful of Fats: Original 1929-1942
  • Recordings - переиздание, Naxos 8120760 
  • Mary Lou Williams: 1951-1953, Classics 1346 
  • Teddy Wilson/Lionel Hampton: One O' Clock Jump, Universe 113 
В продаже с 25 мая (США)
  • Ben Allison & Medicine Wheel: Buzz, Palmetto 2101 
  • Ambrose & His Orchestra: When Day Is Done - переиздание, ASV/Living Era 269 
  • Louis Armstrong: 20 Best of Louis Armstrong, Madacy 50580 
  • Darren Barrett: Attack of Wren: Wrenaissance, Vol. 1, Nagel-Heyer 2046 
  • Kenny Barron Quintet: Images, Sunnyside 3021 
  • The Boulevard Big Band: Take Only for Pain, Sea Breeze 2130 
  • Joshua Breakstone: Jamais, Capri 4065 
  •  Brubeck: Private Brubeck Remembers, Telarc 83605 
  • Candido & Graciela: Inolvidable, Chesky 249 
  • Terri Lyne Carrington: Structure, High Note 9427 
  • Benny Carter: Music Master, Proper Box 68 
  • The Tony Corbiscello Big Band: Real Time, Alanna 5605 
  • David Darling & The Wulu Bunum: Mudanin Kata, Riverboat 1032 
  • Buddy Defranco Quartet: Complete Mr. Clarinet Sessions, Jazz Factory 22865 
  • Roy Eldridge: Little Jazz: Trumpet Giant, Proper Box 69 
  • Jan Garber: Melody from the Sky - переиздание, ASV/Living Era 5326 
  • Moncef Genoud: Together: Moncef Genoud Trio Featuring Youssou N&#, Elephant 2221 
  • Stan Getz: My Foolish Heart: Live at the Left Bank - переиздание, Sindrome 9321 
  • Harlem Hamfats: Let's Get Drunk & Truck, Fabulous 253 
  • Hiromi: Brain [SACD/CD], Telarc 83600 
  • Johnny Holiday: Johnny Holiday Sings, Contemporary 14091 
  • Kendall Leonard: Kendall Leonard Project, Orchard 804607 
  • A Little Space: Little Space - переиздание, Independent (Mid200) 9719 
  • Harold Mabern: Few Miles from Memphis [Bonus Tracks], Prestige 24288 
  • Junior Mance: Sweet And Lovely, Milestone 47100 
  • Tony Mangra: Feeling Good, Neos Productions 5619 
  • Tom McIntosh: With Malice Toward None: The Music Of Tom McIntosh, Ipo 1005 
  • Mendoza/Mardin Project: Jazzpaсa - переиздание, High Note 9212 
  • Mulgrew Miller: Live At Yoshi's, Vol. 1, Max Jazz 208 
  • Buddy Morrow & His Orchestra: Big Band Buddy: Studio & Live 1945-57, Jasmine 2586 
  • Gerry Mulligan: Complete 1953 Studio Masters, Jazz Factory 22872 
  • Amina Myers Trio: Women In [E]Motion, Tradition & Moderne 102 
  • Chuck Owen & The Jazz Surge: Here We Are, Sea Breeze 2128 
  • Houston Person: Broken Windows, Empty Hallways [Bonus Tracks], Prestige 24290 
  • Chris Potter: Chris Potter's Lift Quartet: Live at the Villa, Sunnyside 3022 
  • Jann Rutherford: Scented Garden, Tall Poppies 163 
  • Martin Sasse: Close Encounter, Nagel-Heyer 2044 
  • Shirley Scott: Trio Classics, Vol. 1, Prestige 24289 
  • Horace Silver: Serenade to a Soul Sister - переиздание, Toshiba 9580 
  • Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra: Tribute to a Generation: A Salute to the Big Bands, Smithsonian Folkways 40817 
  • Johnny "Hammond" Smith: Opus de Funk - переиздание, Prestige 24291 
  • Spyro Gyra: Deep End, Heads Up 3085 
  • John Stetch: Exponentially Monk, Justin Time 206 
  • Robert Stewart: Heaven and Earth, Nagel-Heyer 2045 
  • Viktoria Tolstoy: Shining On You, High Note 9701 
  • Sidney Torch: All Strings and Fancy Free - переиздание, ASV/Living Era 5540 
  • Tuck & Patti: Gift of Love, 33rd Street 3331 
  • Various Artists: Swing Manouche, Fremeaux & Associes 5091 
  • Various Artists: Contemporary Records Story, Contemporary 4441 
  • Various Artists: Bands That Can Boogie Woogie, Jasmine 11 
  • Various Artists: Funk: The Language of New Orleans, Vol. 8, Louisiana Red Hot 9108 
  • Various Artists: Sensuous Smooth Jazz Guitar: The Ultimate Collecti, Shanachie 5115 
  • Fats Waller & His Rhythm: Honeysuckle Rose [ASV/Living Era] - переиздание, ASV/Living Era 298 
  • Rachel Z: Everlasting, Tone Center 4033 
  • Denny Zeitlin: Slickrock, Max Jazz 209 
  • Electric Masada: 50th Birthday Celebration, Vol. 4, Tzadik 5004 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Дмитрий Ухов,
Анна Филипьева,
Алексей Баташев,
Михаил Митропольский,
Александр Эйдельман,
Зинаида Карташева,
Феликс Волошин,
Михаил Бирюков,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Лев Дайчик,
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service