Уфимский
        саксофонист - гость программы "Джем-клуб" на
        радиостанции "Ракурс", 6 ноября 1996 г.Олег,
        что представляет собой сейчас джазовая жизнь в
        Уфе - она продолжает какую-то традицию прошлых
        лет или создана заново? 
        - Она существует практически как останки
        древней цивилизации, потому что очень много
        музыкантов покинули Уфу. Например, участники
        моего ансамбля "Орлан", объехавшего в свое
        время весь Советский Союз, живут теперь кто в
        Голландии, кто в Германии, кто в США... Последней
        волной из Уфы смыло человек пятнадцать отличных
        музыкантов, которые теперь трудятся на страну
        Таиланд. Там король не просто лояльно относится к
        джазу - он сам играет на саксофоне, так что они там
        нашли благодатную почву и в смысле морального
        удовлетворения, и в финансовом плане.  
        А те, кто остался в Уфе, представляют собой
        какую-то единую творческую силу или нет? 
        - Да. Я вернулся в Уфу после почти годичного
        проживания в Москве и собрал тех, кто еще
        оставался там или кто только появился, показал
        хороший потенциал. Мы репетировали девять
        месяцев и недавно - этим летом (1996 г. - ред.)
        показали результат на международном фестивале в
        Монтре. Показательно, что вместо
        предполагавшихся шести концертов мы сыграли там
        восемь, и было очень приятно, когда после
        концертов ко мне подходили американцы,
        готовящиеся к джем-сейшну, и спрашивали: где твой
        басист? Где твой барабанщик? - хотели их взять на
        джем. Это было очень приятно - значит, время было
        потрачено не зря. 
        Алексей Баташев говорит: "Уфимский джаз
        однороден, в нем, наверное, не так много
        разнообразия, как в московском. Но зато есть свои
        прелести в малом. Уфимский джаз - это компания
        друзей. Они легко играют друг с другом, у них нет
        антагонизмов." Ты с этим согласен? 
        - Безусловно. Наверное, Уфа действительно очень
        благодатная среда для джаза. Здесь родились и
        изрядную часть своей жизни прожили многие
        известные музыканты - Вячеслав Назаров (ныне, к
        сожалению, покойный), Ринат Шинмухамедов,
        игравший в последнем составе "Аллегро" у
        Левиновского. Рустем Галиулин, трубач, мой
        близкий друг, который сейчас в Таиланде... Так что
        атмосфера у нас для джаза действительно хорошая.
        Можно сравнить с Саратовом 70-х, когда там
        появился Николай Левиновский и другие... 
        Если среда музыкантов в Уфе такая... семейная,
        что ли, то что собой представляет уфимская
        джазовая публика? 
        - Наверное, ее можно сравнить с московской. Кто
        слушает в Москве Оскара Питерсона или Майкла
        Брекера? Вот такие же люди этих же музыкантов
        любят и в Уфе. Так что принципиальной разницы нет,
        важно, каков концерт, который люди пришли
        слушать. Если он сыгран с хорошей энергией, в
        контакте с публикой, то не все ли равно, где он
        сыгран? Для меня наоборот, было трудно играть,
        скажем, в парижских клубах. Когда я первый раз
        туда пришел, для меня это шок был! Публика сидит,
        как на классическом концерте, на сцене -
        авангардный бэнд, и у всех на лицах полное
        равнодушие... То, что на джазовые концерты ходят
        "красные пиджаки" - так они и в Москве ходят,
        и в Сибири. Слава богу, для них на джаз ходить
        сейчас - престижно, и хорошо, что они ходят - они же
        и помогают много. В отличие от чиновников разных
        министерств или управлений культуры, которые
        вроде бы призваны помогать. Во многих городах как
        раз благодаря "красным пиджакам" происходит
        джазовая жизнь. 
        У тебя только что вышел компакт-диск. Что это за
        запись? 
        - Запись была сделана в Польше. Как ни странно,
        хотя российские и польские джазовые музыканты
        дружили сорок лет, совместных записей
        практически не было, эта - в общем-то, первая. На
        фортепиано здесь Йоахим Менцель, знаменитый
        польский джазмен, сейчас - звезда №1 в Польше.
        Молодой пианист, ему 27 или 28 лет. Очень известный,
        старой закалки барабанщик Казимеж Йонкеж,
        который много лет работал со Збигневом
        Намысловским. На бас-гитаре здесь москвич
        Аркадий Оврутский, и я на тенор-саксофоне. Диск
        этот был назван "Song For Sonny", это посвящение
        Сонни Роллинзу.  
        Моя любовь к Польше началась давно, еще в первые
        годы перестройки, я ездил на фестивали Jazz Jamboree.
        Это ведь одна из самых джазовых стран в Европе, а
        выезд туда был очень легкий по визовым условиям,
        да и стоимость поездки в один конец составляла
        три доллара, во что сейчас, конечно, поверить
        невозможно. Я туда ездил иногда по два-три раза в
        месяц и завязал очень хорошие контакты, играя в
        клубах. Я подолгу жил в Кракове (там в духовном
        плане он играет такую же роль, как Питер в России),
        в Варшаве. Тогда там уже пооткрывались джазовые
        клубы, которые в России только пару лет как
        начали появляться (напомним, интервью относится
        к концу 1996 г. - ред.).  
        Я знаю, что ты - творческий руководитель или, как
        теперь модно говорить, арт-директор башкирского
        республиканского творческого объединения
        "Интерджаз". Для чего оно создано? 
        - "Интерджаз" создан, чтобы объединить все
        творческие силы в джазе - и в городе Уфе, и во всей
        республике. Это и музыканты, и композиторы.
        Кстати, в учредителях у нас - и Союз композиторов
        Башкирии, и Союз театральных деятелей. Мы
        привлекаем и художников, и дизайнеров, и
        полиграфистов, которые помогают нам с печатной
        продукцией, бизнесменов, которые любят джаз...
        кстати, в Уфе их много. Создание творческого
        объединения со своим юридическим лицом
        упростило многое и, в общем, развязало нам руки
        для творчества... Государство у нас никогда не
        помогало музыкантам. Вот в Польше, где я работал,
        даже в годы социалистического правления
        государство оказывало поддержку джазовым
        музыкантам. Там было четыре фирмы, выпускавших
        джазовые записи! И в результате воспитана такая
        джазовая публика, которая все знает, все
        понимает, искушена настолько, что в любом
        маленьком городке выступаешь перед очень
        опытной и понмающей публикой. У нас же... такое
        впечатление, что джаз - худший враг и Советского
        государства, и Российского. Слава богу, что хоть
        классику чуть-чуть поддерживают. Хотя наши,
        скажем, московские акции поддерживает
        Полномочное представительство республики
        Башкортостан в Москве.  
        Что бы ты хотел сказать на прощание тем, кто нас
        слушает? 
        - Слушайте джаз. Ходите на джазовые концерты. Джаз
        на концерте - это все-таки совсем не то, что на
        пластинках. Это - живое общение, это - жизнь. 
        
          Беседовал Константин Волков 
         
         |