502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #20
Рецензии

"Live at JFC Jazz-Club"
Сборник -
"Live at JFC Jazz-Club"
JFC Jazz Club, 1999

Маленький джаз-клуб JFC на Шпалерной улице - одна из главных джазовых достопримечательностей Санкт-Петербурга вот уже пятый год. Естественно, что у каждого клуба довольно быстро складывается круг более или менее постоянно выступающих музыкантов. Надо понимать, что на этом сборнике представлен как раз такой круг применительно к JFC.
Все записи, вошедшие в альбом, сделаны "живьем" в клубе, и это неизбежно накладывает отрицательный отпечаток на качество звука. Дело тут вот в чем. Представлены записи в основном представителей электрического направления - в стилистике фьюжн, джаз-рок и даже эйсид-джаз. В этой стилистике много неакустических звучаний, которые в реальном концертном миксе оказываются неизмеримо громче акустических инструментов. Естественно: в маленьком зале клуба труба или саксофон и сами по себе звучат достаточно громко и мало нуждаются в усилении, а вот электронные клавишные собственного звучания не имеют и в усилении как раз нуждаются. В концертном звуке труба и саксофон уравновешиваются с клавишными за счет сложения акустического и электрического звуков, а вот в записи, сделанной через концертный пульт, получается заметный дисбаланс: духовые провалены, а клавишные торчат. В таких случаях спасает введение в микс "акустических" микрофонов, снимающих не отдельные инструменты, а общий звуковой баланс в зале. Здесь же это, видимо, не было сделано, так что баланс получился довольно "кривым".
Теперь об участниках. Первый трек принадлежит группе Soft Emotions. Никогда не слыхал их живьем и теперь вряд ли соберусь - запись удручает. Вяло, нет драйва, и в довершение всего труба и саксофон заметно лажают (вплоть до откровенной "киксы"). Два следующих трека - группа "Джаз-комфорт". Здесь лажать принимаются два разнополых вокалиста. Ну почему, ну почему в России считается нормальным плохо - откровенно плохо! - петь и при этом лезть на сцену, будто так и надо?
Чуть лучше становится после прослушивания трека группы Scrapple с гитаристом Александром Старостенко - здесь все-таки все умеют играть, и, невзирая на множество невыразительных и просто неудачных по игре мест, примерно половина одиннадцатиминутной композиции вполне недурна. Жаль только, что не подряд, а вразбивку.
А вот с последними четырьмя треками все в порядке. Два из них принадлежат группе музыкального директора JFC - пианиста и клавишника Андрея Кондакова - под названием Without Address. Первый трек - впечатляющее соло сотрудничающего с группой, но живущего главным образом в Париже бас-гитариста Андрея Светлова; второй - очень красивая композиция "S.P.B", где доминирует гитара ее автора Валерия Белинова и клавишные самого Кондакова. Тут не просто все в порядке с игрой - игра просто превосходна, что неизбежно диктует и лучшее звучание (плохая игра усугубляет недостатки записи, хорошая - маскирует).
Наконец, последние две вещи - молодая питерская группа Doo Bop Sound, о которой я слышал массу положительных отзывов как о группе, играющей настоящий живой эйсид-джаз. Ну, за эйсид не скажу, но веселый, заводной фанк-фьюжн действительно наличествует. И, хотя музыканты временами сами перед собой ставят такие задачи, перед решением которых то ли по молодости, то ли от общего азарта теряются, группа эта действительно производит благоприятное впечатление.
Ну, и заключение. Питерским джазовым деятелям обычно свойственно абсолютизировать значимость джазовой жизни в своем городе - мол, Питер - джазовая столица России, джаз у нас играют каждый день и т.п. Все так: играют. Другое дело - что и как. Готов подписаться под каждым словом подобных заявлений, если бы этот сборник состоял из последних четырех треков (ну - вах, будем джигитами - из пяти).

Ella Trafova & David Goloshokin Quartet "I remember..."
Ella Trafova &
David Goloshokin
Quartet
"I remember..."
Jazz Philarmonic Hall,
1998

Новый альбом Давида Голощекина и его постоянной музыкальной партнерши - вокалистки Эльвиры Трафовой, содержащий джазовую вокальную классику (он посвящен одновременно Джорджу Гершвину, Дюку Эллингтону, Элле Фицджералд, Саре Воэн и Кармен МакРэй). Как и предыдущие, альбом записан прямо в Филармонии джазовой музыки Санкт-Петербурга, как и предыдущие - продается почти исключительно на концертах там же. Басист Владимир Козлов, барабанщик Виктор Щербин и пианист Петр Корнев обеспечивают достаточно надежный и мягкий фундамент, на котором сам Давид Семенович солирует на вибрафоне, флюгельгорне, тенор- и сопрано-саксофоне, скрипке и Хаммонд-органе, а Элла Трафова, соответственно - поет. Плотный, мягкий звук записи вполне комфортен для слушателя...
Честно сказать - сейчас я скажу два слова, которые ни в одной профессиональной рецензии нельзя произносить - альбом понравился. Там, где Голощекин солирует на органе - просто чистый восторг. Но есть несколько моментов, которые вызывают вопросы.
Оставим в стороне ненужный пафос статьи на обложке, провозглашающий Трафову единственной профессиональной джазовой певицей России (может быть, все-таки только Санкт-Петербурга?), а Питер - джазовой столицей этой страны (понятно, что местное самолюбие этими словами сильно тешится, но нельзя же объявлять широковещательно такие вещи только на том основании, что в двух городских клубах джаз играют ежевечерне!). Главный вопрос - все-таки вокал самой Эльвиры Трафовой. Ну не звучат в ее исполнении баллады. Активная, с навязчивыми "мяукающими" приемами-призвуками манера ее пения отлично подходит для быстрых свингеров, но в балладах после определенного момента просто утомляет. Хотя манера, индивидуальность, такт, вкус - все это есть. И альбом все равно хороший - отнюдь не только по принципу "на безрыбье и рак свистнет".

Константин Волков

На первую страницу номера