| 
		"Альтернатива" - первый и единственный наш фестиваль, начавшийся в эпоху 
        перестройки и гласности и переживший свое время. Даже два времени, если 
        считать эклектичный и безденежный постсоветский период (с 1993 по 1998 
        гг.), когда бесхозной "Альтернативе", чтобы выжить, приходилось рядом с 
        суперзвездными именами (от ансамбля "Модерн" до Питера Хэммилла) 
        включать в афиши концерты-квартирники. Но в мае 1999-го года именно "Альтернативой" открылся культурный центр 
        "Дом". В ряду "домашних" фестивалей ("Глубокая глотка или Опасные 
        связки", "По ковру", "Кубок Ориона", ФСК) "Альтернатива" - самый 
        радикальный, самый экспериментальный. Его цель - объединение всех 
        "авангардных" тенденций в мировой музыке, пост-роке, "свободном джазе" и 
        высокотехнологичном звуковом творчестве.
 "Альтернатва 19: музыка в реальном времени", собственно, и задумывалась 
        так. Чтобы в конце фестиваля его участники устроили нечто вроде jam 
        session - свободную коллективную импровизацию. Подобный эксперимент был 
        предпринят лишь однажды - на первой постсоветской "Альтернативе-93" - 
        импровизировали под фонограмму Полин Оливерос "Восторг троглодитов". И 
        мисс Оливерос конечный результат одобрила. Но теперь место фонограммы 
        займет ЖИВАЯ МУЗЫКА В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ - акустическая - академическая 
        композиция и постиндустриальный нойз… что может быть значительнее 
        поисков общего языка?
 Разумеется, все участники "Альтернативы" показывают и свои собственные 
        проекты:
 
 Программа:
 5 мая
 Ансамбль ФИГГС (Петербург)
 Очередной проект Николая Судника - лидера легендарной группы советского 
        андерграунда "Зга".
 
 6 мая
 1 отделение
 Вечер памяти Альбины Стояновой (Стефану)
 Пять коротких электронных сочинений Альбины Стояновой. Романсы "Поэма 
        ночи" и "Рифмологион" в исполнении Светланы Савенко - сопрано и Олеси 
        Ростовской - фортепиано, камерное сочинение "А-Трели" для кларнета, 
        скрипки, виолончели и фортепиано в исполнении ансамбля музучилища имени 
        Ипполитова-Иванова.
 Электронные сочинения:
 1.Бирюльки (1994)
 2. Rockefeller (1998)
 3. Unseen Voices (1996)
 4. Демон (1997)
 5. Music Box (1998)
 видео (для электронных сочинений) - Андрей Топунов
 
 Подробнее
 Альбина Стоянова-Стефану (1969-2003) окончила Московскую консерваторию 
        как композитор и Post-graduate studies (аспирантуру) в Дартмут-колледже 
        по специальности электроакустическая музыка у одного из создателей 
        синклавира Джона Эпплтона. Эстетически была связана с Ассоциацией 
        современной музыки-2. По заказу Альтернативы-95 сочинила самое известное 
        свое произведение "А-трели". Сотрудничала с Термен-центром, выступала 
        как профессиональная вокалистка и в США занялась не свойственной нашей 
        электроакустике text-sound composition.
 В программе вечера прозвучат практически все ее сочинения.
 
 2 отделение
 Агата Зубель (Agata Zubel) - голос, препарированное фортепиано, 
        электроника
 Цезары Духновски (Cezary Duchnowski) - голос, электроника
 Дуэт композиторов-исполнителей Агаты Зубель - Цезары Духновского. Вместе 
        - они лауреаты Конкурса электроакустики ЮНЕСКО (Рим 2004). Композитор и 
        певица Агата Зубель - одна из самых ярких личностей современной польской 
        музыки, лауреат нескольких композиторских конкурсов в Польше и за 
        рубежом (в т.ч. имени Юргенсона в России). Как вокалистка исполняет 
        музыку многих современных композиторов - от классика ХХ века Лючано 
        Берио до молодых экспериментаторов-электронщиков (своего партнера Цезары 
        Духновского, австрийца Бернхрда Ланга, бразильца Альфредо Виньяо).
 
 7 мая
 Новый джаз: группа Spooky Actions (США)
 Вариации на темы Антона Веберна
 Название Spooky Actions ("Призрачные действия") - это из мало известной 
        у нас фразы Эйнтштейна, который таким образом охарактеризовал поведение 
        элементарных частиц, сравнивая их с макромиром.
 Это проект гитариста и одновременно профессора Принстонского 
        университета Брюса Арнольда - эзотерического экспериментатора, 
        берущегося за совершенно, казалось бы, не подвластный новоджазовой 
        импровизации материал: от григорианских песнопений Хильдегарды фон 
        Бинген и индейских обрядовых песнопений до блюзов в додекафонной системе 
        (с известным у нас французским гармошечником Кер-Урио) и даже сериализма 
        Антона Веберна. Несмотря на это и на нетрадиционный импровизационный 
        стиль, даже весьма консервативный джазовый журнал Down Beat дал двум 
        альбомам Трио высшую оценку. Последнюю программу ансамбль Брюса Арнольда 
        будет показывать и в Москве.
 
 8 мая
 Новая импровизационная музыка:
 1 отделение
 группа "Князь Мышкин" (Минск) - импровизационный проект гитариста 
        Леонида Нарушевича, в свое время лидера пост-рок-группы "Зартипо". Между 
        прочим, обозреватель "Московских новостей" Юрий Васильев начинал как 
        пианист "Князя Мышкина"…
 2 отделение
 Дмитрий Александрович Пригов, Ираида Юсупова, Александр Долгин. Проект "Видеоопера". 
        "Россия" (при участии кота Васьки и его хозяина Германа Виноградова); "Сизифъ" 
        (мировая премьера); "Книга" (перформанс Дм. А. Пригова и Ираиды Юсуповой 
        и "живым" видео Александра Долгина, первое исполнение).
 3 отделение
 межжанровая коллективная импровизация всех участников фестиваля.
 
          
           Дмитрий Ухов |