502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18, 2005
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Йонас Ючас: "Программа Kaunas Jazz’a - это ступени!"
Репортаж с фестиваля "Каунас Джаз":
часть I
часть II

Господин Ючас, за эти 15 лет проведения фестиваля какой год вспоминается как самый трудный?

Йонас Ючас- Ой, каждый раз новые трудности! Вот прошлогодний фестиваль вспоминать приятно, потому что смета его была составлена таким образом, что мы даже имели некоторый запас средств - мы ведь каждый год по окончании фестиваля боимся, не станем ли банкротами. Есть проблемы, которые уже стали "фестивальной традицией" - например, задержка начала концертов из-за продолжительных саунд-чеков. В этом году самая большая трудность состояла в том, что фестиваль получился очень продолжительный (11 дней) с очень большим числом концертов (около 30 на сценах Каунаса и Вильнюса). И, конечно, большой и трудный бюджет фестиваля давил и не давал нам, организационной группе, до конца расслабиться и получить удовольствие от музыки вместе с публикой.

Нынешний фестиваль действительно получился очень долгим, но немного пустоватым в середине?

- Это связано с тем, что во время рабочей недели люди, придя с работы, не готовы идти еще и на джаз или всю ночь веселится на джем-сейшне, ведь на следующее утро опять на работу. Марафон в 11 равно насыщенных концертных дней зритель вряд ли выдержит. Поэтому будние дни мы немного разгрузили от событий для публики, заполнив их более специализированными мероприятиями: провели мастер-класс, открыли фотовыставку, показали фильмы о "Каунас джазе" прошлых лет, провели первую Международную академическую конференцию по проблемам джаза, дали старт экспериментальному проекту электронного джаза e@jazz.

Идея проведения конференции…

- …пришла в голову не мне. Несколько лет назад на фестивале в Бирштонасе наши музыковеды вспомнили, что близится юбилейная дата литовского джаза и надо как-то эту годовщину отметить: конференцию провести или компакт выпустить. Я предложил, чтобы каждый из фестивалей взял на себя часть юбилейных обязанностей, была идея скооперироваться и попросить у министерства средства. Но, как всегда, получилось, что каждый сам за себя, и для общих усилий не хватает инициативы. А потом музыковеды поссорились из-за точной даты, от которой надо вести отсчет истории литовского джаза. А у нас на носу был юбилейный 15-ый фестиваль, с которого тоже хотелось начать какую-то новую традицию в литовском джазе. И мы решились провести научную конференцию по проблемам литовского джаза в европейском и мировом контексте.
С этого года фестиваль "Каунас Джаз" первым на постсоветском пространстве стал членом European Jazz Network. Нас часто просят рекомендовать литовские джазовые проекты на фестивали Европы, и выходит, что из года в год мы одни и те же коллективы предлагаем. Это проблема! Сейчас в литовском джазе, на мой взгляд, налицо определенный кризис жанра. Вроде бы талантливых музыкантов всех поколений у нас достаточно, но если хочешь сделать фестивальную программу европейского уровня, оказывается, что музыканты есть, а действительно новых проектов нет. Поиграть в клубе "традицию" еще могут, а создать что-то свое, совершенно новое и уникальное, что соответствовало бы мировым тенденциям в джазе - ничего не выходит. Литовский джаз сейчас вошел в период "застоя зрелости". Нужна новая музыка, новые течения. Я очень уважаю старый джаз, но новое время рождает новую музыку. Об этом тоже хотелось поговорить об этом на конференции...
Есть еще одна проблема, которую хотелось обговорить: в Литве правительство вспоминает о джазе, когда надо представлять страну на международном уровне. Так было во время Лейпцигской книжной ярмарки, куда направили джазменов, Пятрас Вишняускас представлял Литву в Японии на всемирной выставке Expo. При этом на джазовые фестивали министерство культуры выделяет совершенно мизерные деньги: к примеру, на фестиваль современного танца - 95 тысяч литов, а на джазовые фестивали - по 6 тысяч литов на каждый. Это несоизмеримые суммы! Слишком большая разница, слишком контрастная цифра. Поэтому на конференции хотелось сравнить положение джаза в Литве с Европой и США. Проблемы ведь фактически те же самые, значит и опыт выхода из них можно перенять.

15 лет проходит ваш фестиваль. За это время выросло целое поколение публики. К какой музыке их приучил "Каунас Джаз"?

- К совершенно разной! Я люблю повторять, что программа нашего фестиваля - это ступени: от самой простой музыки до самой сложной. Душа и сердце человека безграничны и могут принять весь спектр музыки. Наш фестиваль, будучи джазовым по определению, старается представлять самый широкий спектр жанра, чтобы человек от поп-джаза мог вместе с нами со временем подняться до самых авангардных его форм. Если слушатель устал - он может остаться на своей ступеньке, отдохнуть - и идти дальше. Такова наша музыкальная политика последние пять лет: демократичность и полистилистика.
Но фестиваль тоже живой организм и мы меняемся со временем. Каждый год мы проводим во время фестиваля соцопрос публики. Не скажу, что следующий форум мы планируем буквально по результатам опроса, но мы его учитываем. Я никогда не стану делать фестиваль, руководствуясь только vox populi - не стоит идти на поводу у публики, ее надо вести за собой, открывая все новые и новые горизонты в музыке - такова миссия нашего фестиваля.

Раньше вы проводили выездные концерты фестиваля в маленькие города региона. Почему сейчас отказались от этой практики?

- Не отказались, но фестивальная программа в этом году была такой обширной, что для ее реализации мы свозили аппаратуру чуть ли не со всей Литвы. Именно отсутствие хорошей аппаратуры мешает нам проводить концерты в провинции: на плохой музыканты не хотят играть, а возить с собой не всегда получается. У нас много фестивальных сцен, и вся аппаратура задействована. К тому же последние три года на фестивале не выступают звезды малой величины, а значит - технический райдер всегда очень серьезный.

Я была поражена фестивальным концертом во Дворце спорта: трудно поверить, что в маленькой Литве джаз собирает такие залы!

- Да, мы начали эту традицию "Больших концертов" в прошлом году и, признаться, совершенно не рисковали, потому что были такие имена - Рой Харгроув с проектом RH Factor и Al MacKay All Stars feat. Earth Wind & Fire Experience. В этом году слово ABBA (проект "Funky ABBA" Nils Landgren & Funk Unit - А. К.) отпугнуло некоторых поклонников джаза, но все же "Каунас Джаз" приучил свою публику к тому, что некачественная музыка на его сцену не попадает. Наш билет - как страховка. Тем более что сейчас есть Интернет - никого не обманешь, ничего не скроешь. Обратная сторона медали: некоторые думают, что если нет сайта музыканта в Интернете, значит это неинтересно. Но в мире есть много маленьких любопытнейших проектов талантливых музыкантов, которым не важно, написаны ли их имена большими буквами на обложках глянцевых журналов. Фестиваль призван давать открытия!

Не секрет, что в программе фестиваля организатор всегда закладывает один пункт для себя, для души…

- В прошлом году такой моей сбывшейся мечтой было приглашение на фестиваль Al MacKay All Stars feat. Earth Wind & Fire Experience. В этом году моя душа радовалась приезду Джошуа Редмана с Elastic Band’ом. Программу фестиваля составляем я и моя дочь, Индре. Мы советуемся с директором эстонского фестиваля JazzKaar, дружественными норвежскими фестивалями: три-четыре раза в год встречаемся, обмениваемся планами и предложениями. В этом году по нашей инициативе в Каунасе и в Таллинне выступили Coco Mbassi, Philip Hamilton & Greg Osby, Nicole Willis и Real People. Признаться, соотношение тех, кто хотел приехать на Kaunas Jazz 2005 и кто приехал, была 1 к 12! На наш фестиваль любят возвращаться сайдмены звезд со своими собственными проектами: это очень интересная практика.

Как родилась традиция джазовых концертов в синагоге: как естественное развитие практики проведения концертов сакрального джаза в костелах?

- Нет, был прецедент, который натолкнул меня на мысль о проведении концертов в синагоге. Я уже работал в литовском сейме, когда тогдашний каунасский мэр допустил в своих речах несколько антисемитских заявлений. Дошло до того, что в Каунас стали отказываться приезжать иностранные послы. Мой давний знакомый и его жена, которые работают в администрации каунасской синагоги, подали мне идею проведения фестивальных концертов Jewish Theme in Jazz, первый из которых прошел в 2001 году. В прошлом году мы хотели начать делать концерты джаза в православном храме, но фестиваль попадает на дни православной Пасхи, и это не очень удобно. Но мы к этой задумке обязательно вернемся! Мы даже вели переговоры о концертах в мечети, но мусульманская религия запрещает исполнять в храме музыку, и от этой идеи пришлось отказаться.

Под вывеской Kaunas Jazz’a проходят также "Концерт года" и серия осенних концертов фестиваля.

- Да-да. Вышло так, что осенью 2002 года нам предложили организовать концерт Take 6, и мы просто не смогли отказаться. На следующий год программа "Kaunas Jazz Autumn" стала бы украшением любого крупного фестиваля: Victor Bailey Group (США), Mezzoforte (Исландия), Bugge Wesseltoft (Норвегия), Lars Danielsson (Швеция). Мы вошли во вкус! Завершающий фестивальный год "Концерт года" мы также делаем в кооперации с арт-директором эстонского JazzKaar Анне Эрм, которая в это же время в Таллинне проводит концерты "Jazz Christmas". Так что наш брэнд Kaunas Jazz на виду несколько раз в году - у публики просто нет времени забыть о нас!

беседовала Анастасия Костюкович,
журнал "Jazz Квадрат" (Минск, Беларусь)

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service